Папки-передвижки

Конспект занятия логопедического клуба «Как появились фамилии»

Анастасия Кузьмина
Конспект занятия логопедического клуба «Как появились фамилии»

«Как появились фамилии»

Задачи:

-способствовать созданию у детей предпосылок для самостоятельного семантического анализа и самостоятельных высказываний;

- развивать интерес к истории и культуре своего народа;

- развивать творческое мышление, воображение;

- формировать чувство уважения к своей фамилии.

Оформление: рабочее место чиновника — писаря, плакаты, показывающие происхождение фамилий, схема способов образования фамилий

Публикация «Конспект занятия логопедического клуба „Как появились фамилии“» размещена в разделах

Предварительная работа: совместная работа детей и родителей по изучению происхождения своей фамилии, разучивание стихотворения Г. Граубина «Прадеды».

Ход занятия:

1 слайд

Логопед : В нашей группе две Полины

Два Максима, три Ирины.

- Руки ты, Максим, помой!

Идет один, за ним — другой.

- Поленька, цветы полей!

Бегут обе: кто быстрей!

- Ира, рыбок покорми!

Возле рыбок — сразу три!

Как же нам их различать?

Нужно фамилии назвать!

На прошлом заседании клуба «Родное слово» мы узнали о происхождении слов-имен, а сегодня узнаем о том, как появились слова-фамилии.

Логопед устанавливает перед детьми центральную часть звезды, с вопросом

«Как появились фамилии. По ходу занятия звезда дополняется лучами.

2 слайд

Логопед : Внимание! Внимание!

Открываем заседание

Клуба «Родное слово».

Все к работе клуба готовы?

Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят члены его семьи и родственники. Фамилии переходят от родителей к детям.

Подумайте, что было сначала дано человеку, имя или фамилия?

Раньше фамилий не было. Люди жили в небольших селениях, и все знали друг друга по именам: «Вот здесь живет Добрыня, а это изба Марьи».

Сначала фамилии были только у знатных, богатых людей. Позднее решили дать фамилии всем людям. Но где же взять столько фамилий? Придумывать фамилии приказывали чиновникам — государственным служащим.

Представим себе, что в наши руки попала машина времени. Эта машина времени перенесет нас в прошлое время. И мы посмотрим, как чиновник давал людям фамилии.

3 слайд

Звучит музыка. Занавес открывается. За столом сидит чиновник.

4 слайд

Чиновник: (рассуждает) Где же взять столько фамилий? Вот Петр. Он сын Ивана. Быть ему Петром Ивановым. А вот Ефим — он сын Марьи. Запишу я его по фамилии Марьин.

Логопед : От каких слов чиновник придумал фамилии Иванов, Марьин? (От имен)

Игра «ИМЕНА» слайд 5

Слайд 6

Логопед : Перед вами лототрон.

Полон разных он имен.

Возьмите по одному имени и образуйте от них фамилии.

Каждый ребенок достает по одному футляру от киндер-сюрприза, в котором находится карточка с именем, зачитывает его и придумывает фамилию от этого имени :

Денис — Денисов Михаил — Михайлов

Егор — Егоров Дарья — Дарьин

Алексей - Захар -

Василий - Федор -

Николай - Степан -

Ульяна - Александра -

Чиновник благодарит детей за помощь

К центру звезды устанавливается луч «От имен»

Слайд 7

Слайд 8

Логопед : Наши предки были трудолюбивыми людьми. Они пахали землю, выращивали хлеб, ловили рыбу, собирали мед, охотились. Многие из них получили свои фамилии по виду труда, которым они занимались и прославились.

Чиновник: (рассуждает) Иван — славный мастер. Никто в округе не делает телеги лучше его. Будет он носить фамилию Телегин. Федор — хороший рыбак. Вот и дам я ему фамилию Рыбаков. А у Степана всегда богатые хлеба вырастают. Запишу я его по фамилии Хлебников.

Слайд 9

Логопед : Какую фамилию даст чиновник умелому кузнецу? Ловкому охотнику? Хорошему столяру? Меткому стрелку? А крестьянке, которая лучше всех пекла пироги?

Далее логопед проводит физминутку — называет фамилию, а дети изображают вид деятельности, от которой образована фамилия : Рыбаков, Кашеварова, Барабанщиков, Портнова, Плясунов (звучит плясовая музыка).

ПЕСНЯ «ВО КУЗНИЦЕ» слайд 10

Диалог по стихотворению Г. Граубина «Прадеды»

Чиновник: Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси.

Есть в каждой группе Кузнецов,

Кто прадед Кузнецова?

Логопед : Он был из рода кузнецов,

Отец отцов отцова.

Чиновник: А у Гончарова?

Логопед : У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

Чиновник: А Столярова?

Логопед : Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

А прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

Чиновник: А Пильщиков?

Логопед : С пилою Пильщиков дружил

Чиновник: А Воинов? Стрельцов?

Логопед : В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Чиновник: Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.

Логопед : За что люди получали такие фамилии? (За успехи в различных видах деятельности)

Слайд 11

Устанавливается луч «По виду труда»

Логопед : Послушаем чиновника и узнаем, как еще он придумывал фамилии.

Чиновник: Евдоким — добрый. Дам ему фамилию Добряков. Захар — смиренный. Будет носить фамилию Смирнов, Дарья — веселая. Будет Веселовой. Марья — грустная, горюет. Будет Горюновой.

Слайд 12

Логопед : Какую фамилию можно дать хитрому человеку? (Хитров). Смелому? (Смелов). Храброму? (Храбров). Бережливому? (Бережнов). Эти люди получили фамилии по качествам своего характера.

ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС «ФАНТЫ» Слайд 13

Слайд 14

Устанавливается луч «По качествам характера человека».

Логопед : Посмотрите на этих людей. (Демонстрирует картинку с изображением людей)

Слайд 15

Обратите внимание на их внешний вид. Как выглядит этот человек? (Он толстый)

Чиновник: Толстый — и фамилию будет носить Толстой.

Логопед : Какую еще фамилию мог бы дать Чиновник толстому человеку? (Толстиков, Толстяков, Толстушкин)

Чиновник: А этот выглядит богатырем. Запишу его по фамилии Богатырев.

Логопед : А какие фамилии даст чиновник высокому человеку? (Высоков). Кудрявому? (Кудряшов)

Логопед : За что люди получили эти фамилии? (За внешний вид)

КОНКУРС «НАРЯДИ МАМУ» Слайд 16

Слайд 17

На звезду устанавливается луч «По внешнему виду»

Логопед : Иногда фамилия давалась по месту рождения и расположению жилья.

Слайд 18 (Демонстрируется схема изображения местности)

Василий родился в избе на горе — он будет иметь фамилию Нагорный.

Чиновник: А Степан живет у озера — будет носить фамилию Озеров. Архип родился у реки Волги — будет Волгиным, Дарья живет у леса. Какую ей дать фамилию? (Леснова).

Логопед : Какую фамилию дал чиновник человеку, который живет за полем? (Запольский)

СТИХОТВОРЕНИЕ «О РОДИНЕ» Слайд 19

Слайд 20

На звезду устанавливается луч «По месту жительства»

Логопед : В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых.

С. Михалков

Чиновник: Фамилий много я придумал, а все равно не хватает! Где же еще взять? Попробую-ка я перебрать зверей да птиц!

Лиса. (Задумался) Будут фамилии Лисина и Лисицына. Волк… (Задумался)

Логопед : А какая фамилия образовалась от слова волк? (Волков)

Слайд 21

Логопед называет животных, а дети образовывают фамилии : еж, воробей, сорока, окунь, щука, карп, комар, пчела.

Чиновник: Ого! Сколько же всего меня окружает! Сосны, ветер, солнце, трава… Может и от этих слов можно образовать фамилии?

Слайд 22

Дети образуют фамилии : Соснин, Ветров, Солнцев, Травкин.

Логопед : От названий каких предметов возникли фамилии : художника Шишкина слайд 23, композитора Чайковского слайд 24, поэта Пушкина слайд 25? Эти фамилии образовались от названий предметов, которые нас окружают.

ИГРА «МАЛЕНЬКОЙ ЁЛОЧКЕ» слайд 26

Слайд 27

На звезду устанавливается луч «От предметов окружающего мира»

Логопед : Фамилии таят в себе загадки. И разгадать их непросто. Надо вслушаться в фамилию. Слайд 28 А если не получится разгадать ее происхождение, то можно посмотреть в «Словарь русских фамилий», где их огромное количество.

Слайд 29

Возвращаемся вместе с детьми и родителями в наше время.

Логопед : А теперь подумайте и попытайтесь разгадать как появилась ваша фамилия?

Дети рассказывают о происхождении своей фамилии.

Логопед показывает, в каком луче звезды «живет» фамилия ребенка.

Логопед : Сегодня вы узнали, что раньше фамилии давались (указывает на звезду…

- по имени

- по виду труда

- по внешнему виду

- по характеру

- по месту рождения

- от названий предметов окружающего мира

А вы получили фамилии от своих предков. С тех пор прошло много лет. И уж нет той связи, которая была между человеком и значением его фамилии.

Кудряшов может быть не кудрявым. Горюнова может быть всегда веселой. Кузнецов может быть не кузнецом, а строителем.

И вывод, стало быть таков:

Все дело не в фамилии,

А в человеке!

С. Михалков.

Логопед : Звезда получилась у нас не случайно. Ведь фамилии чем-то похожи на звезды — они появились давным-давно и сопровождают нас всю жизнь.

ТАНЕЦ «МАЛЕНЬКИЕ ЗВЁЗДЫ» слайд 30

Слайд 31

Логопед : Фамилию, дети, достойно носите,

Ее уважайте, ее берегите.

Трудом упорным старайтесь прославить,

И детям своим оставить.

Заседание клуба закрывается!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

План-конспект фронтального логопедического занятия «Звук [ы]» Тема занятия: «Звук «Ы». Цели: 1. Познакомить детей со звуком «Ы»; 2. Закрепить правильную артикуляцию звука «Ы»; 3. Развитие фонематического.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Встреча с Карлсоном» Цель: Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - автоматизировать звук [Р] в словах; - развивать.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Дом» Цели: Образовательные: Продолжать работу над развитием грамматического строя речи: учить согласовывать числительное один с существительными.

Конспект логопедического занятия «Звук и буква «Ч» .

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Звуки [С] — [Ш]» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Конспект подгруппового логопедического занятия на тему.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Как появились деньги»Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Как появились деньги» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Программа логопедического клуба для родителей подготовительной группы «Грамотейки» Актуальность Логоклуба для родителей «Грамотейки»Семья для ребенка – одновременно и среда обитания и воспитательная среда. Влияние семьи.

Автор публикации:
Конспект занятия логопедического клуба «Как появились фамилии»
Опубликовано: 17 февраля 2020 в 15:11
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД