Лучший педагог года

Формирование предпосылок к учебной деятельности через обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста

Ирина Штефан
Формирование предпосылок к учебной деятельности через обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста

Слайд 1. Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс по теме моего самообразования на тему «Формирование предпосылок к учебной деятельности через обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и пособий».

Слайд 2. Цель мастер-класса: показать педагогам эффективность использования дидактических игр в обучении старших дошкольников грамоте и передать педагогический опыт проведения игр.

Публикация «Формирование предпосылок к учебной деятельности через обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Слайд 3. Задачи мастер-класса:

1. Систематизировать знания педагогических работников об особенностях работы по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста;

2. Представить личный педагогический опыт педагогам по использованию дидактических игр в подготовке старших дошкольников к обучению грамоте;

3. Сформировать у участников мастер класса практические навыки разнообразных приемов работы с детьми через использование дидактических игр при подготовке старших детей к обучению грамоте.

Слайд 4. За последние годы в нашей стране резко снизился уровень детской грамотности. Дисграфия становится одной из причин плохой успеваемости. Нарушения в речи также влекут за собой грубые ошибки на письме. Поэтому вопрос подготовки к обучению грамоте и предупреждения нарушений чтения и письма у дошкольников является актуальным на сегодняшний день.

Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько он к ней подготовлен. Хорошо развитая речь детей является одним из показателей готовности к обучению в школе. Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы, обобщает и объединяет их результаты. По существу, речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе и залог успешного освоения грамоты и чтения, так как письменная речь формируется на основе устной. Основой в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, развитие фонематического восприятия и слуха.

Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «обучение грамоте»?

Слайд 5. Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Исходя из этого определения, считаем правильным, использовать в детском саду термин «подготовка к обучению грамоте».

Слайд 6. Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте :

Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

• Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове.

• Знакомство детей с терминами : "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

• Умение работать со схемой предложения.

Принято считать, что работа по подготовке к обучению грамоте в детском саду состоит из трех периодов и каждый из них включает в себя несколько важных задачь.

Слайд 7. Задачи работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста

Первый период - средняя группа

Фонематические процессы

1. Восприятие внимания к звуковой стороне речи.

2. Формирование умения различать слова, сходные по звучанию (кот – кит, бочка – точка, миска – киска).

3. Формировать умения различать согласные и гласные звуки.

4. Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза.

Обучение грамоте

1. Формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.

2. Знакомство с некоторыми гласными и согласными звуками.

Второй период - старшая группа

Фонематические процессы

• Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова.

Обучение запоминанию и воспроизведению цепочек слогов.

• Совершенствование умения различать на слух гласные звуки.

• Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнения в различении на слух гласных и согласных звуков, подборе слов на заданные звуки.

• Совершенствование навыка анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трёх звуков.

Формирование навыка различения согласных звуков по признакам: глухой – звонкий, твёрдый – мягкий.

Формирование понятий звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук.

Формирование навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трёх слогов.

• Закрепление понятия слог и умения оперировать им.

Обучение грамоте.

1. Формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.

2. Ознакомление с буквами.

Третий период – подготовительная к школе группа

Фонематические процессы

• Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.

• Закрепление представлений о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков.

• Ознакомление с новыми звуками.

Оформление умения выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.

• Совершенствование навыков звукового анализа и синза слов из трёх – пяти звуков.

• Закрепление навыков слогового анализа и синтеза слов.

Обучение грамоте

1. Формировать умение правильно называть буквы русского алфавита.

2. Развитие навыков конструирования букв из палочек, кубиков, мазайки, навыков печатания.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности.

Таким образом, систематическая работа по программе обучения детей грамоте, поможет детям избежать трудности обучения в школе и является профилактикой дисграфии и дислексии.

Слайд с 8 по 13.

1. «Найди звук в слове»

Цель: развитие фонематического слуха, нахождение слова на заданный звук или места звука в слове.

Можно использовать следующие игровые приёмы по типу «Услышишь звук – подай сигнал».

2. «Подружим слова»

Дети восстанавливают грамматическую форму слов в предложении. Например: Мама, завязывать, девочка, бант

3. «Слова-друзья»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.

Материал: картинки по паре на определённые звуки (лук — лось, рыба — рубашка, кот — коза, жук — журавль, сок — собака и т. д.).

Ход игры. Дети берут на столе картинки, схожие по первому звуку. После чего воспитатель говорит, чтобы они нашли себе друга — того, у кого название картинки совпадает по начальному звуку.

4. «Четвёртый лишний»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить исключать из ряда схожих по определённому признаку предметов лишний; развивать мыслительные операции, память, внимание.

Материал: ряд картинок по 4 шт. в каждом, где только в трёх картинках первый звук слова совпадает. (Например, ЛЕВ, АИСТ, ЛИСТ, ЛЕЙКА).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть на ряд картинок, где в трёх картинках первый звук совпадает, а в четвёртой нет. Детям необходимо определить лишнюю картинку.

Слайд 14. И в окончании моего мастер-класса я бы хотела дать вам некоторые рекомендации.

Используемая литература

1. Гомзяк О. С. Программа «Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста». – М. : Издательство ГНОМ, 2013.

2. Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М. : Просвещение, 1972.

3. Журова Л. Е., Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет. / Методическое пособие. / Конспекты занятий.

4. Косинова Е. М. Пишем вместе с логопедом. – М. : Махаон, 2014.

5. Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи: Кн. Для воспитателя дет. Сада: Из опыта работы/ Под ред. В. В. Гербовой. -2-е изд., испр. -М. : Просвещение, 1988.-64 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию»Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию» Речь – одна из линий развития ребёнка. При помощи речи ребёнок может выразить свои желания, мысли, требования. Но этот чудесный дар природы.

Обучение детей старшего дошкольного возраста спортивной игре в бадминтон на улице в летнее времяОбучение детей старшего дошкольного возраста спортивной игре в бадминтон на улице в летнее время Фотоотчет обучению детей старшего дошкольного возраста спортивной игре в бадминтон на улице в летнее время. Бадминтон – спортивная игра,.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок к учебной деятельности через обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 октября 2021 в 05:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД