Получи документы

Лучшие практики в работе ДОУ с семьями «Группы риска»

Константинова
Лучшие практики в работе ДОУ с семьями «Группы риска»

«Лучшие практики в работе семьям оказавшиеся в трудном социальном положении».

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Семья является первым социальным институтом в жизни каждого человека и важным фактором его успешной социализации в будущем. В настоящее время наблюдается тенденция значительных изменений в системе семейного воспитания, проявляющаяся в резком снижении педагогического потенциала семьи, проявлении неграмотности в вопросах воспитания собственного ребенка, трудностях в выполнении родителями своих обязанностей. Это педагогически несостоятельные, уклоняющиеся от выполнения родительского долга семьи, в которых родители злоупотребляют правами детей, жестоко обращаются с ними или пренебрегают их нуждами, отрицательно влияя на развитие детей.

Публикация «Лучшие практики в работе ДОУ с семьями „Группы риска“» размещена в разделах

В МБДОУ «Детский сад № 17» г. Чебоксары сложилась система психолого – педагогического сопровождения семей и несовершеннолетних, находящихся в СОП.

Цель работы с такими семьями — формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации.

Данная цель осуществляется нами через следующие задачи:

• Побуждение родителей к сознательной деятельности по развитию и воспитанию ребенка в семье.

• Оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений.

• Повышение психолого-педагогической и правовой компетентности родителей.

• Оказание консультативно-методической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей.

• Коррекция нарушений в интеллектуальной, поведенческой и коммуникативной сферах развития ребенка.

Сопровождение воспитанника и его семьи осуществляется через тесное сотрудничество воспитателя, профильных специалистов, медицинских работников, с организациями межведомственного взаимодействия. Как показывает опыт, именно целенаправленная интеграция усилий определяет эффективность проводимой работы.

1-й этап сопровождения – подготовительный - выявление семей группы риска.

Ежегодно в начале учебного года мы проводим мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт ДОУ и создается банк данных детей и семей, которые ставятся на учет в ДОУ. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьями «группы риска».

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье :

1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

2. Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

3. Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);

4. Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);

6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

Педагог-психолог и воспитатели всех возрастных групп работают над ранним выявлением признаков и причин семейного неблагополучия:

- обеспечивают ежедневный внешний визуальный осмотр при прибытии воспитаника в ДОУ.

- при выявлении обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих без уважительных причин ДОУ принимают меры к выяснению причин.

- проводят анкетирование «Выявление семей, находящихся в социально опасном положении», цель которого - выявление семей, находящихся в социально опасном положении,

- посещают семьи, находящихся в социально опасном положении, с целью обследования жилищно-бытовых условий и оказания адресной помощи, составляют карту обследования семьи

- анализируют информацию,

- оформляют аналитическую справку по форме, в которой указываются: ФИО ребёнка и родителей, место работы родителей и причины отнесения к данной категории.

Другие специалисты (музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания и др.) могут определить социальное неблагополучие воспитанника в результате наблюдений за ним в специально организованной деятельности.

Подготовительный этап имеет также диагностическую функцию. Наиболее эффективными считаем следующие методы психологической диагностики:

1. С родителями: тесты, анкеты, опросники (Хорошие ли вы родители», «Стиль воспитания ребенка в семье») с целью определения детско-родительских отношений и стиля восптания.

2. С детьми: проективные методики («Коробка форм», «Собери матрешку», «Разрезные картинки», рисунок «Моя семья», «Кактус», «Лесенка», «Дом. Дерево», «Человек», экспресс -диагностики Павлова-Руденко с целью обследования уровня психического и эмоционально-личностного развития ребенка

3. Наблюдение за ребенком и детско-родительским взаимодействием. Педагоги проводят по следующей схеме:

1. Изучение стиля взаимоотношений родителей с ребенком:

- эмоциональная окраска взаимоотношений, интонации высказываний;

- характер и манера обращения к ребенку (его не называют по имени, имя заменяется прозвищем оскорбительного характера, унижающим личное достоинство несовершеннолетнего и др.);

- наличие неадекватных замечаний по поводу поведения ребенка, оскорбляющих его личность, подчеркивающих его недостатки.

2. Изучение интереса родителей к жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении:

- отсутствие заинтересованности в получении информации о поведении ребёнка, его успехах, особенностях личностного и социального развития, взаимодействия со сверстниками.

3. Изучение отношения родителей и других членов семьи к ребенку :

- полное отсутствие помощи и заботы о ребенке или их чрезмерное навязывание, формирующее у него инфантилизм и слабоволие.

- крайняя степень безразличия к нуждам и потребностям ребенка;

- подавление личности ребенка, непринятие его мнения, решение вопросов его жизнедеятельности исходя из собственных потребностей и нужд.

4. Изучение системы воспитательных воздействий:

- непоследовательность воспитательных воздействий, наличие конфликтов между родителями по поводу воспитания;

- отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.

5. Изучение заботы родителей о внешнем виде ребенка.

Когда вся необходимая информация о семье и ребенке получена, заполняется документация. На каждого воспитанника, находящегося на внутрисадовом учете, заводится социальный паспорт, который включает в себя следующую документацию:

- Социальный паспорт семьи

- Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.

- Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи

- Результаты психологической диагностики воспитанника и родителей: тесты, анкеты, опросники, бланки наблюдения.

По итогам I этапа на заседании ПМПк сообщается о семьях, нуждающихся в сопровождении, принимается решение о сопровождении, выделяются ключевые проблемы семьи и внутренний потенциал семьи для достижении положительных изменений и разрабатывается индивидуальный план сопровождения, специалисты сопровождения определяют зоны взаимодействия, подбираются наиболее эффективные методы и приемы работы с воспитанниками и их семьями.

II Основной этап сопровождения, имеющий консультативную и деятельною функцию, включает в себя обеспечение специализированной помощи всем участникам образовательного процесса в соответствии с рекомендациями ПМПк и планом межведомственного взаимодействия.

Эффективность и результативность взаимодействия ДОУ и семьи напрямую зависит от активной позиции педагогов и родителей, их общей заинтересованности в полноценном воспитании и развитии личности ребенка.

На этом этапе очень важно установить контакт с семьей, наладить доверительные отношения со всеми членами семьи. Нередко налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, но это не останавливает нашу активность. Важно показать родителям свою искреннюю заинтересованность, эмпатию, важно не осуждать их, а убедить в своих искренних намерениях в поддержке и помощи. При проведении индивидуальных бесед очень важно учитывать особенности родителей, страдающих алкоголизмом:

- чаще проявляют полную уверенность в том, что у него все под контролем, и он не страдает алкоголизмом;

- чаще всего обвиняют в своих проблемам близких родственников;

- даже если человек признает наличие проблемы, то чаще он ее недооценивает;

- часто проявляется эгоцентризм – не идут на компромисс, не умеют выслушать и понять, они зациклены только на себе;

- важная черта – они отличные манипуляторы, которые могут вызвать сопереживание, сочувствие.

Наиболее труднодоступными для изучения считаем семьи, с низким уровнем педагогической компетентности. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями.

С этой целью проводится регулярные выходы в семьи находящиеся в трудной жизненной ситуации, разрабатывается план психолого-педагогического сопровождения семьей. В ней прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем. Как показывает практика нашей работы, родители, находящиеся в СОП нуждаются в следующих видах помощи:

1. Психолого-педагогическая помощь.

- для коррекции и гармонитизации детско-родительских отношений, для создания позитивного настроения проводятся внутирисадиковские мероприятия: психологические акции «Лестница-Чудестница», «Цветик-семицвети»

- оказывается адресная помощь: новогодняя акция «Подарок от Деда Мороза», благотворительная акция «сбор канцтоваров для семей СОП».

- ведутся индивидуальные консультации по профилактике семейного неблагополучия, повышению уровня психолого-педагогической культуры и осведомленности: «Дефицит родительского внимания, его возможные последствия», «Личный пример родителя в развитии ребенка», «Кризис 7 лет».

- вручаются памятки и буклеты «Психическое развитие детей по возрастам», «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук», «Игры и упражнения для развития психических процессов», «Правила безопасности в период Новогодних праздников».

- ведется работа по организации семейного досуга: экскурсия в зооуголок «Ковчег»

- в целях повышения родительской психолого-педагогической компетенции, на базе ДОУ (1корпус) действует родительский клуб «Содружество» на занятиях педагог-психолог ставит задачу коррекции целей, методов, способов и стиля воспитания, представлений о родительском авторитете, обучает альтернативным методам взаимодействия с ребенком.

- вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (секции, кружки). На базе ДОУ «Крепышок», «Скоро в школу».

2. Правовую помощь (повышение правовой компетентности родителей) :

- просветительская работа по правам ребенка, законодательным актам «Права ребенка – соблюдение их в семье»

- оказание информационной помощи об их правах и льготах,

3. Медицинской помощи (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей) :

- буклет «Алкогольный крючок».

- консультация медицинский работником «Профилактика простудных заботленаний».

Работая с родителями в рамках индивидуальных консультаций, бесед мы ставим своей целью подвести их к пониманию:

• зачем ему вести здоровый образ жизни;

• что это дает его ребенку (построение позитивного прогноза,

• что может быть, если родитель решает все оставить, как есть на данный момент (построение негативного прогноза,

• что он теряет, злоупотребляя алкоголем;

• как трудности ребенка связаны с данной семейной ситуацией.

Параллельно в ДОУ ведется индивидуальная работа специалистами с детьми из семей СОП:

- Индивидуальная работа воспитателя с ребенком (дидактическая игра «Найди тень» (внимание, упражнение «Правильно держим карандаш», составление рассказа по картине «Осень», дидактические упражнения «Предлоги: «на», «под», «за», «около», «в», «Дни недели», «Делим слова на слоги», подбор прилагательных к существительным «Мой, моя, мои»; «Завязываем шнурки»)

- Индивидуальная работа музыкального руководителя с ребенком (музыкально-ритмические игры «Лиса и зайцы», «Будь ловким»; танец «Подружились»; песни «Про маму», «Сказка новогодняя», новогодняя песня-игра «А на улице мороз…», песня «Замела метелица»)

- Индивидуальная работа инструктора по физической культуре с ребенком (упражнения «Ходьба по дорожке», «Прокати мяч по дорожке», ходьба по скамейке «Не упади», прокатывание мяча «Попади в воротца», ведение мяча (баскетбольного) между предметами, отбивание мяча об пол с продвижением «Не потеряй мяч», бросание мешочка в горизонтальную цель «Попади в цель»)

Индивидуальная работа педагога-психолога с детьми из семей СОП в первую очередь направлена на сохранение психического здоровья ребенка:

- развитие эмоционально личностной сферой нацейелена на формирование адекватной самооценки, раскрытия внутреннего творческого потенциала, раскрытию своего «Я». Это различные мероприятия и конкурсы с участием ребенка.

- развитие психических функций: игры и упражнения на развитие внимания. памяти, мышления, речи, восприятия.

- развитие коммуникативных способностей

- игры и уупражения напрваленные на развитие усидчивиости, действий в соответствии с правилами.

III этап Аналитико – обобщающий этап.

По итогам проведенной работы за I полугодие 2021-2022 учебного года были достигнуты результаты:

1. В работе семьями :

- По итогам обследования жилищно-бытовых условий: в семьях были проведены мероприятия: генеральная уборка, начали косметический ремонт, установлена лампа дневного света.

- Ребенок, который не посещал долгое время детский сад, начал его посещать, мама устроилась на работу.

- Мама с ребенком обратились за медицинской помощью и начали получать квалифицированную помощь.

- Со всеми семьями установлен контакт, родители стали открытыми, отношения более доверительными. Сами иногда обращаются за консультацией. Ставят в известность, если планируют долгое отсутствие.

- За период патронажа и выхода в семьи родители не были замечены в употреблении алкогольных напитков.

- У родителей повысился уровень психолого-перагогической компетенции.

2. В работе с детьми :

- С деньми установлены дружеские отношения, дети с удовольствием посещают индивидуальные занятия, на занятиях стараются.

- Две девочки учавствовали в творческих конкурсах, получили дипломы, что благотворно повлияло на их самооценку, стимулировало к новым достижениям.

- По результатам налюдений у мальчика отсутствовали номы и правила поведения, неусидчивость. Коррекционная работа проволимая в этом напрвлении дали результаты. Мальчик начал следовать определенным правилам, постепенно усваивает номы поведения. Охотно играетв игры где требуется усидчивость и терпение. Раота в этом направлении продалжает вестись.

- С девочкой, которая не посещает детский, так же установлен контак. Беседы и расказы про детский сад заинтересовали ее, вызвали желание после медицинского заключения прийти в садик.

В своей работе с детьми педпго-психолог использовала литературу:

1. «Тропинка к своему Я». Дошкольники. О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев, И. М. Первушина.

2. «Развитие эмоционального мира детей». Н. Л. Кряжева

3. «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста». Н. В. Серебряковой.

4. «Выявление и развитие одарености детей дошкольного и младшнго школьного возраста». С. П. Русскова, С. Г. Краснова.

5. Детская практическая психологияя «Алгоритм раоты педгагога-психолога ДОО». Ю. А. Афонькина

6. «В мире красок» Н. М. Савельева.

7 «Нейропсихологические игры» К. Гончарова, А. Черткова, М. Наумова.

8. «Экспресс-диагностика». Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко

9. «Очень важный разговор. Беседы-занятия об этикете поведения с детьми дошкольного возраста». Пособие для педагогов и родителей. Дурова Н. В.

10. «Веселый этикет». Н. Е Богуславская, Н. А. Купина.

Публикации по теме:

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Фотоотчет «Мы лучшие велосипедисты и друзья с детьми подготовительной группы»Фотоотчет «Мы лучшие велосипедисты и друзья с детьми подготовительной группы» Фотоотчет «Мы лучшие велосипедисты и друзья» с детьми подготовительной группы Недавно, в начале июня, прошел праздник - День Велосипедиста.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

План дистанционной работы на тематическую неделю «Неживая природа» с семьями детей второй младшей группы Тематическая неделя «Неживая природа» (вода, воздух, солнце) Задачи: формировать у дошкольников экологические знания и представления.

План взаимодействия с семьями воспитанников второй младшей группы План взаимодействия с семьями воспитанников 2 младшей группы Цель: вовлечение максимального числа родителей в образовательный процесс, осуществляемый.

План взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группыПлан взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группы СЕНТЯБРЬ1. Групповое родительское собрание «Готовимся вместе к школе». Цель:знакомство родителей с задачами воспитания и обучения детей.

Праздник для детей старшей и средней группы «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Цель: Создать у детей доброе, позитивное настроение от участия в играх и забавах. Способствовать созданию благоприятной, дружеской и доброжелательной.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Трудовые взаимодействия с семьями воспитанников группы раннего развитияТрудовые взаимодействия с семьями воспитанников группы раннего развития Трудовые или хозяйственные взаимодействия с семьями воспитанников детского сада в условиях реализации ФГОС ДОО. В соответствии с законом.

Публикация Лучшие практики в работе ДОУ с семьями «Группы риска» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Константинова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Лучшие практики в работе ДОУ с семьями «Группы риска»
Опубликовано: 15 сентября 2023 в 12:39
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД