Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность дошкольников»

гузяль бахтиярова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность дошкольников»

Мастер – класс для педагогов ДОУ.

Тема. Экспериментальная деятельность дошкольников.

Цель: дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике; - продемонстрировать некоторые виды экспериментирования :

-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;

-распространение педагогического опыта.

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Экспериментальная деятельность дошкольников“» размещена в разделах

Практическая значимость: данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а остальные, поймут насколько это интересное и увлекательное занятие.

Задачи:

Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.

Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.

Материалы и оборудование: яйцо (сырое и варенное, пищевые красители, пищевая сода, лимонная кислота, стаканчики,2 апельсина, таз с водой, стакан с водой, пена для бритья, пищевые красители, пипетка, молоко, ватная палочка, мыльный раствор, капуста,бумажный макет - «улыбка».

Участники мастер-класса : педагоги ДОУ.

Ход мастер-класса.

І. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Добрый день, коллеги!

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется

В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выгодский.

Главные достоинства метода экспериментирования в детском саду :

1. Реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.

2. Обогащение памяти, активизируются мыслительные процессы.

3. Развивается речь.

4. Накопление фонда умственных приемов и операций.

5. Самостоятельность, целеполагание.

Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или событийностью.

В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать творческую личность.

Несколько важных советов:

1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;

2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.

3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;

4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;

5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, интернете;

6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;

7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;

8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

ІІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Сегодня я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

1. О материалах.

2. О природных явлениях.

3. О закономерностях в природе.

Опыт№ 1 «Сырые, вареные яйца».

Проведение: определить (вареной яйцо крутиться – сырое нет)

Вывод: в вареном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно крутиться. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смешивается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться с трудом.

Опыт№ 2 «Засохшие цветы».

Материалы:

- вода

- миска

- бумага, газета, картон

- ножницы

- карандаши.

Вырежьте из газеты "цветы". Сложите скрутите карандашом, лепестки к центру.

Используйте разную бумагу: тонкую, толстую, картон…

Проведение: распустятся бумажные цветы в воде или нет.

Что произойдет с "цветком", как вы думаете? Кидаем в воду один цветок лепестками вверх и смотрим, как он распускается.

Объяснение: Бумага производится из целлюлозы, которая составляет основу растений. Бумага вбирает в себя воду и расширяется, поэтому лепестки "раскрываются". Какой цветок распустится самым первым, а какой последним? и положите в воду цветы из разной бумаги и картона.

Опыт № 3 «Дождевые облака»

Необходимый инвентарь: стакан с водой, пена для бритья, пищевые красители, пипетка.

С помощью этого опыта схематично объясним детям как идет дождь. Сначала вода накапливается в облаках, а затем проливается на землю. В стакан налить воды на 2/3. Выдавить пену прямо поверх воды. Пипеткой на пену накапать окрашенную воду. Теперь наблюдаем как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие на дно стакана.

Опыт№4 Салют

Материал:

- лимонная кислота

- пищевые красители

- сода

- стаканчики

- вода

- тарелка.

Проведение: разведите в стаканчиках немного лимонной кислоты и пищевого красителя теплой водой. Дайте раствориться кислоте, чтобы не было осадка.

На тарелке рассыпьте ровным слоем соду, распределите ее равномерно по всей поверхности.

Для этого опыта я использовала 3 основных красителя: желтый, красный и синий. Смешаются ли краски в процессе реакции?Капните несколько капель цветной "воды" на соду и наслаждайтесь впечатлением. Капайте лимонной кислотой по чуть-чуть в разных частях тарелки, меняйте цвета, смотрите за фейерверком над тарелкой.

Опыт№5 «Цветные узоры на молоке»

Материалы: Молоко, пищевые красители, ватная палочка, мыльный раствор

Ход опыта: молоко разлить по тарелкам, добавить краску, затем обмакнуть палочку в мыльный раствор и опустить в молоко, краски начнут двигаться. Объяснение: молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители

Опыт № 6 «Надуй шар» Налей воду в бутылку и раствори в ней чайную ложку пищевой соды.

2. В отдельном стакане смешай сок лимона с уксусом и вылей в бутылку.

3. Быстро надень шарик на горлышко бутылки, закрепив его изолентой. Шарик будет надуваться. Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.

Опыт № 7 «Исчезающий мелок»

Для зрелищного опыта нам пригодится небольшой кусочек мела. Опустите мел в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет.

Мел это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.

Опыт № 8 «Краснокочанная химия»

Мелко нарезанную капусту кладем в стаканчик и заливаем кипятком на 5 минут. Процеживаем сквозь тряпочку настой из капусты.

В другие три стаканчика наливаем холодную воду. В один стакан добавляем немного уксуса, в другой, немного соды. Добавляем капустный раствор в стакан с уксусом – вода покраснеет, добавляем в стакан с содой – вода окрасится в голубой цвет. Добавляем раствор в стакан с чистой водой – вода останется темно-синей.

Результаты опытов порой удивляют и взрослых, и детей, они очень интересны легкодоступны. Мое пожелание: если какой-то опыт не получился сразу, не опускайте руки, а повторяйте его до тех пор, пока не добьетесь нужного результата.

Рефлексия.

1. Полезна ли была вам информация мастер – класса (предложить участникам поднять «улыбочки»- макет из бумаги).

2. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию, вы можете использовать полученную информацию.

Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов ДОУ» Цель: повышение компетенций педагогов в условиях использования в своей работе мастер-класса. Задачи: 1. Уточнить знания педагогов о назначении,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей» Мастер – класс для педагогов ДОУ Тема: «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников» Мастер-класс для педагогов ДОУ детский сад №15 «Мнемотехника- как средство развития связной речи дошкольников» Воспитатель: Пестрецова.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников» Наш Крым славится своей историей, известными архитектурными памятниками культуры, красивыми уголками природы. Я люблю свой Крым, свой город,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством детского экспериментирования» Мастер-класс «Развитие речи дошкольников посредством детского экспериментирования» СЛАЙД 1 Подготовила педагог высшей квалификационной.

Мастер-класс для педагогов на тему «Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников» Мастер- класс на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников» Цель мастер-класса: повышение.

Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ с использованием ИКТ»Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ с использованием ИКТ» Цель. Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей дошкольников. Представление опыта работы по.

Мастер-класс для педагогов «Экспериментальная деятельность дошкольников «Веселая наука для малышей» Экспериментальная деятельность дошкольников. «Веселая наука для малышей». Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе.

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность с разнообразными материалами для родителей старшей группы» Цель мастер-класса: показать родителям разнообразные виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой, магнитом и т. д. Задачи: 1. Вовлечь.

Театрализованная деятельность в развитии творческих способностей педагогов ДОУ. Мастер-класс для педагогов 1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей дошкольников. 2. Представление опыта работы по.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность дошкольников» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем гузяль бахтиярова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность дошкольников»
Опубликовано: 24 марта 2019 в 14:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД