Лучший педагог года

Лэпбук как современное средство обучения дошкольников

Оксана Башина
Лэпбук как современное средство обучения дошкольников

Консультация для педагогов

«ЛЭПБУК, как современное средство обучения дошкольников»

«Чудо – папку открываю,

все что знаю, вспоминаю»

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

Публикация «Лэпбук как современное средство обучения дошкольников» размещена в разделах

Развивающая педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать по определенному признаку, получать удовлетворения от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются разработка новых педагогических технологий, связанных с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.

В поиске новых форм организации образовательной деятельности находились и педагоги нашего детского сада.

Одной из таких возможностей современного образования, которую мы стали изучать и применять в своей работе, является новая для нас форма работы с детьми – «лэпбук».

На первом этапе воспитателями нашего детского сада был изучен немногочисленный опыт работ отечественных педагогов по данной теме с использованием интернет - ресурсов, журналов «Дошкольное образование», «Обруч», т. д.

Познакомившись с данной литературой мы узнали, что "Лэпбук" (lapbook) - сравнительно новое средство обучения

Лэпбук, или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения.

Лэпбук – это один из новых способов организации образовательной деятельности с дошкольниками, средство для повышения педагогического мастерства педагога, это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка.

Самая главная ценность «Лэпбука» - он позволяет ребёнку быть соучастником всего процесса, на любом из его этапов, развивает у детей любознательность, произвольность, инициативность. Все игры в лэпбуке интерактивны, ребёнок использует разные виды деятельности в ходе заполнения этой папки, таким образом происходит интеграция образовательных областей и видов деятельности. В этом состоит новизна и нестандартность этой формы работы.

Как же изготовить такое пособие?

На первом этапе подготовки необходимо выбрать тему лэпбука, просмотреть необходимую литературу по данной теме.

Сложность тематической папки зависит от возраста, интересов и потребностей дошкольников. Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.

Разновидности тематических папок

В зависимости от назначения:

•учебные;

•игровые;

•поздравительные,

•праздничные;

•автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т. д.)

В зависимости от формы:

•стандартная книжка с двумя разворотами;

•папка с 3-5 разворотами;

•книжка-гармошка;

•фигурная папка.

При создании лэпбука необходимо учесть:

• эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)

• долговечность (помни, с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким)

• минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)

• приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»

Организация материала:

•стандартные кармашки;

•обычные и фигурные конверты;

•кармашки-гармошки;

•кармашки-книжки;

•окошки и дверцы;

•вращающиеся детали;

•высовывающиеся детали;

•карточки;

•стрелки;

•пазлы;

•чистые листы для заметок и т. д.

Второй этап – составление плана

Третьим этапом будет изготовление макета и оформление в натуральную величину. Это необходимо для того, чтобы мы могли реально оценивать площадь лэпбука и размещение его наполнения.

Лэпбук разделяется на четыре основные части: познавательная, игровая, творческая и художественно-литературная.

Далее начинаем подбирать материал к каждой части лэпбука.

В познавательной части лэпбука располагается информация, которую необходимо усвоить детям, эту часть, как правило, рассказывает и объясняет взрослый (рассказ о животных (городе, явлениях природы и т. д., показ иллюстраций.

Игровая часть – это различные дидактические игры, посредством которых дети усваивают и запоминают новый материал (здесь могут быть «игры-ходилки», «найди пару», «отгадай чьё», «собери пазл», игры на внимание и ассоциации и многое другое).

Творческая часть подразумевает собой то, что могут выполнить дети самостоятельно или совместно с родителями, это может быть фото на фоне своего дома, природы, в зоопарке и т. д., это могут быть всевозможные раскраски, задания по теме лэпбука.

Художественная часть подразумевает собой подбор сказок, рассказов, стихов, музыки по теме лэпбука. Элементы наполнения могут дополняться и меняться в соответствии с выбранной темой лэпбука.

Четвертый этап - презентация лэпбука.

Важно помнить:

1) что готовый лэпбук должен быть удобным в использовании для ребенка, то есть его размеры не должны быть слишком велики, так как это вызовет затруднения в использовании, а также не должны быть слишком маленькими, это усложнит восприятие материала.

2) наполнение должно быть практичным и прочным, соответственно лэпбук должен быть обклеен, игры и наполнение заланимированы или обклеены скотчем.

3) наполнение должно быть интересным для ребенка, нести не только игровой, но и обучающий характер. Не стоит забывать, что лэпбук – это средство ОБУЧЕНИЯ, а не игра, то есть в нем должен содержаться познавательный материал, закрепление которого происходит посредством игр.

4) Лэпбук – это совместное творчество взрослого и ребенка, то есть, дети должны быть привлечены к изготовлению лэпбука. Например, предоставление фотографий по тематике лэпбука, сочинение рассказа, сказки по теме лэпбука и другое.

5) Лэпбук может пополнятся и дорабатываться исходя из возраста и потребностей детей. То есть при изучении определенного наполнения лэпбука, например, по животным, можно добавлять новые, не изученные ранее материалы, тем самым расширяя знания детей.

Дети дошкольного возраста с удовольствием используют лэпбуки в самостоятельной деятельности, а также в совместной деятельности с педагогом.

Создание лэпбука является эффективным средством для привлечения родителей к сотрудничеству.

Родители могут обеспечить поддержку:

- организационную (экскурсии, походы);

- техническую (фото, видео);

- информационную (сбор информации для лэпбука);

- мотивационную (поддержание интереса, уверенности в успехе)

Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

Публикации по теме:

Интерактивное пособие «Лэпбук «Лето» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «Лето» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до Структура образовательного процесса в ДОУ выстроена таким образом, что целый ряд тем, например, времена года, повторяется из года в год.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Осень» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Осень» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Темы, связанные с изучением зимы, весны, лета и осени, в ДОУ рассматриваются ежегодно. Поэтому, нам педагогам очень важно найти оптимальный.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до В учебно-воспитательном процессе детского сада изучение правил дорожного движения - ПДД, составляет значительную часть рассмотрения темы,.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в соответствии с ФГОСИнтерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в соответствии с ФГОС Пособие будет интересно и полезно воспитателям ДОО, родителям для совместной деятельности с детьми по реализации той или иной лексической.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Пособие будет интересно и полезно воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям для совместной деятельности со своими.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Экология» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Экология» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Это интерактивное пособие рассчитано на старший дошкольный и младший школьный возраст. В условиях современного мира экологическое воспитание.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС  .

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Лэпбук «Летние виды спорта», как современное средство обученияЛэпбук «Летние виды спорта», как современное средство обучения Лэпбук как современное средство обучения. Летние виды спорта. Подготовила Ирина Сидоренко. Дидактическое пособие лэпбук «Летние виды спорта».

Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию,.

Библиотека изображений:

Публикация Лэпбук как современное средство обучения дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Оксана Башина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Лэпбук как современное средство обучения дошкольников
Опубликовано: 6 января 2021 в 19:45
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД