Папки-передвижки

Лекторий для родителей подготовительной группы «Обучение дошкольников грамоте»

Айслу Мустакова
Лекторий для родителей подготовительной группы «Обучение дошкольников грамоте»

Цель:

Оказать практическую помощь родителям в их стремлении сделать ребёнка грамотным.

План работы:

1. Содержание занятий по обучению грамоте в подготовительной.

2. Практическая часть: усвоение приемов звукобуквенного анализа слогов и слов, работа со звуковыми линейками, составление схемы слова.

Материал:

Публикация «Лекторий для родителей подготовительной группы „Обучение дошкольников грамоте“» размещена в разделах

схемы звуков (красные, синие, зеленые треугольники и прямоугольники); звуковые линейки для индивидуальной работы; последовательность картинок (круг, облако, шапка, круг, апельсин); доска, мел.

1. В подготовительной к школе группе занятия по обучению грамоте начинаются с сентября и проводиться один раз в неделю. Каково же содержание и особенности этих занятий? Следует отметить, что обучение грамоте происходит на базе уже изученных, отработанных в произношении звуков. На занятиях дети овладевают понятиями “звук”, “буква”, “слог”, “слово”, “предложение”. Они узнают и учатся различать гласные и согласные звуки, согласные по твердости – мягкости, звонкости и глухости. Занятия проводятся с опорой на наглядный материал: это схемы слогов, слов, предложений, таблицы, разрезные азбуки, звуковые линейки. Дети учатся определять позицию звука в слове, количество в слове звуков, слогов в слове; обучаются звукобуквенному анализу сначала простых слов типа “СОК”, затем многосложных слов типа “КАПУСТА”.

К концу учебного года дети должны уметь следующее:

- составлять слова из заданных слогов, читать их и объяснять смысл прочитанного;

- уметь определять количество слогов в слове, ударный слог;

- определять количество слов в предложении и их порядок;

- знать правило заглавной буквы (имена, клички животных, названия рек, городов, стран пишутся с заглавной буквы);

- знать правило написания предложения (начинается предложение с заглавной буквы, между словами должно быть расстояние, в конце предложения ставится точка).

2. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со схемами звуков, слогов, слов, предложений. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. Затем предлагаю применить эти знания в практических упражнениях. В результате родители понимают, что в обучении грамоте нет ничего сложного.

Мы общаемся фразами, то есть предложениями. Предложения бывают простыми и сложными, односложными и распространенными.

Пример простого предложения: Птица сидит на ветке.

Схема предложения будет такой:

Количество полосок обозначает количество слов в предложении.

Предложение, в свою очередь, состоит из слов. Слово – это единица речи, имеющая смысловое значение. Оно может обозначать предмет, действие, признак предмета и пр.

Слова состоят из слогов.

Слог – часть слова, не имеющая смыслового значения. Например, слово “ВЕТКА” обозначает часть дерева, а слоги “ВЕТ” или “КА” сами по себе не имеют смысла. Нужно знать, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Для определения количества слогов в слове можно использовать проверочный прием прохлопывания слогов.

В работе по определению слоговой структуры слов мы используем схемы.

Например, слово “ПТИЦА” имеет такую схему:

Слова нашей речи состоят из звуков. Существует разница понятий “ЗВУК” и “БУКВА”. Здесь родители проговаривают правило вместе с воспитателем:

“Звук мы слышим и говорим,

А букву мы видим и пишем”.

Проговаривая правило, показываем на уши и рот, на глаза и ладони соответственно словам.

Звуки бывают гласные (произносятся голосом, напевно) и согласные (произносятся при помощи органов артикуляции, чаще коротко и быстро). Согласные делятся на звонкие и глухие. Звонкость согласного звука можно проверить приемом приложения ладони к горлу: если при произнесении звука горло вибрирует, то звук звонкий. Важно, чтобы согласные звуки произносились чисто, не как буквы, без призвуков гласных (не “МЭ” или “РЭ”, а “М и “Р”). Согласные могут быть мягкими или твердыми. Причем “Ч”, “Щ”, “Й” - всегда мягкие, а “Ж”, “Ш”, “Ц” - всегда твердые.

Существует схематичное цветовое изображение звуков. Гласные схематично изображаются красным цветом, твердые согласные синим цветом, а мягкие согласные зеленым цветом. С цветовыми схемами мы работаем на звуковых линейках.

Рисунок 1

Звуковая линейка представляет собой полоску белого цвета, с одной стороны расчерченную на 3 части (обозначают начало, середину или конец слова). Работая с этой стороной, дети определяют позицию звука в составе слова. Нерасчерченная сторона предназначена для выкладывания схем слогов, слов.

Работа родителей по выделению первых звуков из слов, представленных в последовательности картинок:

круг, облако, шапка, круг, апельсин = кошка

Слово “КОШКА” записывается на доске, производится анализ слова родителями :

- сколько гласных в слове, какие;

- сколько слогов в слове (прохлопывание слова);

- сколько слияний в слове (согласный + гласный звуки, какие;

- сколько согласных звуков, есть ли мягкие согласные;

- какая буква стоит первой, последней, между “О” и “К” и т. д.

Теперь родители выкладывают схему слова на звуковых линейках. Нужно знать, что слоги-слияния (согласный + гласный звуки) выкладываются треугольниками, а отдельные звуки прямоугольниками. Работа по выкладыванию схемы слова проводится по образцу на фланелеграфе.

Рисунок 2

Таким образом, родители осваивают некоторые приемы работы с детьми на занятиях по обучению грамоте.

В III периоде обучения (апрель, май, июнь) работа постепенно усложняется. Дети читают, анализируют и пишут слова, более сложные по структуре. Кроме того, для чтения и письма добавляется работа с предложениями.

Итак, занятия по обучению грамоте – одна из важных сторон работы с детьми в логопедической группе. На занятиях дети овладевают навыками чтения, звукобуквенного анализа слов, анализа предложений. Это поможет им избегать ошибок при чтении и на письме в школе, сформирует навык речевого самоконтроля, что позволит благоприятно адаптироваться к школьной жизни. Кроме того, обучение грамоте носит общеразвивающий характер: развивает мышление детей, способствует развитию работоспособности и нравственно-волевых качеств.

Литература по обучению грамоте :

Е. О. Астафьева Играем, читаем, пишем. Методическое пособие-конспект Санкт- Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015

О. С. Ушакова Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. Москва, Сфера, 2011

Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. Ф. Дидактический материал к урокам обучения грамоте. – М. : Просвещение, 1982.

Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. – М. : Просвещение, 1996.

Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. Обучение дошкольников грамоте. – М. : Школа-пресс, 1998.

Публикации по теме:

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Грибы»Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Грибы» Дистанционное обучение предполагает рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей. Это задания, упражнения и игры с детьми для.

Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Ягоды»Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Ягоды» Дистанционное обучение предполагает рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей. Это задания, упражнения и игры с детьми для.

Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Комнатные растения»Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Комнатные растения» Дистанционное обучение предполагает рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей. Это задания, упражнения и игры с детьми для.

Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Народные промыслы»Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Народные промыслы» Дистанционное обучение предполагает рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей. Это задания, упражнения и игры с детьми для.

Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Насекомые»Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Насекомые» Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Насекомые» В силу сложившихся обстоятельств мы оказались перед необходимостью.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Обучение грамоте. Слово» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» ДО № 2 Всеволожского района.

Консультация для родителей «Не имя красит человека, а человек имя». Дистанционное обучение дошкольниковКонсультация для родителей «Не имя красит человека, а человек имя». Дистанционное обучение дошкольников «Не имя красит человека, а человек имя» Консультация для родителей. Дистанционное обучение дошкольников. Уважаемые родители, проведите.

Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов»Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов» Сидим дома. Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов» Уважаемые гости моей страницы! Сегодня.

Консультация для родителей «Как научить ребенка игре в шашки и шахматы. Дистанционное обучение дошкольников»Консультация для родителей «Как научить ребенка игре в шашки и шахматы. Дистанционное обучение дошкольников» Консультация для родителей "как научить ребенка игре в шашки и шахматы". Дистанционное обучение дошкольников. Обучение игры в шахматы.

Библиотека изображений:

Публикация Лекторий для родителей подготовительной группы «Обучение дошкольников грамоте» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Айслу Мустакова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Лекторий для родителей подготовительной группы «Обучение дошкольников грамоте»
Опубликовано: 14 июня 2022 в 11:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД