Получи документы

Чтение рассказов М. Пришвина «Листопад. Последние грибы»

Людмила Осипенко
Чтение рассказов М. Пришвина «Листопад. Последние грибы»

Программные задачи. Расширять словарный запас, учить понимать образную лексику, используемую автором в художественном тексте, учить правильно согласовывать существительные с прилагательными, использовать в речи предложения. Продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы. Воспитывать у детей культуру ведения диалога, любовь к родной природе, бережное и внимательное к ней отношение. Пробудить интерес к окружающему миру.

Ход образовательной деятельности

— Ребята, отгадайте загадку:

Пришла без красок и без кисти

Публикация «Чтение рассказов М, Пришвина „Листопад, Последние грибы“» размещена в разделах

И перекрасила все листья. (Осень.)

— Какое сейчас время года? (Осень.)

— Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

— Чем отличается осень от лета? (День стал короче, ночь длиннее. Темнеет быстрее. Днем стало холоднее. Солнце греет не так. Листья пожелтели. Деревья готовятся к зиме. Птицы улетают в теплые края. Люди одеваются теплее.)

— Ребята, осень бывает разная: ранняя, поздняя, золотая. Посмотрите. (Показ иллюстраций.) Как вы думаете, какая осень здесь изображена? (Золотая). Почему?

Игра «Осенние слова». Цель: упражнять в подборе имен прилагательных.

— Ребята, придумайте слова об осени. Осень какая? (Золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, «очей очарованье».)

— Лес осенью какой? (Задумчивый, унылый, тихий, настороженный, притихший, грустный, молчаливый, одинокий, словно терем расписной, золотой, багряный, лиловый, опустевший.)

— Вспомните, какие листочки у деревьев осенью? (Зеленые, желто-красные, оранжевые, разноцветные, бурые, пестрые, сухие.)

Игра «С какого дерева лист

Лист клена… кленовый.

Лист березы … березовый.

Лист дуба… дубовый.

Лист осины … осиновый.

– Как называется явление в природе, когда опадают листья осенью? (Листопад.)

Листопад, листопад,

Осыпается наш сад.

Листья с тополей летят,

Под ногами шелестят.

– Почему деревья сбрасывают листья? (Они так готовятся к зиме).

– Где сейчас больше листьев : на деревьях или на земле? (На земле).

– Как происходит сбрасывание деревом листа? (Ветер отрывает).

– Представьте себе, дети, что листья с деревьев не опадут, и придёт зима, выпадет много снега. Что будет? Что может случиться? (Снег тяжёлый, и веточки под тяжестью снега станут гнуться и ломаться).

– Как опадают листья? Как летят? С чем их можно сравнить? (Листья опадают тихо, плавно, медленно, как бабочки, самолётики, вертолётики, парашютики).

– Как сказать по-другому?

Листья падают (опадают, осыпаются, летят).

Листья шелестят (шумят, шуршат).

– Как вы думаете, листья могут шептаться? Как они это делают? Кто помогает листочкам шептаться? (Ветер). Почему?

– Какой ветер осенью? (Сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный и т. д.)

Послушайте рассказ М. Пришвина «Листопад», в нем автор рассказывает, как играет ветер осенью.

Листопад

Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну.

Не посмел прямо идти на ту сторону и пошел кругом поляны, от березки к березке.

Вот он остановился, прислушался.

Кто боится чего-то в лесу, то лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. Слушает заяц: все ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадется.

Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не поддался обману падающих листьев, а как раз вот тут-то кто-то воспользовался и тебя сзади под шумок схватил в зубы.

– Почему заяц не пошел на поляну и испугался? Как обманывают осенние листья путников и зверей в лесу?

– Придумайте, о чем могут шептаться осенние листья?

– Давайте мы превратимся в осенние листочки. (Подвижная игра с листьями с речевым сопровождением).

Мы, листики осенние,

На дереве висели.

Ветер дунул — полетели,

Полетели, полетели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Завертел их, закружил

И на место опустил.

– Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали осень?

Послушайте, как нарисовал осень писатель М. Пришвин.

М. Пришвин

Последние грибы

Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой — и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки.

Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождем.

Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.

Рыжие листья засыпали рыжики, это были последние грибы.

– С чем играл ветер? (С липой, тучей). Что случилось с липой, после того, как ветер поиграл с ней?

– Почему автор сказал липа «выдохнула из себя миллион золотых листиков»? Какие золотые монетки остались висеть на черных ветках липы? Почему автор так сказал?

– Как ветер играл с тучей?

После чтения педагог предлагает детям нарисовать осень. В процессе рисования звучит грамзапись инструментальной пьесы. После педагог совместно с детьми рассматривает рисунки и предлагает составить выставку осенних пейзажей.

Публикации по теме:

Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе детского сада Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина.

Фотоотчет «Листопад-листопад, листья по ветру летят»Фотоотчет «Листопад-листопад, листья по ветру летят» Предлагаю вашему вниманию коллективную композицию «Листопад-листопад-листья по ветру летят» с детьми второй младшей группы "Родничок" Цели:.

Конспект ОД к 150-летию И. А. Бунина в старшей группе «Чтение стихотворения И. А. Бунина «Листопад»Конспект ОД к 150-летию И. А. Бунина в старшей группе «Чтение стихотворения И. А. Бунина «Листопад» Цель: Познакомить детей с стихотворением И. А. Бунина, показать особенности стихотворного текста. Задачи: Помочь детям понять содержание стихотворения,.

Конспект прогулки «Листопад, листопад, листья по ветру летят» для детей 3–4 летКонспект прогулки «Листопад, листопад, листья по ветру летят» для детей 3–4 лет Тема: «Листопад, листопад, листья по ветру летят…» Цели: познакомить детей с явлением природы листопадом, полюбоваться на то, как падают.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказов из книги Ю. Грибова «Мой дедушка — егерь» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект занятия по аппликации «Листопад, листопад…» во второй младшей группеКонспект занятия по аппликации «Листопад, листопад…» во второй младшей группе Цель: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Листопад». Задачи: Развивать умение детей раскладывать готовые формы разного.

Конспект ООД по рисованию во второй младшей группе «Листопад, листопад, листья жёлтые летят» в технике пуантилизмКонспект ООД по рисованию во второй младшей группе «Листопад, листопад, листья жёлтые летят» в технике пуантилизм Тема:«Листопад, листопад, листья жёлтые летят…» Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью ватных палочек.

Конспект по рисованию пальчиками в первой младшей группе «Листопад, листопад, листья жёлтые летят» Тема: «Листопад, листопад, листья жёлтые летят» Возраст: 1 младшая группа. Цель: создать условия для знакомства с осенними особенностями.

Виртуальная экскурсия в дом-музей М. М. Пришвина для учащихся начальной школы Экскурсия в дом-музей детского писателя 1. Мотивационный этап Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие, путешествие необычное.

Занятие по рисованию в первой младшей группе «Листопад, листопад — листья с дерева летят» Задачи: Образовательные: 1. Продолжать учить детей умению наносить точки легкими движениями, прикладывая пальчик к бумаге. 2. Вызывать интерес.

Библиотека изображений:

Публикация Чтение рассказов М. Пришвина «Листопад. Последние грибы» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Осипенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Чтение рассказов М. Пришвина «Листопад. Последние грибы»
Опубликовано: 21 декабря 2021 в 18:00
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД