Папки-передвижки

Логопедическое занятие «Поездка в Простоквашино. Звуки [р] — [р’]. Буква Р»

Светлана Тимофеева
Логопедическое занятие «Поездка в Простоквашино. Звуки [р] — [р’]. Буква Р»

Тема занятия: «Поездка в Простоквашино.

Звуки [р – рь]. Буква Р»

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие.

Формы проведения совместной деятельности: коммуникативная деятельность, игровая деятельность, двигательная деятельность.

Цель: дифференциация в произношении звуков [р – рь], развитие ритмической способности.

Задачи:

- дифференцировать в произношении звуки [р] и [рь] в словах, предложениях, стихотворных текстах;

Публикация «Логопедическое занятие „Поездка в Простоквашино, Звуки [р] — [р’], Буква Р“» размещена в разделах

- упражнять в воспроизведении речевого ритмического ряда по образцу, заданному цветом;

- совершенствовать навык звукового анализа;

- упражнять в употреблении имен существительных в косвенных падежах;

- развивать умение соотносить количество звуковых сигналов с количеством зрительного ряда;

- упражнять в умении выделять сильные доли в двигательном ритмическом ряду;

- проводить профилактику оптической дисграфии;

- развивать навык слогового анализа и синтеза;

- вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, развивать мелкую моторику.

Методические приемы реализации содержания НОД: наглядные, словесные, игровые.

Оборудование: конверт с письмом от Матроскина, фланелеграф, демонстрационные фишки синего и зеленого цвета, символ звонкого согласного (звенящий колокольчик, фигурки героев занятия (Дяди Федора, Матроскина, Шарика, Мурки, Гаврюши, Печкина, листы с нарисованным силуэтом руки и раскрашенными индивидуально для каждого ребенка пальчиками, демонстрационные слоги РА, РУ, РЫ, РИ, музыкальные и шумовые инструменты для каждого ребенка, пособие «Веселая гусеница» (демонстрационный вариант, листы с нарисованными двумя героями и несколькими предметными картинками (по количеству детей, цветные карандаши, предметные картинки (для фланелеграфа) и слоговые схемы на карточках (по количеству детей, пособие «Пальчиковые шаги (по количеству детей).

Предварительная работа: постановка или уточнение звуков [р] и [р], поэтапная реализация технологии по развитию ритмической способности, разучивание стихотворения-шутки.

Работа с родителями: проведение индивидуальных консультаций с демонстрированием способов постановки и автоматизации звуков [р] и [рь], ознакомление родителей с технологией развития ритмической способности у дошкольников.

Логика образовательной деятельности

I. Оргмомент. Организация детей. (Создание положительного эмоционального настроя на деятельность). Логопед здоровается и предлагает детям встать в круг. Воспитанники здороваются.

Произнося слова стихотворения, логопед просит детей выполнять движения по содержанию.

- Здравствуй, правая рука! (Дети протягивают вперед правую руку).

-Здравствуй, левая рука! (Дети протягивают вперед левую руку).

- Здравствуй, друг! (Протягивают правую руку соседу справа).

- Здравствуй, друг! (Подают левую руку соседу слева).

- Здравствуй, здравствуй, добрый круг! (Качают сомкнутыми руками вперед-назад).

II.Основная часть. Введение в тему.

1.(Логопед выставляет на фланелеграф фигурки Дяди Федора и Шарика). Дети слушают текст письма. Логопед читает письмо кота Матроскина. «Здравствуйте, ребята! Вам пишет кот Матроскин из Простоквашино. Мне стало известно, что вы сейчас изучаете звуки Р и РЬ. Очень нравятся мне эти звуки. В именах моих друзей есть такие же звуки. Приезжайте к нам в гости. Будем очень рады. Прошу вас привезти….»

- На этом месте письмо обрывается.

- Хотите сегодня поехать в Простоквашино и повторить звуки Р и РЬ. Давайте вспомним характеристику этих звуков.

Один ребенок выходит к фланелеграфу и, выбирая соответствующую фишку и колокольчик, дает характеристику звукам Р и РЬ и определяет, у кого из представленных героев, какой любимый звук. Внимание детей направлено на изучаемые звуки.

2. Упражнение «Цветные пальчики» . (Развитие ритмической способности). Перед каждым ребенком лежит лист с силуэтом руки, где пальцы раскрашены в оранжевый и фиолетовый цвета в разнообразных сочетании.

-Ребята, перед поездкой давайте потренируемся в произношении звуков Р и РЬ. Каждый из вас произнесет зашифрованные слоги по пальчикам, начиная с большого. (Оранжевый цвет – слог РА, фиолетовый – слог РУ; затем перешифровать в РО – РЁ) (Каждый ребенок произносит по своему рисунку ряд слогов по 2 раза).

РА–РА–РУ-РА-РУ; РЫ-РИ-РЫ-РИ-РИ и т. п. (Дети умеют воспроизводить речевой ритмический ряд по образцу, заданному цветом).

3. Упражнение «Веселая гусеничка». (Развитие ритмической способности).

- Пора отправляться в путь. А чтобы было интересно в пути, веселая гусеничка предлагает вам поиграть в разные ритмы на музыкальных инструментах. На спинке гусеницы нарисован ритмический рисунок, где большая точка-это длинная нотка, а маленькая – это короткая нотка. Дети одновременно, каждый на своем шумовом инструменте, проигрывают ритм три раза подряд:

I – II – I – II.

Затем логопед заменяет один фрагмент гусенички, тем самым изменяя ритмический рисунок. Дети воспроизводят и его три раза подряд:

I – II – II – II. (Дети умеют соотносить звуковые сигналы с ритмическим рисунком).

4. Упражнение «С чем и для кого?» . (Развитие звукового анализа и лексико-грамматического строя речи).

- А вот и Простоквашино! С кем мы поздороваемся? (Дети здороваются с Дядей Федором, Шариком, Матроскиным, Муркой, Гаврюшей, Печкиным).

- Ребята, скажите, в чьем имени или фамилии нет звуков Р и РЬ?

- В фамилии Печкин нет звуков Р и РЬ.

- А теперь давайте вручим нашим друзьям подарки, которые мы привезли! Будьте внимательны: герою, в имени у которого есть твердый звук Р, нужно подарить предмет также с твердым звуком. Итак, с чем вы приехали и для кого подарок?

- Я приехал с кастрюлей для Шарика.

- Я приехала с рубашкой для Дяди Федора.

И т. д. (Одновременно дети работают на индивидуальных листах, соединяя карандашом синего или зеленого цвета подарок с выбранным героем). Дети умеют определять наличие твердого и мягкого звуков [р] и [рь] в словах.

(Правильно изменяют имена существительные в косвенных падежах).

5. Динамическая пауза. (Переключение деятельности. Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разгрузка. Развитие координации речи и движения).

- Поможем Дяде Федору вскопать огород!

Детям предлагается повторить рифмовку с соответствующими движениями под ритм стихотворения.

Мы лопаты взяли,

Грядки раскопали.

Грабли в руки взяли,

Грядки разровняли.

Семена рядами

Дружно мы сажали,

А потом водою

Теплой поливали.

Дети имитируют перечисленные действия в соответствии с текстом стихотворения.

6. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь». (Развитие межполушарного взаимодействия)

- Дядя Федор вам благодарен за помощь на огороде. А теперь он просит вас проверить его домашнюю работу. Но сначала необходимо выполнить зарядку для рук.

Далее логопед просит с усилием выполнять первое движение, а два остальных-спокойнее; затем просит сделать акцент на втором движении; на третьем движении. Дети выполняют автоматизированные ряды «Кулак – ребро – ладонь» три раза подряд. Затем выполняют эти движения с заданными акцентами. Дети умеют выделять сильные доли в двигательном ритмическом ряду.

7. Графическое упражнение «Редактор».

- А теперь проверим домашнее задание Дяди Федора. Перед вами листы с напечатанными правильно и неправильно буквами Р. Правильно написанную букву Р нужно обвести в кружок, а неправильно написанную – зачеркнуть. Дети «редактируют» написанные буквы, выделяя правильно написанную букву Р. (Дети знают, что звуки [р] и [рь] обозначаются буквой Р. Знают, как выглядит печатная буква, из скольких элементов она состоит и как эти элементы расположены в пространстве).

8. Упражнение на слоговой анализ и синтез.

- Следующее задание – соотнести слоговую схему (у каждого ребенка своя) с картинками на фланелеграфе. Обратите внимание на ударение в словах! Каждый ребенок выходит к фланелеграфу и выбирает картинку, название которой соответствует индивидуальной слоговой схеме. Помещает схему около картинки. (Дети владеют навыком слогового анализа и синтеза).

9. Упражнение на развитие чувства ритма и мелкой моторики «Пальчиковые шаги».

- Послушайте, какое стихотворение-шутку сочинил Шарик на рыбалке.

Он предлагает вам пальчиками ритмично прошагать по кружочкам двумя руками указательными и большими пальцами, проговаривая шутливое стихотворение.

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала:

- Здравствуй!

- Здравствуй!

- Как дела?

- На рыбалке я была.

Я удила рыбака

Дядю Федю – чудака.

- Где же твой рыбак? Попался?

- Нет, ушел, хитрец! Сорвался!

Дети, ритмично произнося текст стихотворения, «шагают» пальчиками по разноцветным кружочкам в своем пособии. (Дети четко координируют действия во взаимосвязи с речью. У детей развивается мелкая моторика).

III. Итог.

- Пора возвращаться в детский сад. Попрощаемся с нашими героями!

- Ребята, какие звуки вы сегодня старались четко произносить?

Куда мы совершили поездку?

В какие игры мы играли?

Какие игры вам понравились?

(Дети отвечают на вопросы логопеда Завершение деятельности, подведение итогов, обобщение).

Литература

1. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике: метод. пособие /— М. : Айрис-пресс, 2006. — 64 с. — (Библиотека логопеда-практика).

2. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. Пособие для логопедов. М. : Владос, 2001. – 215 с.

Публикации по теме:

Подгрупповая логопедическая НОД «Звуки [в] — [в’] и буква В» в подготовительной группеПодгрупповая логопедическая НОД «Звуки [в] — [в’] и буква В» в подготовительной группе В рамках тематической недели "Декоративно-прикладное творчество. Народная игрушка" в подготовительной группе была проведена подгрупповая.

Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет на тему: «Звуки [М], [М']. Буква «М» Коррекционно-развивающие задачи: 1. Учить детей.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа)Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа) Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.

Конспект открытого занятия «Звуки [к], [к`], буква К, к»Конспект открытого занятия «Звуки [к], [к`], буква К, к» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Раздольненского.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Лексико-грамматическое занятие на тему «Звуки [П], [П’]. Буква П» в старшей группе детей с ОВЗЛексико-грамматическое занятие на тему «Звуки [П], [П’]. Буква П» в старшей группе детей с ОВЗ Задачи: 1. Коррекционно – образовательные: - Закреплять произношение и различение звуков «П», «Пь» - Формировать навыки анализа и синтеза.

Логопедическое лото «Звуки [С] — [Ш]» для детей от 3 до 7 летЛогопедическое лото «Звуки [С] — [Ш]» для детей от 3 до 7 лет Уважаемые гости моего блога, хочу представить вашему вниманию логопедическое лото "Звуки С-Ш", выполненное своими руками. Цель игры: автоматизация.

Логопедическое пособие «Веселые звуки»Логопедическое пособие «Веселые звуки» Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему автоматизировать поставленный звук быстро и интересно, нужно превратить обучение в игру. Для этого.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка»Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка» Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки речи. Гласные и согласные». Тема: «В гостях у зайчика и лисы» (на примере русской.

План-конспект фронтального логопедического занятия «Буква «П», звуки [П] и [П’]» Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке «П»; 2. Познакомить детей со звуком «Пь»; 3. Познакомить детей с буквой П; 4. Развитие фонематического.

Библиотека изображений:

Публикация Логопедическое занятие «Поездка в Простоквашино. Звуки [р] — [р’]. Буква Р» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Тимофеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Логопедическое занятие «Поездка в Простоквашино. Звуки [р] — [р’]. Буква Р»
Опубликовано: 10 февраля 2022 в 21:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД