Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Особенности обучения детей дошкольного возраста составлению рассказа с придумыванием концовки»

Елена Смирнова
Мастер-класс для педагогов «Особенности обучения детей дошкольного возраста составлению рассказа с придумыванием концовки»

Мастер – класс для педагогов «Особенности обучения детей дошкольного возраста составлению рассказа с придумыванием концовки»

2 слайд

Тема моей презентации - «Особенности обучения детей дошкольного возраста составлению рассказа с придумыванием концовки»

В ФГОС ДО выделены задачи речевого воспитания дошкольников в самостоятельную образовательную область «Речевое развитие».

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Особенности обучения детей дошкольного возраста составлению рассказа с придумыванием концовки“» размещена в разделах

Составление рассказа с придумыванием последующих событий является одной из форм развития речевого творчества.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу.

3 слайд

Конкретные задачи обучения детей творческому рассказыванию определены учебной программой дошкольного образования

1. Учить детей самостоятельно, целенаправленно составлять рассказ, соблюдая его композиционную целостность и художественную выразительность.

2. Развивать творческую продуктивность.

3. Учить совершенствовать новый вариант рассказа.

4. Формировать интерес к творческому рассказыванию в игровой деятельности. 5. Развивать оценочное суждение о качестве рассказывания как своих, так и товарищей.

Воспитательные задачи:

Воспитывать положительное отношение к рассказам товарищей, умение выслушивать их внимательно, обращая внимание на построение сочинения, исполнения выразительных средств языка.

4 слайд

Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются :

1. Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни.

Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений.

2. Обогащение и активизация словаря, дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.

3. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

4. Правильное понимание детьми задания придумать. т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

5 слайд.

Методические приемы по обучению детей творческому рассказыванию (по О. С. Ушаковой)

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

1)В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

Например по теме «Что случилось с девочкой» детям предлагают такие вопросы: «Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?» Было дано указание придумать рассказ. Если дети затрудняются, педагог подсказывает («Может быть, она была на даче или заблудилась на шумной улице города»).

2)С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжение авторского текста. Так, после чтения и пересказывания рассказа Л. Толстого «Сел дед пить чай» педагог предлагает продолжить его. Показывает, как можно придумать конец, давая свой образец.

3).Более сложный прием – рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем : «Подарок маме». Лучшие рассказы мы запишем». Педагог ставит перед детьми учебную задачу, мотивирует ее, предлагает тему. Сюжет, называет основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности. В конце такого занятия можно нарисовать поздравительные открытки для мам.

4) Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовать детей, знакомить с главным героем и его характером. С обстановкой, в которой происходит действие. Е. И. Тихеева рекомендовала давать такое начало, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях.

5) Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавливать свой рассказ. Педагог советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план.

6) Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши» : «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед. Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Этот образец в виде начала рассказа можно дополнить пояснениями: «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-нибудь интересное или смешное».

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром мультфильмов.

Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей – героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет персонажей.

7) Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

О. С. Ушакова предлагает составлять план в непринужденной форме. Например, в придумывании сказки «Приключения ежика» воспитатель дает следующий план: «Сначала расскажите, как ежик собрался на прогулку, что интересного увидел он по дороге в лес, и придумайте, что же с ним произошло». В дальнейшем, когда дети научатся составлять рассказы по предложенному плану, надобность в нем отпадает.

8) Придумывание рассказов по теме, предложенной воспитателем (без плана, дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и форму.

Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут быть объединены одной темой, например серия рассказов про Лену. «Новое платье Лены», «Какая игрушка понравилась Лене в детском саду» и т. д. Дети учатся наглядно в образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа.

Можно давать различные темы и для придумывания сказок о животных : «День рождения лисы», «Как заяц по лесу гулял», «Приключения волка» и т. д.

Полезно вести записи детских сочинений и составлять из них книжки-самоделки, альбом детских рассказов. Дать книжке или альбому интересное название, предложить детям нарисовать каждому к своему рассказу иллюстрации. Читать вместе с детьми их рассказы, дети с удовольствием по - многу раз слушают свои рассказы.

6 слайд.

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения, привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей. То есть, чем больше ребёнку читают,тем более развита становится его речь и воображение.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды:

На наглядной основе – по картине, об игрушке или предмете, инсценировки.

На словесной основе - рассказы реалистичного характера, сказки, описания природы.

7 слайд.

Старший возраст. Составление сюжетного рассказа на наглядной основе (картине).

Цель: Учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине :рассказывать о событиях предшествующих изображенным на картине, придумывать продолжение сюжета, концовку.

Рекомендуемые картины: «Кошка с котятами», «Строим дом», «Играем в кубики», «Нашли ежа», «Игры зимой».

План:

• 1. Предварительная беседа.

• 2. Рассмтривание картины.

• 3. Беседа об основных моментах сюжета.

• 4. Целевая установка на составление рассказа.

• 5. Сообщение плана рассказа (или обсуждение его с детьми)

• 6. Рассказы детей (в начале года – приё м совместных действий: воспитатель начинает, дети продолжают и заканчивают рассказ; коллективное рассказывание – несколько рассказчиков) с оценкой речевой деятельности.

• 7. Заканчивается рассказ хорошим образцом рассказа ребёнка или воспитателя.

• 8. Итоги занятия (краткая формулировка темы и сюжета рассказа.

Методические приемы:

• Беседа об узловых моментах сюжета

• Совместные речевые действия

• Коллективный рассказ

• Речевой образец (допустим в начале, середине и в конце занятия)

8 слайд.

Подготовительная к школе группа. Составление сюжетного рассказа на наглядной основе (картине).

Цель: Учить самостоятельно придумывать события,предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Активизировать приемы воображения «вхождения в картину». Учить описывать картину по серии картин.

План:

• 1. Предварительная беседа, подготавливающая к восприятию картины.

• 2. Рассматривание картины.

• 3. Беседа по картине, включающая вопросы, активизирующие воображение (что можно почувствовать, услышать, находясь в месте действия картины и т. д.)

• 4. Целевая установка на составление рассказа по плану.

• 5. Составление о обсуждение с детьми плана рассказа.

• 6. Рассказы детей (коллективный рассказ)

• 7. Оценка рассказов детей (полнота рассказа, последовательность излагаемых событий, использование разных интонаций, темпа речи, образных выражений и др.)

• 8. В конце занятия дети должны услышать хороший образец рассказа (ребенка или воспитателя).

• 9. Итоги занятия с краткой формулировкой темы и сюжета.

9 слайд.

Повествовательный рассказ по сюжетной картине.

Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины и передать его, но и с помощью воображения передать предшествующие и последующие события. В данном случае можно предварительно составить план в виде вопросов, который помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 – 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.

В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ. Далее - рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности.

10 слайд.

Придумывание рассказа по серии сюжетных картин

Сначала детям показывается кульминационная часть (средняя картина, детям предлагается придумать предшествующие и последующие события. Заслушав несколько рассказов детей, показываются первая,затем последняя картина, происходит обсуждение, какой рассказ был более точным по сюжету.

11 слайд.

Придумывание продолжения рассказа о предмете или игрушке.

Рассказ воспитателя : «Около нашего детского сада я нашла зайца (показывает игрушку).Он сидел и плакал. У всех зверей есть дом : лиса прячется в норе, медведь спит в берлоге, а у зайцев нет дома. Они прячутся под кустиками…

- Как помочь зайцу? (Построить ему дом, из какого материала, какая мебель нужна зайцу и т. д.)

«Магазин посуды»

Заяц позвал на новоселье своих друзей. И вдруг вспомнил, что у него совсем нет посуды. Он отправился в магазин, чтобы ….

(Он выбрал зеленые чашки, чтобы налить в них чай.)

12 слайд.

Придумывание продолжения рассказа по набору игрушек

«Девочка пошла в лес. Кого она встретила в лесу? Подумайте, о чем разговаривала девочка со зверятами? Что произошло дальше, вы расскажете сами. «Если бы девочка пошла не в лес, а на ферму к дедушке, то кого она могла бы встретить? О чем говорила девочка с домашними животными?»

13 слайд.

Придумывание детьми продолжения авторского текста

Сначала детям читают рассказ, затем они его пересказывают, затем дается задание продолжить рассказ. Можно дать образец. Е. Чарушин «Лисята».

-Как лисята попали к охотнику?

-Что случилось после того, как лисята подросли?

Придумывание продолжения и завершения рассказа начатого воспитателем.

Этот вид творческого рассказа принято считать наиболее легким.

Начало рассказа должно быть таким, чтобы заинтересовать детей, познакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие.

Например: «Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать песни птиц. Сегодня он вышел рано и зашел особенно далеко. Место было незнакомое. Даже березы были какие - то другие – толстые, со свисающими ветвями. Вася сел отдохнуть под большую березу, и задумался, как найти дорогу домой. Направо вела еле заметная тропинка, но куда она ведет, Вася не знал. Прямо начинался какой-то спуск, а налево был густой лес. Куда идти?»

Дети должны придумать, как Вася выбрался из леса

14 слайд.

Придумывание рассказов или сказок аналогичных прочитанному

Пример после прочтения сказки к. Ушинского «Бишка».

а) Выбор домашних животных для придумывания сказки по индивидуальной картинке (с помощью отгадывания загадок о кошке, корове, курице).

б) Придумывание выбранным животным кличек (кошка Мурка, корова Буренка, курица Пеструшка).

в) Закрепление представлений детей об этих домашних животных в игре «Кто что делает?»путем подбора действий с последующим составлением предложений с однородными сказуемыми. (кошка - мышей ловит, песенки поет, мурлычет, мяукает, умывается, лакает молоко, лижет лапку. курица - яйца несет, цыплят выводит, зерно клюет, червяков ищет, траву щиплет, кудахчет, цыплят защищает. корова - кормит людей, дает молоко, сметану, творог, масло; пасется на лугу, мычит, сено жует, бодает.

г) Размышления и ответы на вопросы:

Что было бы, если бы мы попросили кошку (корову, курицу) почитать книжку?

Что на это предложение ответила бы кошка (корова, курица?

д) Составление плана сказки (басни) о Мурке (Буренке, Пеструшке).

Задание Мурке (Буренке, Пеструшке, Отношение Мурки (Буренки, Пеструшки) к чтению книжки.

Рассказ Мурки (Буренки, Пеструшки) о своих полезных делах.

е) Варианты сказки (сказки) о Мурке (Буренке, Пеструшке, придуманные детьми.

15 слайд.

Рассказывание по сюжету, предложенному педагогом

Сюжеты для придумывания реалистических рассказов охватывают область детских игр и развлечений, например: «Сереже подарили новую игрушку», «Люда и Света играют в школу», «Галя учится кататься на коньках», «Юра и Маша пускают весной кораблики», «Ира с Вовой смотрят по телевизору веселый мультфильм». Ряд сюжетов ориентирует на придумывание рассказов морально-этического содержания: «За что бабушка сказала внуку спасибо», «Вера — мамина помощница», «Маша пришла, на помощь своему младшему брату», «Кто научил Катю переходить улицу». Некоторые сюжеты отражают интерес детей к животному миру, к природе: «Сережа вывел на прогулку своего щенка», «Вера помогает бабушке ухаживать за курицей с цыплятами», «Гриша с ребятами пошел в лес за грибами», «Забавные приключения рыжего котенка».

Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем «Подарок маме». Педагог поставил перед детьми учебную задачу, мотивировал её, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно, расположить события в определенной последовательности.

16 слайд.

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему.

Использование этого вида творческих рассказов возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог может советовать, о чем можно придумать рассказ, предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план

«Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко – о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине, и о чем в конце. После этого расскажешь все». Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интереснее придумает».

17 слайд.

Навык творческого рассказывания для будущих школьников крайне важен. На нем будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений и пр. Совершенствование в процессе составления творческих рассказов детского воображения позитивно отразится на познавательной деятельности и личностных качествах ребенка. Ведь почти вся человеческая духовная и материальная культура является продуктом творческого воображения. Благодаря воображению, человек планирует свою деятельность, творит, познает необъятный окружающий мир.

Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть, по определению О. С. Ушаковой, «высшее достижение речевого развития дошкольника».

Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок в этот период, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано. Какую огромную и ответственную задачу возложила на педагогов-дошкольников сама природа! И мы должны сделать все, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития ребенка.

Примером может служить незаконченный рассказ Л. А. Пеньевской «Как Миша варежку потерял» (см. : Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., 1976). Воспитатель задает детям вопросы: «Нашел ли Миша свою варежку? Как это произошло? Кто ему помог?» Это дает толчок творческому воображению детей. Однако его необходимо направить так, чтобы дети создавали правдоподобные, жизненные ситуации. Если рассказы составляются однообразно, следует поговорить о том, что еще могло произойти с Мишиной варежкой, т. е. предложить различные варианты (может быть, она зацепилась за куст или ее утащил щенок и т. п.).

Надеюсь, что информация по данной теме была интересна и полезна вам, спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Волшебная тучка» для обучения чтению и составлению словДидактическая игра «Волшебная тучка» для обучения чтению и составлению слов Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. И человек стал человеком исключительно потому,.

Конспект НОД по составлению рассказа по картине «Лиса с лисятами» в подготовительной группе Конспект НОД по составлению рассказа по картине «Лиса с лисятами» в подготовительной группе Цель: Создать условие для связного составления.

Конспект занятия по составлению рассказа по картине «Пожар» с элементами экспериментированияКонспект занятия по составлению рассказа по картине «Пожар» с элементами экспериментирования Занятие по развитию речи и обучению рассказыванию с элементами экспериментирования. Составление рассказа по картине «Пожар» Задачи:.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Предлагаю Вашему вниманию мастер- класс для педагогов ДОО: «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Всем нам известно, что на.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Мастер-класс для педагогов «Использование игр на липучках для развития детей дошкольного возраста» Цель: -повышение профессионального мастерства педагогов через обмен опытом, путем показа последовательности действий, методов, приемов и.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Особенности обучения детей дошкольного возраста составлению рассказа с придумыванием концовки»
Опубликовано: 28 января 2024 в 17:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Особенности обучения детей дошкольного возраста составлению рассказа с придумыванием концовки»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Смирнова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД