Папки-передвижки

Лексические упражнения как средство обогащения речи детей 6–7 лет идиомами

Ася Перс
Лексические упражнения как средство обогащения речи детей 6–7 лет идиомами

Речевое развитие детей, обогащение их словаря рассматривается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования как одно из направлений обучения и воспитания в детском саду. Речевое многообразие, богатство подразумевает достаточно объемный словарный запас, точное понимание и использование в речевом общении слов и словосочетаний, а также умение использовать разнообразные языковые средства

Публикация «Лексические упражнения как средство обогащения речи детей 6–7 лет идиомами» размещена в разделах

актуальной проблемой развития речи дошкольников является развитие образной речи, под которой понимается умение правильно использовать разнообразные выразительные средства (метафоры, сравнения, фразеологизмы, идиомы, выражать с их помощью свои мысли и чувства, воздействовать на слушателя [23]. Одним из видов образной речи являются идиомы - устойчивые по составу обороты речи, значения которых определяется только совокупностью входящих в них речевых единиц [39] .

Исследование особенностей понимания и употребления идиом детьми дошкольного возраста является относительно новым и недостаточно разработанным направлением в науке.

Исследованием особенностей усвоения фразеологии родного языка занимались такие исследователи, как Л. С. Выготский, И. Н. Митькина, Ю. С. Питеркина, С. Н. Цейтлин. В этих исследованиях убедительно показано, что дошкольный возраст является благоприятным периодом для усвоения фразеологии, в том числе и идиом, что обусловлено накоплением практического и речевого опыта детей. В старшем дошкольном возрасте дети могут понимать и самостоятельно использовать сочетания с высокой степенью метафоричности. Без целенаправленного педагогического воздействия, формирование понимания фразеологизмов и их использование будет неполноценным: дети не только не смогут правильно понимать и использовать их, но и не будут проявлять к ним должного интереса. То есть, необходима целенаправленная работа по обогащению словаря детей идиомами.

Объект, предмет, цель, задачи и гипотезу нашего исследования вы можете увидеть на экране.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить теоретические основы исследования, которые заключаются в обобщении и уточнении данных об особенностях обогащения речи детей 6-7 лет речевыми знаками на примере идиом посредством лексических упражнений.

Нами были выделены следующие базовые определения: идиома, фразеологизм

Исходя из анализа литературы, мы можем выделить Основными трудностями понимания детьми идиом являются : буквальное их понимание, непонимание устаревших и непонятных слов в структуре фразеологизма; своеобразные развертывания; смешение двух фразеологизмов; лексическая модификация. Так как фразеологизмы являются единым неделимым целым, любая из перечисленных трудностей ведет к потере их смысла. Дети могут ощущать, что у того или иного сочетания единый смысл, но не совсем точно его интерпретируют. Значение идиом оказывается расширенным, суженным или вовсе не соответствующим тому значению, которое он имеет в нашем языке. Смутно ощущая цельное значение фразеологизма, ребенок может ошибаться в определении этого значения

Для решения первой задачи использовались задания, предложенные И. Н. Митькиной. Эта методика направлена на изучение состояния употребления и понимания детьми фразеологизмов. Поэтому в нашей работе она не может быть использована полностью. Методика была изменена за счет того, что использовалось меньшее число заданий, фразеологизмы были заменены идиомами, использовалось меньшее количество идиом, в задании и были определены баллы, начисляемые за выполнение заданий.

Для решения второй задачи проводились задания методики: наблюдение, беседа. Результаты наблюдения и выполнения заданий детьми фиксировались в индивидуальных протоколах. Так же фиксировались ошибки при узнавании и объяснении идиом : буквальное их понимание, своеобразные развертывания; смешение двух фразеологизмов; лексическая модификация. На основе индивидуальных протоколов составлялась сводная таблица первичных результатов исследования, в которой отмечались уровни выполнения заданий каждым ребенком.

Для реализация третьей задачи проводился анализ работы педагогов ДОО по обогащению речи детей 6-7 лет идиомами. Для решения задачи изучались тематические планы по развитию речи детей, наличие в них задач по обогащению детской речи языковыми знаками, проводилось анкетирование воспитателей подготовительных групп. Анкета состояла из двух частей. Первая часть - теоретическая, включала в себя вопросы, позволяющие определить знания воспитателей о идиомах.

Нами была проведена экспериментальная работа по выявлению в словаре детей 6–7 лет идиом и их понимания детьми. В исследовании приняли участие 26 детей в возрасте 6-7 лет. Из них 14 детей составили экспериментальную групп (ЭГ); 12 детей вошли в контрольную группу (КГ).

Качественный анализ данных, полученных в ходе наблюдения за наличием в словаре детей идиом наиболее целесообразно начать с рассмотрения особенностей речевого поведения детей в ситуации общения. В результате наблюдения за детьми были определены идиомы, которые дети используют в самостоятельной речи и ситуации, в которых используются идиомы.

По результатам наблюдения за детьми в разных ситуациях общения и подсчета использованных ими самостоятельно идиом определим уровень использования идиом детьми 6–7 лет.

В процессе диагностики понимания детьми идиом они проявляли интерес к их значению, уточняли значение отдельных слов, целого выражения. Дети пытались рассуждать о значении идиом, то есть, осознавали наличие в нем скрытого значения. В процессе выполнения заданий были выявлены некоторые особенности понимания идиом дошкольниками

Таким образом, анализ документации и результаты анкетирования воспитателей подготовительных групп показал, что целенаправленная работа по обогащению речи детей идиомами не ставится и не проводится. Вместе с тем проводится несистематическая незапланированная работа по ознакомлению детей с идиомами при чтении художественной литературы и в ситуациях взаимодействия путем объяснения значения идиомы в беседе.

Следовательно, дети 6-7 лет нуждаются в специальной организованной педагогической работе по обогащению речи идиомами. Мы предполагаем, что одним из эффективных средств обогащения речи идиомами являются лексические упражнения.

Доказательству этой гипотезы посвящен формирующий эксперимент, цель которого: разработать и апробировать в ходе занятий комплекс лексических упражнений по обогащению речи детей 6-7 лет идиомами.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей Примеры занятий Занятие 1 Программное содержание: укреплять артикуляционный аппарат детей; уточнять и закреплять правильное произношение.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Лексические упражнения» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Лексические игры».Задачи. Продолжать учить делать звуковой анализ слов.

Конспект занятия по развитию речи «Лексические игры и упражнения» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Лексические игры и упражнения». В подготовительной группе. Цель : обогащать и активизировать речь.

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

Библиотека изображений:

Публикация Лексические упражнения как средство обогащения речи детей 6–7 лет идиомами (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ася Перс на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Лексические упражнения как средство обогащения речи детей 6–7 лет идиомами
Опубликовано: 25 декабря 2023 в 20:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД