Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство познавательного и творческого развития дошкольника» (10 фото)

Валентина Речка
Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство познавательного и творческого развития дошкольника»

Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство познавательного и творческого развития дошкольника».

Исполнитель:

Воспитатель Речка Валентина Владимировна

МБДОУ № 186

г. Красноярск

Введение

Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Практически взаимодействуя с окружающими предметами, веществами и явлениями, ребёнок приоткрывает тайну законов окружающего мира. Наиболее успешной для дошкольного возраста является экспериментальная деятельность, которая подстраивается под возрастные особенности ребёнка. Экспериментирование помогает детям самостоятельно определять причинно-следственные связи тех или иных явлений, помогает детям овладеть разными новыми способами действий, проявить творчество в своей деятельности, организовать педагогу совместную с детьми деятельность в яркой и интересной форме. Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать, и что немаловажно, учиться фиксировать свои наблюдения, тренируя аналитические способности (анализ, синтез, классификация, обобщение и т. д.). Все это необходимо и в учебной деятельности. Экспериментирование помогает детям находить ответы на волнующие вопросы самостоятельно. А как известно, самостоятельный опыт – наиболее ценный в жизни человека.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Детское экспериментирование как средство познавательного и творческого развития дошкольника“» размещена в разделах

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть. Активнее вовлекаясь в деятельность по экспериментированию, количественные знания ребёнка переходят в разряд качественных. При этом формы деятельности развиваются, совершенствуются и усложняются. Овладение каждой формой экспериментирования подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Возникнув в определенном возрасте, каждая очередная форма развивается, усложняется и совершенствуется, начинаются предпосылки к новым формам познания. Всё это является своеобразным переходным мостиком к учебной деятельности школьного образования.

Организация совместной деятельности педагога с детьми по экспериментированию относится к продуктивному виду поисково-познавательной деятельности. Правильно организованная развивающая среда, например, исследовательская лаборатория, позволяет накапливать, фиксировать и делиться опытом детей.

Цель мастер-класса :

- показать на примере использования минимального количества материалов возможность перехода от эксперимента к эксперименту, объединённых единой тематикой;

- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;

- распространение педагогического опыта.

Задачи мастер-класса :

- повысить уровень профессиональной компетенции участников, активизировать самостоятельную работу педагогов;

- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Практическая значимость:

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагоги, холодно относящиеся к опытно-экспериментальной деятельности, получат долю мотивации и убедятся в непринуждённости, интересной форме проведения совместной деятельности с детьми.

Дата проведения: 10.03.2023 г.

Перспектива: проведение совместной работы с детьми по экспериментированию в разных возрастных группах ДОУ.

Ход мастер-класса.

Уважаемые коллеги, на сегодняшней нашей встрече мы с вами побудем в роли дошкольников. Задача нашего мастер-класса – показать, как с помощью минимального набора веществ и предметов организовать совместную деятельность с детьми по экспериментированию, прокладывая мостик от одного эксперимента к другому. Такая организация позволит вам логически расположить этапность экспериментов и сократить энергоресурсные затраты.

Все мы знаем, что дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира, поэтому у них постоянно существует потребность в новых впечатлениях, у них возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответ. А так как наступает весенний период времени, нас начинает окружать большое количество красок в природе, я предлагаю сегодня вам поэкспериментировать с цветом.

Одной из форм организации, в познавательно исследовательской деятельности является - экспериментирование. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. И самое важное, что это может сделать ребёнок, получив собственный опыт. Ещё одним плюсом экспериментирования будут корректировки и предложения, вносимые детьми в ход эксперимента. Они позволят поддержать детскую инициативу, а порой повернуть ход деятельности в новое, интересное детям русло.

И сейчас предлагаю вам провести несколько экспериментов, которые будут интересны как младшим, так и старшим дошкольникам.

I опыт «Краски навстречу».

Для опыта понадобится: вода, пластиковые прозрачные стаканы (по 2 стакана на человека, гуашь разных оттенков (по выбору, кисти для разбавления гуаши в воде, белые бумажные салфетки.

1. Наливаем в каждый стакан воду (чуть больше половины, вода может быть прохладной, либо тёплой. В ходе наливания воды можно обсудить вопрос о том, что вода бесцветна и имеет температуру.

2. Выбираем два понравившихся оттенка гуаши, размешиваем её в воде. Акцентируем внимание на том, что вода принимает оттенок той краски, которую в неё добавили. Вода приобрела цвет. Работаем с насыщенностью оттенка, постепенно делая его ярче, закрепляем вывод: чем больше добавленной краски, тем насыщеннее становится оттенок воды.

3. Сворачиваем белую бумажную салфетку в длинную полоску, попутно можно сравнить, у кого полоска шире, у кого уже.

4. Кладём концы полоски в стаканы, образуя мостик и смотрим, что происходит.

5. Бумага начнет постепенно впитывать окрашенную воду, цвет станет подниматься по поверхности бумаги. Таким образом, через небольшой промежуток времени два оттенка должны встретиться на середине и смешаться. Смотрим, какой оттенок получается в результате смешивания.

Как вариант продолжения работы может стать выстраивание стаканов с цветной водой в круг. Можно построить радугу переходов оттенков друг в друга. Закрепить с детьми основы смешивания оттенков и спектр цветовых оттенков.

II опыт «Пизанская башня».

Для опыта понадобится: оставшаяся в пластиковых стаканах цветная вода, белый сахар-рафинад быстрорастворимый, пипетки/шприцы медицинские (на выбор детей, белые пластиковые тарелки.

1. Выстраиваем по центру пластиковой тарелки башню из трёх кубиков.

2. Набираем шприцом, либо пипеткой цветную воду из стаканов.

3. Подливаем воду у основания сахарной башни (обязательно у основания, снизу).

4. Смотрим, как сахар начнёт впитывать воду, окрашиваясь в цветной оттенок. Вода начнёт подниматься всё выше, доходя до верхнего кусочка сахара.

5. Постепенно впитывая влагу, сахар начнёт разрушаться.

Дети должны прийти к выводу, что под воздействием молекул воды, молекулы сахара превращаются в жидкое состояние, переходя из твёрдого. И наша сахарная башня постепенно разрушится. Стоит отметить, что не у всех детей интенсивность впитывания влаги будет быстрой. Дети должны прийти к выводу, что воду можно постепенно добавлять. Тогда башня упадёт быстрее. Детей можно спросить, где можно использовать оставшуюся цветную воду? Как один из вариантов – использовать в технике рисования по мокрому листу (создание фона на листе). Также можно дать детям время на работу по переливанию воду из стаканов в общую чащу шприцами и пипетками для получения новых оттенков. Таким образом, дети придут к выводу, что шприцом, за счёт его большего объёма, легче и быстрее перелить воду. Закрепим работу с понятием «объём», продолжим развивать глазомер и мелкую моторику ребёнка.

III опыт. «Рисунок на молоке».

Для опыта понадобится: пластиковые белые тарелки, молоко комнатной температуры, ватные палочки, пищевые красители разных оттенков, моющее средство для посуды, либо жидкое мыло

1. Наливаем молоко в тарелку, чтобы не было видно дна.

2. В центр тарелки насыпаем небольшое количество пищевых красителей разных оттенков.

3. Красители не размешиваем. Набираем ватной палочкой моющее средство, капаем в центр тарелки на красители и наблюдаем.

4. Молекулы моющего средство начнут расщеплять красители, рисунок начнёт разбегаться к краям тарелки, оставляя красивые разводы. Дети могут ватной палочкой дорисовывать рисунок.

Данный эксперимент хорошо подойдёт на тематику Дня космонавтики, дети могут создать галактику в тарелке. В конце работы детям можно предложить дать название своему рисунку, рассказать, на что он похож. А если приложить на поверхность жидкости лист бумаги, то получится красивый отпечаток, который можно будет дорисовать.

Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство познавательного и творческого развития дошкольника»
Фото «Детское экспериментирование как средство познавательного и творческого развития дошкольника»
Мастер-класс для педагогов - фото
Мастер класс для педагогов Детское экспериментирование как средство познавательного и творческого развития дошкольника Исполнитель Воспитатель Речка Валентина Владимировна МБДОУ г Красноярск Введение Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека Практически взаимодействуя с окружающими предметами веществами и явлениями ребёнок приоткрывает тайну законов окружающего мира Наиболее успешной для дошкольного возраста является экспериментальная деятельность которая подстраивается под возрастные особенности ребёнка Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка активизируются его мыслительные процессы

Заключение

Ребёнку-дошкольнику экспериментирование всегда будет интересно, так как оно помогает окунуться в мир чудес. Но все эти чудеса ребёнок сможет объяснить, получить опыт и поделиться им с другими ребятами или же дома. Любую работу по экспериментированию можно продолжить, направить в новое русло, исходя из запросов детей. Это тот вид деятельности, в котором ребёнок открывает мир тайны и является исследователем. В процессе экспериментирования ребёнок не только анализирует, сравнивает, делает выводы, учится их фиксировать в журнале наблюдений, но и развивает математические представления, мелкую моторику, учится формулировать умозаключения, развивая монологическую и диалогическую речь, делится выводами с друзьями. Вот настолько интересно, многогранно и раскрывает возможности для многих видов деятельности ребёнка экспериментирование. Поэтому, уважаемые коллеги, не обходите стороной данный вид работы с детьми, творите, придумывайте и фантазируйте. Ведь вместе с детьми развиваемся и мы сами!

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Цель мастера класса. Применить степ - логоритмику, как средство коррекции речи дошкольников. Задача. Познакомить.

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Экспериментирование с деревом Реализация проекта позволяет помочь развивать познавательные способности дошкольников; - изучить методическую.

Экспериментирование как средство развития познавательной активностиЭкспериментирование как средство развития познавательной активности Экспериментирование как средство развития познавательной активности Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство познавательного и творческого развития дошкольника»
Опубликовано: 14 марта 2023 в 16:59
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД