Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Интеллект карта как средство речевого развития дошкольников»

Москвина
Мастер-класс для педагогов «Интеллект карта как средство речевого развития дошкольников»

Мастер-класс

На тему: «Интеллект карта, как средство речевого развития дошкольников

Подготовила

Воспитатель

МКДОУ детский сад № 13

Москвина Н. В.

Цель: формирование компетентности педагогов в использовании метода интеллект-карт в развитии речи старших дошкольников.

Задачи:

1. Вызвать у педагогов интерес к методу интеллект-карт.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Интеллект карта как средство речевого развития дошкольников“» размещена в разделах

2. Познакомить педагогов с методом интеллект-карт, рекомендациями по их составлению.

3. Создать условия для получения педагогами практического опыта создания интеллект-карты.

Планируемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ, их мотивации по системному использованию в практике развития речи детей старшего дошкольного возраста метода интеллект-карт.

Добрый день, уважаемые коллеги. Добро пожаловать на мой мастер-класс. Что же такое мастер-класс?. Мастер-класс-это эффективная форма передачи знаний и умений, обмен опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников занятия. Тема моего мастер-класса «Применение метода интеллект-карт в развитии речи старших дошкольников». Свой мастер-класс мне хочется начать словами К. Д. Ушинского: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету” Это также тема моего самообразования в нынешнем учебном году. Такой данный метод стал для меня новой формой работы в речевом развитии детей и, как показала практика, формой достаточно эффективной. Почему я обратилась к этому методу? Потому что интеллект-карта — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.

Интеллект-карту можно применять для :

создания новых идей,

фиксации идей,

анализа и упорядочивания информации,

принятия решений,

развития творческих способностей.

Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Коротко расскажу историю этого метода.

Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты". В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

В чем же полезность данного метода?

Мы с вами знаем, что такие психические функции, как память, мышление, речь, творческие процессы, личностные качества, связаны с большими полушариями головного мозга. Функции левого и правого полушарий неравнозначны. Правое полушарие отвечает за образное мышление, левое-за абстрактное. Сейчас я вам предлагаю выяснить, у кого из вас какое мышление развито лучше. (Собираем ручки в кулачки, какой палец сверху то и мышление развито, складываем руки на груди-результат тот же).

На мой взгляд именно интеллект карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности, активизируется мышление и память, развиваются личностные качества, то есть интеллект-карта заставляет работать два полушария одновременно.

Благодаря своим свойствам, использование интеллект -карт в работе с детьми, позволило мне повысить интерес детей к программному содержанию, сделал процесс усвоения информации более структурированным, наглядным. При этом появляется возможность развития всех психических процессов, активизации различных анализаторов, творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка.

Стоит отметить полезные свойства интеллект - карт.

Наглядность - вся проблема в ее многогранном понимании отображается компактно.

Привлекательность – интеллект карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость – благодаря работе обоих полушарий мозга, использование образов и цвета, информация отображенная в интеллект карте, легко запоминаются.

Своевременность – интеллект-карта помогает выявить недостаток информации.

Творчество – интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

Возможность пересмотра- пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить еще лучше информацию, дополнить ее новыми идеями.

Существуют определенные требования к составлению интеллект- карт.

1. Лист расположить горизонтально.

2. Главная идея обозначается в центре страницы.

3. От центрального образа рисуем «отростки» первого уровня, которые и будут раскрывать главную идею. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке.

Это правило принято для всех интеллект-карт

Можно использовать, как слова, так и картинки, и каждая мысль обводится. А в процессе моделирования, могут добавляться различные символы, наглядность представлена в виде объектов и рисунков.

4. Используются цветные карандаши.

Так как цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Как же оформить интеллект- карту?

Рисуйте! Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Как правило, потом для восприятия информации с интеллект-карты вам даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.

Раскрашивайте! У каждого цвета есть свое значение, причем часто это очень индивидуально для каждого человека. В зависимости от придаваемого значения цвета можно существенно упростить и ускорить восприятие информации. Для того чтобы понять запрещающий цвет светофора, нужно мгновение. Точно так же вы можете считывать информацию с интеллект-карты, если будете понимать значения цветов, которые используются в ней.

Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро. Когда вы читаете лишь ключевые слова, у вас появляется чувство незавершенности, что вызывает множество новых ассоциаций, продолжающих интеллект-карту.

Используйте печатные буквы, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.

Связывайте мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ.

Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.

Интеллект карта используется в 3-х направлениях.

Первое направление-сбор материала о предмете и объекте.

Можно рассматривать один объект,

например «Карандаш», и составить интеллект карту по одному объекту. Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления.

Работа проводиться как индивидуально, так и фронтально.

Второе направление - это создание обобщенной интеллект карты, может являться итоговой работой по изученным темам.

Выполняя данное задание, дети развивают умение выделять главную мысль.

Работа может проводиться как индивидуально, так и фронтально.

Третье направление в использовании интеллект — карты - это развитие связной речи, т. е. готовую интеллект - карту, можно использовать для составления рассказа.

Также, интеллект -карту можно использовать не только по лексической тематике, но и по сказкам и рассказам, которые вы прочитали с детьми, и чтобы пересказать этот рассказ, можно составить интеллект- карту.

Выполняя данные задания у детей пополняется словарный запас, дети учатся связно, последовательно излагать свои мысли, становятся более общительными, применяют полученные знания в повседневной жизни. У детей формируется умения слушать друг друга.

Мастер класс.

- Уважаемые коллеги. Сегодня в рамках своего мастер-класса предлагаю дальнейшую работу продолжить по группам. Для этого я предлагаю первой группе создать интеллект- карту по одному объекту, например «Яблоко».

Вторая группа создаёт интеллект- карту по изученной теме «Зима».

Третья группа пересказать сказку Пушкина по готовой интеллект- карте.

Четвёртая группа. Ваша задача составить интеллект-карту по предложенному рассказу. По окончанию своей работы вам необходимо будет воспроизвести рассказ по составленной интеллект – карте

В заключении хочу сделать вывод:

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект карт в образовательной деятельности дает огромные положительные результаты.

Применение метода интеллект карт учит дошкольников видеть мир во всем его многообразии, находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится детям и в школе, и во взрослой жизни.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта (карта мыслей или ассоциаций).

Консультация «Игра как средство познавательно-речевого развития воспитанников младшего возраста»Консультация «Игра как средство познавательно-речевого развития воспитанников младшего возраста» Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим.

Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Цель мастера класса. Применить степ - логоритмику, как средство коррекции речи дошкольников. Задача. Познакомить.

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников» Мастер-класс для педагогов: «Су-Джок терапия, как средство здоровьесбережения дошкольников».Блог. Лариса Гацко. Сохранение и укрепление.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Мастер-класс по изготовлению игры для развития речевого дыхания для младших дошкольников «Оживи картинку»Мастер-класс по изготовлению игры для развития речевого дыхания для младших дошкольников «Оживи картинку» Мастер-класс по изготовлению игры для развития речевого дыхания для младших дошкольников "Оживи картинку" 1. Для изготовления игры для развития.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс для педагогов «Интеллект карта как средство речевого развития дошкольников» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Москвина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Интеллект карта как средство речевого развития дошкольников»
Опубликовано: 14 декабря 2022 в 18:57
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД