МААМ-картинки

Лепка в средней группе детского сада: техника, приёмы, сюжеты

юлия кудряшова
Лепка в средней группе детского сада: техника, приёмы, сюжеты

Дети пятого года жизни — настоящие почемучки. Они стремятся узнать обо всём как можно подробнее, всё хотят изучить и попробовать. Занятия по лепке становятся разноплановыми. Ребята развивают технические навыки и совершенствуют моторику пальцев и рук. Узнают новое о физических предметах и их свойствах. Слепить поделку — это значит изучить со всех сторон объект изображения, а после показать.

Содержание

1 Теоретические моменты лепки в средней группе

1. 1 Таблица: задачи занятий по лепке в средней группе

Публикация «Лепка в средней группе детского сада: техника, приёмы, сюжеты» размещена в разделах

1.2 Сочетание с другими видами изобразительной деятельности

2 Техника лепки в средней группе

2. 1 Таблица: способы и приёмы лепки

2.1. 1 Видео: уроки лепки для детей

2.2 Виды лепки

2.3 Материалы и инструменты

2.4 Нетрадиционные техники лепки

2.5 Дифференциация заданий

2.5. 1 Таблица: примеры заданий разного уровня сложности

3 Планирование занятий по лепке в средней группе

3.1 Конспекты занятий по лепке в средней группе

3. 2 Видео: занятие по лепке в средней группе «Ёжик»

4 Картотека сюжетов для лепки в средней группе

4.1 Растительный мир

4.2 Живая природа

4.3 Домашний обиход

4.4 В городе

5 Открытое занятие по лепке в средней группе по ФГОС

5. 1 Видео: открытое занятие по лепке (с родителями)

5. 2 Видео: занятие по лепке «Грибы»

6 Методическая литература по лепке для средней группы

Теоретические моменты лепки в средней группе

Желание ребёнка делать что-либо руками необходимо приветствовать. Занятия с сыпучими веществами, мозаикой, конструктором и мелкими фигурками стимулируют нервные рецепторы на кончиках пальцев. Активное развитие сенсорики кисти положительно отражается на уровне мыслительных и речевых способностей.

Уголок сенсорики

Занятия с сыпучими и пластичными элементами развивают мелкую моторику и сенсорное восприятие

Работа с пластичными материалами — лепка — входит в комплекс занятий по развитию мелкой моторики. Создание простых форм из песка (в том числе кинетического, глины и пластилина упражняет кисть в ловкости и гибкости. Разминая эти материалы руками, ребёнок расслабляется — лепка обладает терапевтическим эффектом.

Мальчик лепит из кинетического песка

Взаимодействие с пластичными материалами расслабляет мышцы рук и вызывает положительные эмоции у ребёнка

С пластилином и другими материалами для лепки воспитанники средней группы играют и упражняются в различных режимных моментах:

на занятиях по изобразительной деятельности раз в две недели: создание поделок из пластилина;

на занятиях познавательно-исследовательской деятельностью: знакомство со свойствами глины, песка, теста;

как самостоятельная деятельность в комнате отдыха;

на индивидуальных занятиях с психологом в качестве арт-терапии;

на прогулке: лепка из песка или снега в игровой форме.

Пластилинотерапия

Лепят средние дошкольники не только поделки, но и в кабинете психолога — на занятиях пластилинотерапией

Лепке как виду продуктивного творчества посвящаются занятия по ИЗО. Дети 4–5 лет занимаются с пластилином, реже — с пластичным или солёным тестом. Цель занятий по лепке в средней группе — формирование умения лепить предметы различной формы и величины, в том числе составные. Задачи для занятий воспитатель планирует с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Таблица: задачи занятий по лепке в средней группе

Образовательные

Обучение различным способам и приёмам лепки,

закрепление представлений о геометрических фигурах: куб, шар, диск, цилиндр,

знакомство со стеком,

расширение общих знаний,

обогащение активного словаря.

Развивающие

Совершенствование мышечной моторики пальцев и кистей рук,

развитие зрительного восприятия,

формирование пространственного и образного мышления,

развитие речевых способностей.

Воспитательные

Воспитание чистоплотности,

привитие уважения творческой и ремесленной деятельности, труду в целом.

Занятие по лепке «Овощи»

На занятиях по лепке расширяются и закрепляются знания детей, например, об овощах

Практическая работа по лепке в средней группе длится 10–12 минут. Если задание дано в игровой форме на прогулке или ребёнок самостоятельно занимается с пластилином в творческом уголке, длительность процесса увеличивается.

Обучение приёмам лепки осуществляется через последовательный показ педагогом действий. Каждый этап работы предваряется устным комментарием.

Важно помнить. У детей 4–5 лет внимание и память непроизвольные. Объяснение воспитателя должно быть лаконичным, чётким и вместе с тем интересным для ребят.

В средней группе предполагается, что дети вылепливают детали вслед за воспитателем. Чередуются виды деятельности: слуховое и зрительное восприятие с практической работой. Когда дети лепят, воспитатель наблюдает, хвалит, подбадривает. Возможна помощь отстающим:

подсказка, как сделать, как исправить,

индивидуальный показ,

совместное выполнение: педагог направляет движение пальцев и рук ребёнка.

Педагог занимается лепкой с девочкой

Усваивание приёмов лепки в средней группе осуществляется через объяснение и показ

Сочетание с другими видами изобразительной деятельности

Аппликация — дополнение основы поделки или коллективной композиции небольшими элементами, соединёнными между собой.

Бумажная аппликация.

Композиция из лепки и аппликации

Коллективные работы в средней группе получаются яркими, если сочетать различные техники и приёмы изо-деятельности

Аппликация природными материалами: семечками, крупами, кофейными зёрнами.

Лепка «Ёжик»

Использование природного материала позволяет создать оригинальные поделки

Рисование. Элементарными узорами — пятнами, линия — дети украшают поверхность вылепленной поделки или закрашивают поверхность полностью.

Гуашью рисуют по сухим фигуркам из солёного теста.

Акриловой краской под наблюдением педагога рисуют на пластилине.

Рисование и лепка

Вылепленные угощения из солёного теста рекомендуется раскрасить гуашью

Техника лепки в средней группе

Упражнения с пластичными материалами готовят детскую руку к освоению важнейшего навыка в ближайшем будущем — письму. Регулярные занятия лепкой развивают гибкость кисти и точность движений. Поделки ребята создают, изучая различные приёмы лепки.

Таблица: способы и приёмы лепки

Способы лепки Приёмы Примеры поделок в средней группе

Скульптурный/пластичный — лепка из одного куска.

Скатывание,

раскатывание,

сплющивание,

вытягивание,

скручивание.

«Хлеб»,

«Огурец»,

«Баранки/бублики»,

«Тарелочка».

Конструктивный — создание поделки из нескольких деталей. Вылепленные пластичным способом детали соединяются друг с другом.

«Пирамидка»,

«Капуста»,

«Цветок»,

«Грибы».

Лепка котика

В средней группе дети осваивают конструктивный способ лепки : вылепливание и соединение деталей в единый образ

Видео: уроки лепки для детей

Виды лепки

Предметная лепка. В средней группе дети лепят двух- и трёхмерные предметы на плоскости. Максимально точно стараются передать форму знакомых объектов. На занятиях обязательно стоит образец — фигурка или игрушка.

Предметная лепка в средней группе

Предметная лепка подразумевает и изображение живых существ, например, рыб

Сюжетная лепка. На пятом году жизни стремительно развиваются мыслительные способности. Ребёнок сопоставляет объекты окружающего мира, обнаруживает связи и взаимодействие между ними. Первые сюжеты — это коллективные композиции «Хоровод зайчат», «Птичий двор».

Сюжетная лепка в средней группе

Коллективные работы имеют простой сюжет, например, «Утята плавают на пруду»

Декоративная лепка. В средней группе этот вид лепки может использоваться для украшения поделок «Ваза», «Тарелка».

Декоративная лепка в средней группе

Дети 4–5 лет учатся украшать поверхности рельефным узором, например, как на занятии «Чудо-цветок»

Материалы и инструменты

Пластилин — наиболее податливый материал. Познакомить детей с глиной можно, но лепить из неё рекомендуется в старшей и подготовительной группах (с детьми 5–7 лет).

Изредка на занятиях может использоваться пластилин Плей До. Это дорогостоящий материал, но яркий и необычный. С его помощью можно украсить подарки мамам на 8 Марта, например.

Запасы пластилина в средней группе

Сохраняйте остатки пластилина их наборов — дети используют их позже

Стек — инструмент-помощник, с которым дети знакомятся в средней группе. Воспитатель показывает, как держать стек, каким образом с его помощью отрезать часть от куска пластилина/теста. Стек понадобится для дополнения поделок надрезами или простыми узорами (точками, линиями). Им обозначают глаза, рот, нос на мордочке животных.

Стек на занятии лепкой

Для средней группы рекомендуется закупить пластмассовые стеки с закруглённым концом

Нетрадиционные техники лепки

Пластилиновая мозаика — выкладывание пластилиновых шариков на нарисованном изображении. В техническом плане использование этой техники на занятиях в средней группе не даёт ничего нового детям. Пластилиновой мозаикой уместно заниматься во время декоративной лепки. Например, мозаикой дети украсят пластиковые тарелки или крышки.

Пластилиновая мозаика в средней группе

Мозаика отлично подходит для декорирования пластиковых и картонных поверхностей

Пластилинография — рисование или закрашивание контуров при помощи размазывания и/или налепливания пластилина. В средней группы подбираются небольшие картинки на плотном листе бумаги или картоне. Задача для детей 4–5 лет — «раскрасить» тонким слоем пластилина рисунок, не выходя за контуры. Цвета для пластилинографии дети выбирают самостоятельно.

Пластилинография в средней группе

Пластилином дети раскрашивают несложные изображения, например, цветик-семицветик

Тестопластика — лепка из солёного теста. В средней группе в этой технике выполняются поделки «Угощение для кукол/друзей», «Гусеница». Солёное тесто — замечательная альтернатива пластилину, полностью натуральный материал. Воспитатель заготавливает тесто непосредственно перед занятием.

Рецепт солё ного теста:

1/2 ст. холодной воды,

1 ст. муки,

1 ст. соли

Размешать до однородной массы.

Лепка в средней группе «Угощение для кукол»

В солёное тесто можно добавить пищевые красители

Солёное тесто имеет обыкновение крошиться во время работы. Для деток 4–5 лет этот материал не назовёшь податливым. Поэтому к массе, полученной по классическому рецепту, я добавляю 1–2 столовых ложки растительного масла (без запаха). Тесто становится пластичнее.

Дифференциация заданий

В течение учебного года воспитатель оценивает эффективность занятий. В сентябре, январе и мае проводится мониторинг изобразительных способностей детей. Определяется уровень овладения практическими навыками для каждого воспитанника.

Практические навыки формируются и закрепляются неравномерно среди детей одного возраста. Это нормально. Задача воспитателя — создать благоприятные условия для развития каждого подопечного. Учитывая личностные качества и темп овладения приёмами лепки, педагог разрабатывает разноуровневые задания.

Девочки лепят из солёного теста

На занятии ребёнок получает новый опыт и положительные эмоции, задания подбираются по уровню развития

Таблица: примеры заданий разного уровня сложности

Критерий способностей Основное задание Усложнённое задание

Умение определять, из каких частей и форм состоит объект для лепки Слепить мухомор : ножка-цилиндр, конусообразная шляпка, белые точки. Слепить мухомор, закрепить на картонной основе, дополнить травинка/листьями/пеньком.

Скорость лепки Слепить утёнка : пластичным способом голову и туловище, добавить крылья и клюв. Слепить утёнка, при помощи стека сделать надрезы на крыльях и хвосте (перья, обозначить глаза.

Бабочки из пластилина

Разноуровневые задания необходимы для того, чтобы каждый ребёнок проявил свои умения и почувствовал себя успешным

Планирование занятий по лепке в средней группе

К 4–5 годам игра становится ведущим видом деятельности у детей. Творческие занятия рекомендуется выстраивать на основе сказочного сюжета или в форме интересных заданий. Детей настраивают на конечный результат не в виде пластилиновой поделки, а как удачное решение проблемы или возвращение из фантастического путешествия.

Важно. Структура занятия обязательно включает вводную часть для мотивации детей к лепке.

Мотивирующее начало занятия в средней группе

Заинтересовать детей темой занятия может фантастический персонаж, например, волшебница

Занятие по лепке в средней группе имеет чё ткую структуру:

Организационный момент.

Вводная часть.

Практическая работа.

Показ работ, подведение итогов.

Между этапами занятия проводятся короткие подвижные игры и физкультминутка. Смена образовательной деятельности на двигательную активность предотвращает эмоциональное и физическое напряжение у детей.

Важно. Рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику непосредственно перед тем, как дети приступят к лепке. Мышцы пальцев и рук разогреты — значит, готовы трудиться.

Пальчиковая гимнастика в средней группе

Пальчиковые игры и упражнения разогревают кисти рук перед лепкой

Конспекты занятий по лепке в средней группе

Маликова Ю. В. «Занятие по лепке в средней группе. Дома нашего города»

Никифорова В. И. «Конспект занятия по лепке в средней группе. Грибы»

Куковякина М. А. «Занятие по лепке в средней группе. Животное жарких стран»

Золотарёва В. «Конспект занятия по пластилинографии. Цветик-семицветик»

Нейман И. Е. «Конспект занятия по лепке из солёного теста. Мукосолька»

Подборка включает интереснейшие разработки классических тем по лепке в средней группе. Занятие «Дома нашего города» можно назвать интегрированным, поскольку оно проводится в рамках нравственно-патриотического воспитания. Методическая находка педагога — распределение объектов для лепки при помощи игры с карточками.

Занятие «Грибы» примечательно использованием природного и бросовых материалов, а также авторскими стихотворениями от воспитателя.

Лепка «Животные жарких стран» сочетается с техникой аппликации, а в начале конспекта воспитатель описывает назначение поделок. То есть у детей есть реальная цель, зачем они лепят львят.

Поделка «Цветик-семицветик» выполняется в нетрадиционной технике — пластилинографии. Педагог составил конспект ознакомительного занятия. Плюсы — в связи со сказочным сюжетом, включении пальчиковых упражнений и использовании фоновой музыки во время лепки.

Конспект занятия «Мукосолька» разработан для кружка, где дети лепят из солёного теста. Элементы разработки можно использовать на занятии НОД. Дать детям возможность самостоятельно замесить тесто — значит удовлетворить их исследовательский интерес.

Видео: занятие по лепке в средней группе «Ёжик»

Картотека сюжетов для лепки в средней группе

Темы по лепке перекликаются с занятиями по познавательно-исследовательской деятельности, музыке, развитию речи. Рекомендуется выполнять поделки из пластилина во время или сразу после изучения какой-либо темы. Для удобства сюжеты для лепки объединяют в предметные и тематические группы.

Растительный мир

«Фрукты: сливы, лимоны, виноград, арбуз», «Фрукты для компота».

«Овощи: огурец, свёкла, капуста», «Овощи на зиму».

Лепка : овощи для борща

Овощи дети лепили и раньше, но в средней группе задание интереснее : слепить овощи для борща

«Деревья», «Ветка рябины».

Лепка : веточка рябины

Занятие «Ветка рябины» воспитывает у детей бережное отношение к птицам: они лепят угощение для синиц

«Грибы».

«Цветы».

Живая природа

«Зимующие/перелётные птицы», «Птицы нашего участка», «Птичий двор», «Сова-совища», «Уточки на пруду».

Лепка : сова

Для детей 4–5 лет изобразить сову по силам при помощи рельефной лепки на плоскости

«Лесные животные: заяц, медведь, ёжик», «Животные зоопарка: лев, тюлень», «Домашние животные: кошка, собака».

Лепка : кошка

На занятии «Мама кошка» можно познакомить детей с комбинированным способом лепки

Домашний обиход

«Мебель: стол, табурет, стул».

«Посуда: чашка, блюдце», «Посуда для кукол/бабушки».

Лепка : чашки

Занятие «Чашки для кукол» в средней группе — это и продуктивное творчество, и часть игры

«Продукты: хлеб, выпечка, сосиски», «Угощение для кукол/друзей/гостей», «Профессия — повар».

«Одежда: шуба/куртка, шарф, шапка, рукавицы», «Девочка в зимней одежде».

Лепка : зимняя одежда

Фигуру человека дети будут лепить в старшей группе, поэтому сейчас изображение девочки в зимней одежде условное

Изготовление угощений для какого-либо персонажа проводится в средней группе как лепка по замыслу. В беседе с педагогом ребята называют, что подходит в качестве угощений. Например, для ёжика — овощи, фрукты, грибы. Каждый ребёнок придумывает, какую поделку он будет делать (капусту, яблоко, грибок и так далее). Важное условие — дети уже должны были лепить ранее эти предметы, иначе замысел сложно будет исполнить.

Публикации по теме:

Конспект НОД в средней группе детского сада «Различаем звуки [з]-[з’]» Цель: развитие умения слышать и узнавать звуки [з] — [з’] в словах. Ход НОД В начале занятия воспитатель приглашает ребят в город звуков.

Конспект НОД в средней группе детского сада «Знакомимся со звуком [ц]» Цель: формирование умения произносить звук [ц], различать слова со звуком [ц]. Ход НОД В начале занятия воспитатель приглашает ребят в город.

Езда на велосипеде в режиме детского сада в средней группеЕзда на велосипеде в режиме детского сада в средней группе Езда на велосипеде в детском саду организуется во время утренней и вечерней прогулки на участке весной и летом. Во время занятий на свежем.

Фотоотчет «День цветов в средней группе детского сада»Фотоотчет «День цветов в средней группе детского сада» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию фотоотчет "День цветов" в средней группе МБДОУ ДС "Ивушка" с. Цыпка. День мы начали с рассматривания.

Фотоотчёт о театрализованной деятельности в средней группе детского садаФотоотчёт о театрализованной деятельности в средней группе детского сада Театрализованная деятельность в детском саду направлена на развитие творческих возможностей детей дошкольного возраста. Такая деятельность.

Фотозарисовка «Рисование на песке в средней группе детского сада»Фотозарисовка «Рисование на песке в средней группе детского сада» Уважаемые коллеги! Существует много различных нетрадиционных техник рисования. Технику рисования методом примакивания Вы могли видеть в.

Картотека игр с мячом для детей в средней группе детского садаКартотека игр с мячом для детей в средней группе детского сада Уважаемые коллеги! 10 августа – День мяча на МААМ! В связи с этим событием хочу поделиться с Вами Картотекой игр с мячом для детей в средней.

Конспект НОД в средней группе детского сада «Знакомимся со звуком [Ш]» Цель: формирование умения произносить звук [ш], различать слова со звуком [ш]. Ход НОД В начале занятия воспитатель может спросить ребят:.

Конспект НОД в средней группе детского сада «Знакомимся со звуком [Ж]» Задачи: •формирование умения произносить звук [ж], различать слова со звуком [ж]; • учить правильно и четко произносить звук ж (изолированно,.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Военная техника» Задачи: • закрепление представлений детей о военной технике и родах войск; • развитие внимания, зрительного восприятия, закрепление представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лепка в средней группе детского сада: техника, приёмы, сюжеты
Опубликовано: 15 февраля 2023 в 18:29
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лепка в средней группе детского сада: техника, приёмы, сюжеты» (включая файлы) размещена пользователем юлия кудряшова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД