Папки-передвижки

Конспект занятия логопедического клуба «Откуда приходит слово»

Анастасия Кузьмина
Конспект занятия логопедического клуба «Откуда приходит слово»

Клуб «Музыкальный Болтунишка»

«Откуда приходит слово»

Задачи:

- вызвать у детей интерес к слову;

- обучать основам лингвистического анализа;

- развивать фонематический слух, творческие способности (речевые, художественные, музыкальные, активное внимание, словесно-логическое мышление

- включить детей и родителей в творческий процесс; сформировать позитивные, бережные взаимоотношения; объединить людей разного возраста; установление дружественных отношений между детьми, родителями и педагогами; установление сотрудничества и поддержки друг с другом.

Публикация «Конспект занятия логопедического клуба „Откуда приходит слово“» размещена в разделах

Ход занятия:

Логопед : Здравствуйте, дети и родители! Посмотрите вокруг. Нас окружает огромное количество предметов. Для каждого из них есть свое название – слово. Давайте назовем словами предметы, которые нас окружают. (Логопед указывает на предмет, дети называют)

Если бы люди все предметы называли, как кому вздумается, то они бы не понимали друг друга. Как появляются слова? Какие бывают слова? Об этом вы узнаете на заседании нашего клуба, который называется «Родное слово»

(Слайд 1)

Логопед :

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз, -

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, -

Означено словами.

Логопед : Сегодня на нашем заседании клуба мы ответим на вопрос: «Как появляются слова Например, почему кукушку назвали кукушкой, а не кряквой или зеленушкой, а кузнечика назвали кузнечиком, а не иначе?

Чтобы узнать, почему предмет назван таким словом, можно посмотреть в словарь. Все слова хранятся в словарях.

Логопед демонстрирует картинку –слайд со словарями. (Слайд 2)

Звучит музыка. Входят Шалун и Елочка (Артемий Д, Саша К.).

(Слайд 3)

Елочка: Здравствуйте, друзья! Меня зовут Елочка. Я знаток всех слов. Я о любом слове могу рассказать. Но вы можете и сами прислушиваться к слову, подумать и догадаться, почему именно так назван предмет.

Шалун: Здравствуйте, а меня зовут Шалун. И я хочу все узнать как Елочка, вы поможете мне?

Логопед : Ребята и родители! Давайте попробуем составить небольшой словарь, в котором мы сами будем объяснять, как появилось слово.

Выставляется обложка словаря.

Логопед : В словарь мы запишем слова о нашей родной природе.

Итак, сейчас мы с вами

В зеленый лес поедем.

Кто хочет в путь? Пожалуйста,

Мы всех с собой возьмем.

Елочка и Шалун: И мы с вами. У нас есть картинки для словаря. С картинками он будет интересней.

Логопед : А поедем мы на поезде (Слайд 4)

На экране появляется картинка леса (Слайд 5)

На экране появляется слайд с заголовком «Птицы» (Слайд 6)

Логопед : На первой странице

Разместятся птицы.

На лесной опушке

Послышалось: «Ку-ку!»

Куковала птица

Где-то наверху.

Догадайтесь, что это за птица? (кукушка) (Слайд 7)

Логопед : Как по-вашему, за что кукушка получила такое название? Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук. Все народы обратили внимание на песню кукушки.

Кукушка сама своим голосом («Ку-ку!») подсказала людям, как ее назвать (в названии отражается особенность голоса)

В словарь вставляется картинка – кукушка с подписью: «Ку-ку» - Кукушка.

Логопед : Не только голос, но и внешний вид птицы, цвет «костюма» помогает выбрать название для птицы. Вот сидит птица на ветке и не видно ее среди пестрого леса. Цвета она пестрого, рябая: вся в черных, да рыжих рябинках. Так и названа эта птица (Рябчик) (Слайд 8)

В словарь вставляется картинка – рябчик с подписью: «Рябая – рябчик»

Логопед : А эта птица получила свое название из-за поведения. Она постоянно трясет хвостом (гузкой) (Слайд 9)

Елочка: Трясогузка, трясогузка –

Полосатенькая блузка!

Хвостиком своим трясет,

Громко песенки поет.

В словарь вставляется картинка – трясогузка с подписью: «Трясет хвостиком (гузкой) – трясогузка.

Логопед : За что люди так обидели птицу, назвав ее глухарем? А может он и вправду глухой? Давайте послушаем разговор Глухаря и Сороки.

Инсценировка детьми диалога Э. Шима «Сорока и Глухарь»

(Слайд 10)

Сорока: Глухарь, охотник идет.

Глухарь: Тэке-тэке-тэке…

Сорока: Глухарь, слышишь? Оглох, что ли!

Глухарь: Тэке-тэке – вижу…Ась? Кто? Чего? Я ведь когда пою, ничего не слышу…

Сорока: Охотник, говорю, идет!

Глухарь: Ах, ты, елки-сосенки, верно ведь! Спасибо, Сорока, выручила ты меня. А то спета была бы моя песенка!

Логопед : Так за что же глухаря назвали глухарем? (Слайд 11)

В словарь вставляется картинка – глухарь с подписью: «Весной, когда поет, не слышит, глухой – глухарь»

Игра «Найди свой домик» (Родители – домики, дети – птицы)

(Слайд 12)

Логопед : Закончена страница

О наших друзьях – птицах.

На экране появляется картинка с названием следующего блока «Насекомые»

(Слайд 13)

Логопед : Вот это – насекомые,

Всем детям знакомые.

Мы видим их, придя на луг,

Но почему их так зовут?

Шалун: Вам знакомо это насекомое? (Показывает изображение кузнечика. Дети дают ответы) (Слайд 14)

Логопед : Почему же его так назвали? Сейчас я вам расскажу. Вы представляете, как мастер-кузнец из железа выковывает разные предметы: гвозди, ключи, подковы? Так и кузнечики звенят, стучат своими крылышками, как кузнец молотком. За этот перестук кузнечика и назвали кузнецом – кузнечиком.

В словарик вставляется картинка – кузнечик с надписью: «Стучит крылышками, как кузнец молотом, - кузнечик»

С детьми проводится подвижная игра «Кузнечики» (Слайд 15)

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

(Оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую)

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко,

Прыгайте легко.

Оркестр «В траве сидел кузнечик…» ( Участвуют все: и дети и родители)

(Слайд 16)

Звучит музыка «Танец бабочек». (Слайд 17)

Танцуют три бабочки: лимонница, крапивница и капустница, затем они инсценируют диалог бабочек (по тексту Н. Сладкова «Крапивница и Лимонница»).

Крапивница: Терпеть не могу непонятных имен. Почему ты Лимонница, если у нас даже лимоны не растут? Вот я – Крапивница. У меня на крапиву аппетит.

(Слайд 18)

Капустница: А я – Капустница. У меня на капусту аппетит. Просто и все понятно.

(Слайд 19)

Лимонница: А меня Лимонницей назвали не за аппетит, а за красоту! У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять…

(Слайд 20)

Логопед : Почему бабочек назвали Крапивница? Капустница? Лимонница?

В словарик вставляется 3 картинки – крапивница, капустница, лимонница с надписями: «Любит капусту – капустница. Любит крапиву – крапивница. Окраска лимонного цвета – лимонница»

Елочка: Вы прислушались к этим словам, и теперь вам понятно, почему кузнечика, крапивницу, капустницу и лимонницу люди называют именно так.

Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского. Танец цветов. (Слайд 21)

На экране появляется слайд с заголовком «Цветы» (Слайд 22)

Логопед : Если ты поранил ногу,

Оглянись-ка: у дороги

Чудо-лекарь, врач, растет

И совет тебе дает:

- Ты возьми-ка мой листок!

К ранке приложи, дружок! (Слайд 23)

Шалун: Почему подорожник получил такое название?

В словарик вставляется картинка – подорожник с надписью: «Растет вдоль дорог – подорожник»

Логопед : Отгадайте название цветка

Ребенок загадывает загадку:

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший - (Одуванчик) (Слайд 24)

Логопед : Почему этот цветок так назвали?

Дети высказывают свои предположения.

В словарик вставляется картинка – одуванчик с надписью: «Одуванчик – облетает от дуновения»

Логопед : Подует ли ветерок, или кто-то специально дунет на одуванчик, и разлетятся по воздуху сотни парашютиков. А это что такое?

Ребенок загадывает загадку:

Яркий, пахучий…

Ай-ай-ай! Колючий!

Колючий, как крыжовник,

Цветущий куст … (Шиповник) (Слайд 25)

Елочка и Шалун: За что шиповник получил такое название?

Логопед : Ветки этого кустарника покрыты острыми шипами, которые больно царапают каждого, кто захочет сорвать цветок.

В словарик вставляется картинка – шиповник с надписью: «На ветке острые шипы – шиповник»

Ребенок загадывает загадку:

Динь-дон! Динь-дон!

Льется нежный перезвон.

Распустил бутончик

Синий (Колокольчик) (Слайд 26)

Логопед : За что же эти нежные цветы назвали колокольчиками? (Форма цветка напоминает колокол)

В словарик вставляется картинка – колокольчик с надписью: «Похож на колокол – колокольчик».

Логопед : Мы идем по зеленому лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

И мы слышим цветов голоса.

Они шепчут…

Дети-цветы: Не рви нас, не надо,

Наши гибкие стебли не мни!

Мы для глаз и для сердца – отрада,

Украшенье родимой земли!

Танец «Не рвите цветы…» (Слайд 27)

Логопед : А сейчас я передаю слово психологу – Ольге Ивановне.

Педагог-психолог: Мы сегодня учили слова о родной природе, а так же говорили о том, как надо беречь и любить ее. А вы знаете, как называется планета, на которой мы живем? (ответы детей)

- Да, правильно, наша планета называется Земля! (Слайд 28)

- Посмотрите, какая наша Земля красивая! (Слайд 29)

- Давайте сделаем подарок нашей планете – «Радугу пожеланий» (Слайд 30)

Перед Вами ватман, Вам необходимо нарисовать одну большую радугу. (Дети и родители приступают к выполнению задания)

- У Вас было домашнее задание: раскрасить бабочку. Сажайте своих бабочек на радугу, кто куда захочет. (Сзади бабочек двусторонний скотч, родители и дети отклеивают и прикрепляют бабочек на радугу)

- А на облаках напишите пожелания нашей планете, а затем расположите облака в верхней части панно. (Родители и дети пишут пожелания на облаках и прикрепляют их на ватман)

Логопед : А пока подсохнет наша радуга детки приготовили Вам песню – «Шире круг» (Слайд 31)

Логопед : А теперь Ваши детки приглашают Вас для Хора рук, они Вам расскажут, что надо делать!

Хор рук. (Слайд 32)

Танец «Круглая планета» (Все) (Слайд 33)

Логопед : В мире еще очень много слов, названий о нашей родной Земле, мы будем пополнять наш словарик! На этом заседание нашего Клуба заканчивается! До новых встреч!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЦКМ «Откуда пришел стол? Знакомство с профессиями мебельщиков» в средней группе детей с ОВЗКонспект занятия по ФЦКМ «Откуда пришел стол? Знакомство с профессиями мебельщиков» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Познавательное развитие»; формирование целостной картины мира Педагогическая цель: расширять представления детей.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Дом» Цели: Образовательные: Продолжать работу над развитием грамматического строя речи: учить согласовывать числительное один с существительными.

Конспект логопедического занятия «Звук и буква «Ч» .

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы «Откуда хлеб пришел?» Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы Тема: «Откуда хлеб пришел?» Цель: • дать знания детям о хлебе.

Конспект занятия-беседы «Откуда хлеб пришел?»Конспект занятия-беседы «Откуда хлеб пришел?» Ознакомление с трудом взрослых. Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Программное содержание: - закрепить представления детей.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Обучение грамоте. Слово» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» ДО № 2 Всеволожского района.

Конспект занятия во второй младшей группе «Откуда берется вода?» по опытно-экспериментальной деятельностиКонспект занятия во второй младшей группе «Откуда берется вода?» по опытно-экспериментальной деятельности Цель: познакомить детей с процессом конденсации Материал: Горячая вода Оборудование: ёмкость, охлажденная металлическая крышка Ход-занятия.

Программа логопедического клуба для родителей подготовительной группы «Грамотейки» Актуальность Логоклуба для родителей «Грамотейки»Семья для ребенка – одновременно и среда обитания и воспитательная среда. Влияние семьи.

Урок «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?» в 1 классе Тема урока: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления. Методы.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия логопедического клуба «Откуда приходит слово» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анастасия Кузьмина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия логопедического клуба «Откуда приходит слово»
Опубликовано: 17 февраля 2020 в 14:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД