МААМ-картинки

Лингвистические игры по правилам дорожного движения

Наталья Бармина
Лингвистические игры по правилам дорожного движения

Лингвистические игры по правилам дорожного движения

Младший возраст(3-4 года).

Артикуляционная игра "Веселая прогулка"

1. Жил был язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, потом опять в домик спрятался.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его, рот не закрывать (3-4 раза)

2. Захотел язычок пойти в парк, но ему нужно было перейти дорогу, стал язычок смотреть налево и направо, есть ли там машины.

Публикация «Лингвистические игры по правилам дорожного движения» размещена в разделах

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому (6-8 раз)

3. После этого увидел язычок светофор, у которого сверху вниз разные огни горят, стал язычок на них смотреть: красный, желтый,зеленый.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, поднять язык к носу, затем опустить к подбородку (4-5 раз)

4. Дождался язычок зеленый сигнал светофора и перешел улицу, пришел в парк гулять и стал играть в мяч.

Описание упражнения: рот закрыт, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щечкой надувать «мячик»

Игра на развитие силы голоса "Автомобили"

На столе перед ребенком стоят три машины: маленькая легковая, легковая - минивен или газель и большая грузовая. Педагог произносит ту-ту-ту (громко) и предлагает ребенку угадать, какая машина так звучит. Потом педагог произносит ту-ту-ту тише, ребенок снова угадывает.

Второй вариант игры - ребенку предлагают погудеть как машина: а) которая едет рядом с нами; б) которая отъезжает, удаляется от нас; в) машина которая далеко от нас.

Для старшего возраста звук машины можно издавать как рычание мотора р-р-р.

Игра "Как медвежонок катался на машине"

Цель: развивать словарный запас

Ход игры

Педагог выбирает нескольких детей и просит их показывать остальным все, что сделает медвежонок. Медвежонок решил покататься на машине. Сел он и поехал. Ехал-ехал и вдруг слышит: с-с-с - колесо спустилось. Медвежонок остановился, вышел и начал накачивать колесо: с-с-с. Накачал и поехал дальше.

После инсценировки педагог просит детей назвать все, что делал медвежонок (решил покататься, сел, поехал, слышит, остановился, вышел, стал накачивать колесо, накачал, поехал).

Игра «Доскажи словечко»

Цель: закрепить у детей знания о сигналах светофора и их назначении; развивать слу-ховое восприятие.

Ход игры

Педагог читает стихотворение, дети досказывают последнее слово.

Все будьте правилу верны :

Держаться правой. стороны.

Должен помнить пешеход:

Перекресток переход.

Есть сигналы светофора

-Подчиняйся им без. спора.

Желтый свет предупреждение,

Жди сигнала для. движения.

Зеленый свет открыл дорогу,

Переходить ребята. могут.

Красный свет нам говорит:

«Стой! Опасно! Путь. закрыт!»

Леша с Любой ходят парой.

Где идут? По. тротуару.

По асфальту точек стежка

- Пешеходная. дорожка.

Садясь в трамвай

Старшим место. уступай.

Хоккей игра на льду зимой,

Но не игра. на мостовой.

Экзамен важного значенья

Держи по Правилам. движения.

Дидактическая игра

«Зажги свой огонек»

Цель: закрепить у детей знания о светофоре, сигналах, их назначении.

Материал: макет светофора на каждого ребенка

Ход игры:

Педагог загадывает загадку о цвете светофора, дети зажигают этот огонек на своих светофорах

Он имеет по три глаза,

По три с каждой стороны!

И хотя еще ни разу

Не смотрел он в восемь сразу

Все глаза ему нужны.

Он висит тут с давних пор

И на всех глядит в упор.

Кто же это? (Светофор)

На какой мне ехать свет, Чтобы не наделать бед? (Зеленый.)

Светофор добр не всегда. Кто подскажет мне, когда? (Зеленый.)

Изменив в окошке свет, Говорит: «Прохода нет!»

(Красный.)

А когда, скажите мне, Изменив свой цвет в окне, Светофор нам говорит: «Скоро будет путь открыт»? (Желтый.)

Игра «Светофор»

Цель: закрепить представление детей о назначении светофора, о его сигналах.

Материал: цветные картонные кружки (желтый, зеленый, красный, макет светофора.

Ход игры:

Педагог, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов, последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них.

Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о значении цвета.

Игра «Сломанный светофор»

Цель: закрепить представление детей о назначении светофора, о его сигналах; развивать внимание, конструктивные способности.

Материал: цветные картонные кружки (желтый, зеленый, красный) разрезанные на 4 части, макет светофора, - на каждого ребенка.

Ход игры

Педагог предлагает починить ребятам «сломанный светофор», при этом необходимо соблюдать последовательность расположения сигналов светофора (красный – желтый – зеленый). В заключении ребенок должен объяснить значение цветового сигнала.

Ира «Разрешается – запрещается»

Цель: закрепить у детей знания ПДД; развивать слуховое восприятие.

Ход игры:

Педагог читает стихотворение, дети должны дать правильную оценку ситуации словами «запрещается», «разрешается».

1. Всем внимание, не зевайте, на вопросы отвечайте!

И проспекты, и бульвары – Всюду улицы шумны.

Проходи по тротуару - Только с правой стороны!

Тут шалить мешать народу

2. Быть примерным пешеходом

3. Если едешь ты в трамвае,

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорей вперед.

Ехать «зайцем», как известно

4. Уступать старушке место

5. Если ты гуляешь просто,

Все ровно вперед гляди,

Через шумный перекресток,

Осторожно проходи.

Переход при красном свете.

Средний возраст (4-5 лет)

Игровое упражнение "Из чего - какой?"

Цель: закрепить умение образовывать и употреблять относительные прилагательные.

Игровые действия. Ответить на вопросы педагога.

Ход игры.

Педагог предлагает детям послушать и закончить предложения:

- Колесо из резины. Оно (какое). (резиновое).

- Дверца машины из металла. Она (какая). (металлическая).

- Руль автобуса из пластмассы. Он (какой). (пластмассовый).

- Сиденье, обшитое кожей. Оно (какое). (кожаное).

- Жезл из резины. Он (какой). (резиновый).

- Остановка из железа. Она (какая)(железная).

- Свисток из пластмассы. Он (какой)(пластмассовый).

- Фары из стекла. Они (какие)(стеклянные).

«Какой, какая, какое?».

Цель: образование относительных прилагательных.

Шина для автомобилей (какая) – автомобильная

Билет на автобус (какой) - автобусный

Масло для машин (какое) – машинное.

Остановка трамвая, автобуса, троллейбуса (какая) – трамвайная и т. д.

Игра "Для чего каждый транспорт?"

Цель: развивать речь

Ход игры

На столе стоят машины (показ картинок). В гости к детям приходит (появляется кукольный персонаж). Педагог обращает внимание детей на гостя и предлагает познакомить его с назначением машин.

Пример ответа: «Эта машина - скорая помощь. На ней перевозят больных»; «Эта машина - самосвал. На ней перевозят кирпичи, песок и другие грузы для стройки».

Игра "Кто больше вспомнит"

Цель: расширять словарный запас

Ход игры

Педагог просит детей рассмотреть картинки и рассказать, что делают изображенные на них персонажи и что еще они умеют делать:

мальчик: идет, бежит, переходит улицу, шагает, топает.

птица: летит, порхает, клюет, пьет, поет.

машина: гудит, едет, спешит, тормозит, останавливается.

ветер: воет, дует, задувает, колышет, покачивает (ветки деревьев)

грузовик: везет груз, торопится, шумит, гремит.

ремонтная бригада: чинить дорогу, устанавливать знаки и т. п.

Игра «Запрещается - разрешается»

Ход игры

Взрослый произносит фразу, дети добавляют последнее слово: «разрешается» или «запрещается».

Идти по тротуару. (разрешается!

Перебегать дорогу перед близко идущим транспортом. (запрещается!

Переходить улицу на красный сигнал светофора. (запрещается!

Помогать пожилым людям переходить улицу. (разрешается!

Обходить стоящий автобус спереди. (запрещается!

Выбегать на проезжую часть. .(запрещается!

Уважать правила движения. .(разрешается!

Игра «Продолжи ряд слов»

Цель: расширять словарный запас

Ход игры

Взрослый говорит любое слово из лексического запаса по теме «Транспорт», «Улица города», «Дорожные знаки». Ребенок повторяет это слово и называет свое. Следующий ребенок называет два предыдущих слова и придумывает свое слово и т. д.

Игра «Опиши предмет».

Цель: развивать речь, логическое мышление, навык классифицирования.

Ход игры

Предложить ребенку описать какой-либо предмет. Учить ребенка давать развернутую характеристику объекта. Стоит обратить внимание на следующую схему-алгоритм,

1. Предмет, класс, к которому он принадлежит, составные части предмета.

2. Форма, цвет, размер, материал.

3. Функции предмета.

4. Сравнительный анализ - по форме, цвету, материалу, функциям.

Игра «Расскажи мне. (описание по картинке)».

Цели: развивать речь, внимание, аналоговое мышление, воображение, расширять словарный запас.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетная картинка.

Ход игры

Предложить ребенку рассказать о том, что он видит на картинке: в целом, детально. Задать ему наводящие вопросы.

Старший возраст(5-6 лет,

Подготовительный возраст(6-7лет)

Игра "Скажи наоборот"

Цель: расширять словарный запас.

Педагог начинает фразу, а дети заканчивают словом, противоположным по значению.

Машина едет быстро, а автобус. (медленно)

Шоссе широкое, а тротуар. (узкий)

Жилой дом высокий, а остановка. (низкая)

Асфальт на дороге черный, а полосы разметки на ней. (белые)

По дороге едет машина грузовая, а на стоянке стоит машина. (легковая)

У трактора мотор работает громко, а у машины. (тихо)

Красный сигнал светофора гаснет, а зеленый. (загорается)

Игра "Какое бывает"

Ход игры.

Незнайка пришел в город в гости к Пончику. Вокруг было много нового и необычного. Педагог предлагает рассказать Незнайке, что бывает

зеленым: трава, листья деревьев, сигнал светофора, машины.

широким: улица, шоссе, бульвар.

квадратным: знак, вывеска, дом.

высоким: дом, дерево, башня, человек.

быстрым: птицы, машины, огни.

круглым: огни светофора, фары, дорожные знаки и т. п.

Игра "Весёлые гонки"

Цель: активизировать употребление глаголов с приставками, простых предлогов.

Материал: игровое поле и модели машинок.

Игровые действия. Прокомментировать свои действия.

Ход игры.

Педагог предлагает детям сесть на ковёр и кладёт перед ними игровое поле - большой круг, на котором изображена трасса, раздаёт детям по одной модели легковых машин разных цветов. После чего педагог говорит: "А теперь вы будете двигать свои машинки по игровому полю и рассказывать, что они делают. Старайтесь не повторяться. Пусть ваши машины совершают совсем разные действия, двигаются по разному маршруту".

Дети выполняют действия и комментируют их: "Моя красная машина выехала из гаража и поехала по улице. Моя синяя машина поехала по улице и подъехала к магазину. Моя зелёная машина подъехала к мосту, въехала на мост, проехала по мосту, съехала с моста. Моя жёлтая машина объехала вокруг дома, переехала через улицу и заехала в гараж".

Педагог говорит после всех ответов детей: "Какие похожие слова прозвучали в ваших ответах? (Выехать, поехала, въехала, съехала, объехала, заехала, переехала). Все эти слова образованы от слова ехать".

Примечание. Если дети затрудняются, педагог может задавать наводящие вопросы.

Игровое упражнение "Закончи предложение"

Цель: развивать речевой слух; обучать составлению предложений с союзом а.

Материал: мячик.

Игровые действия. Закончить предложение, начиная «а потом»

Ход игры.

Педагог катит мячик по столу и называет первую часть предложения. Ребёнок заканчивает предложение, начиная со слов «а потом», и возвращает мяч.

Педагог: "Сначала надо дождаться зелёного света на светофоре. "

1-ый ребё нок: ". а потом переходить улицу".

Педагог: "Нужно посмотреть налево. "

2-ой ребё нок: ". а потом начинать переход".

Педагог: "Следует взять взрослого за руку. "

3-й ребё нок: ". а потом переходить улицу".

Педагог: "Нужно дождаться полной остановки транспорта. "

4-й ребё нок: ". а потом начинать переход".

Игровое упражнение "Продолжи предложение"

Цель: развивать логическое мышление и связную речь (закрепить умение составлять предложения с подчинительным союзом потому что).

Игровые действия. Закончить предложение.

Ход игры.

Педагог называет первую часть предложения, а ребёнок заканчивает его.

- На перекрёстке случилась авария, потому что.

- Машина буксовала и не могла тронуться с места, потому что.

- На остановке собралось много народу, потому что.

- Водитель затормозил у пешеходного перехода, потому что.

- У светофора все машины затормозили, потому что.

- Инспектор дорожного движения остановил машину, потому что.

- Дети долго не могли перейти дорогу, потому что.

- Водитель сигналил мальчику, потому что.

«Собери предложение».

Цель: связь слов в предложении.

Машина, ехать, дорога, по.

Самолет, небо, летит, высоко, в.

Шоссе, автомобиль, мчится, по.

Едет, тропинка, по, велосипедист.

Магазин, около, мотоцикл, остановился.

«Составь описательный рассказ о транспортном средстве (по выбору)» по плану:

Как называется это транспортное средство?

Назови одним словом машину, которая…

Из каких частей оно состоит?

Чем приводится в движение?

Для чего используется, что перевозит?

Кто им управляет?

Игра "Семейка слов"

Цель: закрепить умение образовывать однокоренные слова.

Материал: мячик.

Игровые действия. Образовать однокоренные слова сначала к слову дорога, а затем к слову машина.

Ход игры.

Педагог приглашает детей на ковёр и берё т в руки мяч: "Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову дорога. Как можно назвать маленькую дорогу? (Дорожка). Как можно ласково назвать дорогу? (Дороженька). Как называют растение, которое растёт рядом с дорогой? (Подорожник). А как называют движение по дороге? Какое оно? (Дорожное). Хорошо! Вы подобрали много слов из одной семейки. А теперь, давайте, соберём другую семейку слов к слову машина. Как можно назвать маленькую машину? (Машинка). А очень большую машинку? (Машинища). А как назвать человека, который водит поезд? (Машинист). А как называется масло для двигателя машины? (Машинное масло). Молодцы, всё правильно. Все слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова машина".

Игровое упражнение "Подбери действие"

Цель: активизировать глагольный словарь по теме "Правила дорожного движения"

Материал (по необходимости) : сюжетные картинки по теме

Игровые действия. Подобрать к существительному как можно больше глаголов.

Ход игры.

Педагог: "Ребята, сейчас мы поиграем со словами. Я назову слово, а вы подберёте к нему как можно больше слов-действий; ответите на вопрос "что делает?". Машина что делает? (Едет, сигналит, тормозит, мчится, останавливается). Шофёр что делает? Светофор что делает? Регулировщик что делает? Пешеход что делает?"

Дети подбирают слова-действия и получают фишку за каждый правильный ответ. В конце игры дети подсчитывают свои фишки и называют победителя.

Публикации по теме:

«Как появились правила дорожного движения». Занятие по правилам дорожного движения для подготовительной группы «Как появились правила дорожного движения». Занятие по правилам дорожного движения для подготовительной группы. • Цель: познакомить детей.

Сценарий викторины по правилам дорожного движения в старшей группе «Знатоки дорожного движения» Викторина по правилам дорожного движения в старшей группе. Цель: обобщать знания детей о правилах дорожного движения. Задачи: 1. закреплять.

Игры по правилам дорожного движения «Внимательный пешеход» Цели: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения (сигналы светофора, пешеходный переход); воспитывать усидчивость,.

Конспект игры «Что? Где? Когда?» по правилам дорожного движения в старшей группе Конспект игры «Что? Где? Когда?» по правилам дорожного движения в старшей группе. Тема: «Я – знаток дорожной науки». Наталья Кузнецова Цель:.

Конспект открытого занятия в старшей группе по правилам дорожного движения «Буратино учит правила дорожного движения»Конспект открытого занятия в старшей группе по правилам дорожного движения «Буратино учит правила дорожного движения» Конспект открытого занятия в старшей группе по правилам дорожного движения «Буратино учит правила дорожного движения». Задачи: Формировать.

Конспект занятия по правилам дорожного движения в форме игры-конкурса Задачи: закрепление знаний о правилах дорожного движения, дорожных знаках, воспитание дисциплинированного пешехода, развивать ориентировку.

Конспект занятия по правилам дорожного движения «Путешествие в страну правил дорожного движения» в старшей группе .

Конспект занятия по правилам дорожного движения «Путешествие в страну правил дорожного движения» в старшей группеКонспект занятия по правилам дорожного движения «Путешествие в страну правил дорожного движения» в старшей группе Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе на тему: «Путешествие в страну правил дорожного движения» Цель занятия.

Проект по правилам дорожного движения для детей старшего возраста «Правила дорожного движения знаю и всегда их соблюдаю»Проект по правилам дорожного движения для детей старшего возраста «Правила дорожного движения знаю и всегда их соблюдаю» Составлено воспитателями Ярошенко О. П. ,Бойко Л. А. МБДОУ№6 «Улыбка», Г. Пролетарск, Ростовская область. Проблема: Проблема обучения дошкольников.

Сценарий интеллектуальной игры по правилам дорожного движения «Зелёный огонёк»Сценарий интеллектуальной игры по правилам дорожного движения «Зелёный огонёк» Дубинина Ирина Александровна МАДОУ детский сад "Родничок" Цель: Создать условия для формирования у дошкольников знаний, умений и практических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лингвистические игры по правилам дорожного движения
Опубликовано: 18 июля 2019 в 08:45
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лингвистические игры по правилам дорожного движения» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бармина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД