Получи документы

Мастер-класс для педагогов ДОО «Использование техники «друдлы» в развитии речи и творческих способностей дошкольников» (1 фото)

Наталья Куделькина
Мастер-класс для педагогов ДОО «Использование техники «друдлы» в развитии речи и творческих способностей дошкольников»

Мастер-класс для педагогов ДОО

«Использование техники «друдлы» в развитии речи и творческих способностей дошкольников»

Цель: передача коллегам профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности через использование техники «друдлы» в совместной деятельности с детьми.

Задачи:

- познакомить педагогов с техникой «друдлы» как способом развития речи и творческих способностей детей дошкольного возраста;

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОО „Использование техники „друдлы“ в развитии речи и творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах

- познакомить участников мастер-класса с различными методами использования техники;

- способствовать созданию условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.

Содержание мастер-класса

В современных условиях развитие связной речи детей – одна из самых актуальных проблем дошкольного образования. Образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. Между тем овладение связной речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение. Игровая деятельность - наиболее доступный ребенку способ переработки и выражения впечатлений и знаний. Эффективным средством развития связной речи может стать игра в друдлы, главная цель которой - развивать умение видеть необычное в обычном и уметь рассказывать об этом.

Предлагаю вашему вниманию картинку. Как вы думаете, что на ней изображено? Предлагайте любые варианты.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Использование техники «друдлы» в развитии речи и творческих способностей дошкольников»

Варианты ответов:

- буква Я, которую написал ребёнок,

- столб освещения с фонарём;

- циркач на ходулях.

На самом деле это один из первых в мире друдлов. Картина итальянского художника Агостино Карраччи (1557 1602) «Слепой нищий на углу улицы».

Друдл – это чёрно-белая картинка, которую можно интерпретировать как угодно. Слово «друдлы» в переводе с английского означает «загадочные каракули». Оно стало известно известно в 1950-х годах благодаря американскому автору-юмористу Роджеру Прайсу и продюсеру Леонарду Стерну. Изначально друдлы носили исключительно развлекательный характер, но постепенно распространились и в другие сферы, в том числе и в образование.

Подобная методика встречается в трудах великого Леонардо да Винчи. Когда ему требовалось освежить творческую энергию, он садился и долго вглядывался в облака или скалы. Художник мог открыть для себя на старой стене, покрытой грязью, на иной причудливой поверхности, испещренной извилистыми прожилками целые картины, пейзажи, битвы, людей, узоры.

Друдлы обладают удивительной способностью развивать речь и воображение.

Плюсы этой технологии:

- простота использования, ведь понадобятся только чёрный карандаш или фломастер и листок бумаги;

- подойдёт как для индивидуальной, так и групповой работы;

- способствует созданию атмосферы дружеской непринуждённости на занятии.

Что даёт ребёнку применение техники «друдлы»?

1. Возможность проявить фантазию и воображение.

2. Ребёнок учится видеть необычное в обычных вещах.

3. Объясняя нарисованное, ребёнок тем самым развивает свою речь и мышление.

4. Ребёнок учится оперировать символами.

5. Кроме всего перечисленного друдлы, придуманные ребёнком самостоятельно, помогают ему запоминать информацию, то есть могут быть использованы как мнемонический приём. Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Использовать технику «друдлы» целесообразно с четырёх с половиной - пяти лет.

Этапы использования техники «друдлы»

Выделяются условно, связаны с возрастом детей: от 4,5 до 7 лет. Использование технологии следует принципу «от простого к сложному».

Первый этап. Знакомство с игрой.

Используются заранее заготовленные картинки-друдлы. Стоит отметить, что друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятен для развития воображения и фантазии.

На этом этапе могут быть использованы игры «На что похожа геометрическая фигура?», «Придумай название друдлу», где в процессе игры постепенно дорисовываются и оговариваются дополнительные детали. В ходе подобных игр с детьми, когда обговариваются линии, фигуры, формулируются вопросы («На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?») происходит невольное и ненавязчивое общение. Как только дети достаточно хорошо освоят подобные задания, то можно усложнить. Предложив придумать не один вариант, например, 3-5 разных вариантов описания того, что изображено на рисунке. На самом деле для каждого изображения возможно не менее 20-30 различных толкований. Также можно играть в компании. Смысл игры подобрать как можно больше версий. Описания не должны повторяться. В результате дети отвечают, проговаривают слова. И с каждым разом их предположения и высказывания становятся более креативными и развернутыми. В результате к пяти годам дети обладают значительным запасом слов, активно используются простые предложения, начинают появляться и сложноподчинённые, в их речи появляются абстрактные понятия.

Второй этап. Дорисовываем, превращаем, объясняем.

В старшей группе игровые задания постепенно усложняются. Теперь детям предлагается не просто описывать готовые друдлы, а дорисовывать и оговаривать самим. Например, игра «Дорисуй геометрическую фигуру» позволяет придумывать и превращать во что-либо геометрические фигуры. В игре «Что за зверь?» необходимо объяснить, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. При необходимости картинку можно перевернуть вверх ногами и фантазийные высказывания ребенка продолжатся.

Подобные игры способствуют развитию речевого планирования у ребят. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то теперь слова выходят на первый план. Дети сначала продумывают и рассказывают о том, что они намереваются дорисовать.

Третий этап. Придумываем самостоятельно, составляем рассказ.

К более сложному, творческому этапу переходим в подготовительном к школе возрасте. На данном этапе ребенку предлагается самостоятельно нарисовать друдл (игра «Придумай и нарисуй друдл», придумать название, никому при этом не сообщая. Отгадать друдл и описать его предлагается другим детям или взрослым (педагогам, родителям). После заслушивания возможных вариантов озвучивается авторская версия. Это позволяет развить у ребят не только воображение, но и умение вести диалог. Таким образом, с помощью друдлов можно расширить словарный запас, тренировать воображение, мелкую моторику, развить умение вести диалог, заставить работать мозг и получить эмоциональный эффект.

Для разнообразия в друдлы можно играть парами. Например, детям предлагается нарисовать на листе бумаги что-то свое. То, что они сами хотят. Далее дети обмениваются рисунками. На рисунках партнера дорисовываются линии своим карандашом. И так чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями рисунка соседа. Теперь снова происходит обмен рисунками. Каждый ребенок берет в руки уже свой дорисованный рисунок. Затем происходит обмен версиями. Чем их больше и чем они необычнее, тем лучше.

В результате происходит общение на тему, которая интересна обоим детям. Прекрасное занятие как для того, чтобы развлечься, так и для того, чтобы подумать. Данный вид игры способствует не только развитию речи, воображения, но и развитию партнерских отношений, доброжелательности

Также детям предлагается соединить несколько друдлов, определить, что в них зашифровано, и составить небольшой рассказ.

Задания для педагогов:

1. Придумай название друдлу.

2. Угадай сказку по друдлу.

3. Придумайте свой друдл.

Таким образом, речевые навыки поднимаются на новый уровень, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит развитая во всех аспектах речь. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Таким образом, мы видим, что игры друдлы помогают стимулировать речевую активность ребёнка. И дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Высказывания детей напоминают короткий рассказ, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью.

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР«Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР« Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи».

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников» - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть сегодня друзья! Прошу отвечать громко «Нет» или «Да». Пришли вы на мастер-класс, а сил.

Мастер-класс для средней группы «Слайм как нетрадиционный материал в развитии творческих способностей обучающихся»Мастер-класс для средней группы «Слайм как нетрадиционный материал в развитии творческих способностей обучающихся» В наше время каждый ребенок знает, что такое слайм и как в него играть. А самое главное, как его можно сделать самому. Благодаря своему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОО «Использование техники «друдлы» в развитии речи и творческих способностей дошкольников»
Опубликовано: 11 февраля 2024 в 01:37
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД