Папки-передвижки

Лексическая тема  «Фрукты»

Ермоленко Елена Николаевна
Лексическая тема  «Фрукты»

ФРУКТЫ.

Дети должны знать: основные названия фруктов; где они растут; что из них можно

приготовить; что во фруктах много витаминов; как ухаживают за фруктовыми

деревьями. Где растут фрукты; в чем их польза; что из них готовят. Различать

понятия — плоды и плодовые деревья.

Расширение словарного запаса детей:

Публикация «Лексическая тема  „Фрукты“» размещена в разделах

названия: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок;

признаки: фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный; действия: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать.

1.«Назови ласково» (детям от 5 лет)

-Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе

Яблоко — яблочко — яблочки,

груша — грушка — грушки,

лимон —лимончик — лимончики,

апельсин — апельсинчик — апельсинчики,

мандарин — мандаринчик — мандаринчики,

абрикос — абрикосик — абрикосики,

вишня — вишенка — вишенки,

банан — бананчик — бананчики,

дерево — деревце — деревца,

сад — садик — садики,

ветка — веточка — веточки.

2. «Один — много»

-Образование множественного числа существительных в именительном и

родительном падежах

Яблоко — яблоки — яблок,

груша — груши — груш,

слива — сливы — слив,

персик — персики — персиков,

абрикос — абрикосы — абрикосов,

хурма — хурма — много хурмы,

вишня — вишни — много вишни (несколько вишен,

апельсин — апельсины — апельсинов,

лимон — лимоны — лимонов,

фрукт — фрукты — фруктов,

сад — сады — садов,

косточка — косточки — косточек,

дерево — деревья — деревьев,

ветка — ветки — веток,

пальма — пальмы — пальм,

семя (семечко) — семена — много семян,

сок — соки — много соков, много сока.

3. «Посчитай фрукты»

-Образование существительных и прилагательных множественного числа в

именительном и родительном падежах Одно яблоко — два яблока — пять яблок, одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок,

одна груша — две груши — пять груш,

одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш,

один банан — два банана — пять бананов,

один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.

4. «Назови, какое дерево?» (детям 6—8 лет)

Образование относительных прилагательных

Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня,

. грушами — грушевое — груша,

. сливами — сливовое — слива,

. персиками — персиковое — персик,

. абрикосами — абрикосовое — абрикос;

пальма с бананами — банановая.

5. «Назови сок, варенье»

Образование относительных прилагательных

Сок из яблок — яблочный,

. груш — грушевый,

. слив — сливовый,

. вишни — вишневый,

. лимонов — лимонный,

. абрикосов — абрикосовый,

. апельсинов — апельсиновый,

. персиков — персиковый,

. фруктов — фруктовый,

. мандаринов — мандариновый.

….банана - банановый

….граната — гранатовый

… ананаса - ананасовый

…персика — персиковый

…. кокоса - кокосовый

6. Игра «Исправь ошибки»

Логопед говорит детям, что для них пришло письмо от Топтыжки. Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить.

«Здравствуйте, дети!

Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблочный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье.

Топтыжка»

7. «Скажи наоборот»

Поиск антонимов

-Персик большой, а абрикос маленький;

-у яблока семечек много, а у сливы одно — косточка;

-апельсин круглый, а банан длинный;

-лимон кислый, а персик сладкий;

-апельсин больше, а мандарин меньше.

8. Что в корзинке?

Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые

качества.

Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко

круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок

помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.

9. Игра «Узнай на вкус»

Цель: упражнять детей в определении вкуса фруктов : сладкий, кислый, кислосладкий; активизировать словарь детей; развивать память, сосредоточенность,

выдержку.

Оборудование: муляжи фруктов, кусочки фруктов, бумажные салфетки, поднос.

Описание игры. Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому предлагает закрыть глаза, попробовать кусочек фрукта. Ребенок должен

определить название фрукта, который он попробовал, и найти соответствующий

муляж.

10. Соберем фрукты в саду

Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определенном

порядке.

Ход. Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. На полу комнаты лежат различные муляжи. По просьбе взрослого ребенок «собирает»

фрукты в определенном порядке: «Сна-чала возьми одну грушу, потом много яблок.»

11. «Магазин «Фрукты»

Цель: научить выражать просьбу одним - двумя словами: «Дай то-то», закрепить

названия фруктов, их цвета, формы.

Ход. Взрослый играет роль продавца, Он помогает оформить просьбу или

комментирует действия безречевого ребенка, называя предмет, его форму, цвет, вкус: «Ты хочешь купить желтое яблоко? Вот какое красивое яблоко ты купила! На,

Настя, яблоко, положи его в корзинку!»

12. Игра «Лавина»

Цель: расширять и активизировать объём словаря у детей, развивать память,

формировать умение классифицировать предметы по группам.

Описание игры. Педагог начинает игру: «В корзину я положила яблоки». Ребенок продолжает, повторяя, все сказанное ранее и добавляет свое слово,

соответствующее названному слову первым участником игры: «В корзину я положил яблоки, лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.

13. Чудесный мешочек

Цель: закрепить словарь по теме, учить различать фрукты на ощупь.

Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет фрукт на ощупь и называет его.

Если ребенок правильно выполнит задание, фрукт достают из мешочка и кладут на стол. Если ошибся, возвращают в мешок

14 .«Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью

уменьшительно-ласкательных суффиксов) :

яблоко — яблочко

лимон — лимончик

банан — бананчик

апельсин — апельсинчик

15. Игра «Слушай, делай, говори!»

Цель: составление предложений по демонстрации действий.

Оборудование: муляжи фруктов.

Описание. Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда:

—Яблоко положи в корзину, а сливу—в вазу.

—Яблоко положи в корзину, сливу—на стол, а мандарин возьми в руку.

Положи яблоко возле лимона, а сливу спрячь в ладонях.

Расскажи, что ты делал.

16. Чтение. Пересказ.

Как яблоки собирают

…Я увидел лестницу. А на лестнице стояла тётя. Она доставала яблоки и

давала их девочкам. А девочки их в корзину клали. А потом я увидел целую

кучу яблок. Там сидели две тёти и на яблоки смотрели. Возьмут яблоки,

повертят и складывают в корзинки. Смотрели, чтобы пятнышка не было. Без

пятнышка – это самые лучшие яблоки. Эти яблоки каждое в бумажку

заворачивают, потом накладывают в ящики, а потом в ящиках всюду развозят.

Б. Житков

17. Объясни словечко

Плодоносит, удобрение, толстокожий.

18. Вопрос на засыпку!

Чего в саду больше – яблок или яблонь?

19. Игра «Чудо-дерево»

Цель: образование и употребление формы винительного падежа единственного

числа существительных.

Оборудование: дерево, к веткам которого прикреплены картинки с изображением

различных фруктов.

Описание.

Педагог:

- В саду выросло сказочное дерево. Сейчас мы будем собирать с него плоды.

- Почему я назвала это дерево сказочным? (Так не бывает, чтобы на одном дереве

росли разные фрукты).

Дети подходят к дереву и «срывают» разные фрукты.

Я сорвал грушу.

Я сорвал сливу

Я сорвал яблоко

Я сорвал апельсин и т. д.

20. Подобрать родственные слова:

яблоко — яблочко, яблоня, яблочный;

вишня — вишенка, вишневый;

смородина — смородинка, смородиновый;

лимон — лимончик, лимонный.

21. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу:

лимон кислый, а яблоко сладкое;

лимон овальный, а яблоко круглое;

лимон желтый, а яблоко красное.

22. «Что с чем рядом?» Употребление в речи предложных конструкций и категории

творительного падежа.

На доске — 6—7 картинок. Логопед спрашивает: «Что рядом с яблоком (лимоном,

грушей, яблоком, сливой, персиком, бананом, апельсином? Дети отвечают: «Рядом с

яблоком груша и слива» и т. д.

23. «Чего не хватает в вазе?» На столе — ваза с фруктами. Дети закрывают глаза,

а логопед убирает два фрукта. Открыв глаза, дети угадывают, чего не хватает в вазе:

«В вазе не хватает лимона и груши» и т. д.

24. «Составь предложение». На доске — три картинки с изображением фруктов.

Логопед задает детям вопрос: «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь

в вазу?» Дети по очереди отвечают: «Яблоко съем сам, грушу отдам другу, а банан

положу в вазу» и т. д.

25. «Куда положил фрукт Употребление в речи предлога возле.

На игровом поле — 6—7 картинок с изображением фруктов. Дети по очереди кладут

свои картинки возле какой-нибудь на игровом поле и комментируют: «Я положил лимон возле апельсина». И т. д.

26. «Четвертый лишний». Усвоение существительных в родительном падеже.

Употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления.

На игровом поле — картинки или ваза с фруктами. Логопед спрашивает: «Чего не должно быть в вазе?» Дети отвечают: «В вазе не должно быть помидора, потому что

это овощ» и т. д.

27. «Магазин». Закрепление относительных прилагательных по теме. Согласование

прилагательных с существительными.

Дети «покупают в магазине» продукты (сок. варенье, повидло, пирог, пюре, компот) и комментируют.

Я покупаю вишневый компот. Я покупаю яблочный пирог. Я покупаю грушевое

повидло. И т. д. Логопед помогает детям, показывая одновременно две картинки:

пирог — яблоко, груша — баночка и т. д.

28. «Какого фрукта не стало Усвоение категории родительного падежа

единственного числа.

На доске — четыре-пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно

убирает одну картинку и спрашивает: «Какого фрукта не стало Дети отвечают: «Не стало лимона» и т. д.

29. «Что ты любишь?» Составление предложений по картинкам.

У каждого ребенка на столе картинки с изображениями фруктов. Дети выбирают свои

любимые фрукты и говорят : «Я люблю банан (грушу)» и т. д.

Упражнение можно усложнить ответами типа: «Я люблю банан, а Витя любит грушу».

30. Согласование прилагательных с существительными

Про что можно сказать?

— Вкусный? Сочный? Ароматный?

—Вкусная? Сочная? Ароматная?

— Вкусное? Сочное? Ароматное?

—Вкусные? Сочные? Ароматные?

31. Согласование прилагательных с существительными в родительном

падеже единственного и множественного числа (по картинкам)

Что это? (Красное яблоко.)

А это что? (Красные яблоки.)

Нет чего? (Красных яблок.)

32. Согласование существительных с глаголом единственного и множественного

числа.

Например: Вишня висит. Вишни висят. Груша лежит. Груши лежат. Яблоко растет.

Яблоки растут. Мандарин упал. Мандарины упали. Я съел апельсин. Мы съели

апельсины.

33. «Угостим зверюшек». Практическое усвоение категории дательного падежа.

Логопед выставляет на стол игрушки-зверюшки. У каждого ребенка в руке какой-либо

фрукт. Дети по очереди подходят к столу, кладут фрукт возле игрушки и говорят: «Я дам яблоко зайчику» или «Я дам грушу мишке».

34. «Что сделаешь с фруктом Логопед показывает детям какой-либо фрукт и

дает варианты ответов: «Я съем яблоко». «Я отдам яблоко Тане». «Я разрежу яблоко пополам». «Я сварю из яблока компот». «Я положу яблоко в стол» и т. д. Дети

выбирают варианты ответов или придумывают свои.

35. «Угадай слово» : сли., яб., ли., гру., ба., пер., апель., ман.

36. Рассказы

Осенью в садах собирают урожай фруктов. Люди аккуратно снимают плоды с

деревьев, чтобы не повредить их. Фрукты полезны : в них много витаминов. Все любят фрукты, потому что они сочные, сладкие, душистые, ароматные. Но едят их не только

в сыром виде, а также из них делают соки, джемы, варят компоты, варенье.

37. «Попробуем яблоко». Учить детей отвечать на вопросы. Расширение

лексического запаса детей по теме.

Логопед обращается к детям:

— Дети, что у меня в руке? (Яблоко.)

— Оно красное или зеленое?

— Оно круглое или квадратное?

— Яблоко растет на грядке или на дереве?

— Оно твердое или мягкое? (Дети трогают яблоко.)

— Оно растет высоко или низко?

— Яблоко сладкое или кислое? (Режет яблоко на дольки и угощает детей.)

— Миша, я тебе дала целое яблоко или одну дольку?

— А тебе, Таня (Катя, Коля и т. д. ?

— Сколько у яблока долек (много или мало?

— Что у яблока внутри?

— Чем я вас угощала?

Публикации по теме:

«Кленовая тема в нашем творчестве». Фоторепортаж«Кленовая тема в нашем творчестве». Фоторепортаж "Кленовая тема в нашем творчестве".Фоторепортаж. В этом году осень не очень нас побаловала своей красотой. Сильные ветры быстро оборвали.

Фотоотчёт. Тема недели «Космос»Фотоотчёт. Тема недели «Космос» Закончилась тематическая неделя «Космос». Беседы, рассматривание иллюстраций в альбомах, экскурсии, изобразительная деятельность, дидактические.

Картотека «Тема воды в музыке»Картотека «Тема воды в музыке» Картотека «Тема воды в музыке» 1. Г. Гендель «Музыка на воде» 2. А. Вивальди «Гроза» («Времена года») 3. Р. Вагнер «Летучий голландец» 4.

Конспект НОД тема: Мамочка любимая моя! Тема: Мамочка любимая моя. Программное содержание:продолжить знакомить с разными эмоциональными состояниями человека и их зависимостью от.

Конспект. Тема: «В гости к бабушке». Ход НОД: Педагог: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети подходят и здороваются с гостями).

Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы»Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы» Цель. Формировать представления о звуках. Задачи 1. Коррекционно – обучающие: - уточнить словарь по теме «Лес,грибы»; - учить детей точно.

ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи»ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи» Сегодня предлагаю вашему вниманию разработанный конспект открытого мероприятия. Большинство идей я почерпнула на нашем родном и любимом.

Фотоотчёт «Тема осени в творчестве детей»Фотоотчёт «Тема осени в творчестве детей» Задачи: Формировать умения использовать нетрадиционную технику в рисовании кроны деревьев (рисование поролоновыми тычками). Учить красиво.

Зимняя тема в детском творчествеЗимняя тема в детском творчестве К концу подходит зима, и мы подводим своеобразный итог зимней тематике в детском творчестве. С ребятами из пластилина лепили зимующих птиц.

Зимняя тема в творчестве дошкольниковЗимняя тема в творчестве дошкольников Зимняя тема в творчестве дошкольников. Зима – любимое время года для многих детей. Только зимой можно кататься на лыжах, играть в снежки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лексическая тема  «Фрукты»
Опубликовано: 12 марта 2023 в 21:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД