Эльвира Лебедева
Ландшафтный стол, как один из ресурсов формирования позитивной социализации детей дошкольного возраста
Ландшафтный стол
как один из ресурсов формирования позитивной социализации детей
дошкольного возраста
Социальное развитие ребенка дошкольного возраста – процесс, в течение которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить.
Позитивная социализация формируется только в благоприятных условиях и выступает основой для гармоничного развития личности ребенка и своевременного освоения различных его навыков, в том числе, социальных.
Публикация «Ландшафтный стол, как один из ресурсов формирования позитивной социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
При этом важно, чтобы ребенок не просто механически усваивал и воспроизводил те или иные образцы поведения, а трансформировал их в личностные смыслы, ценности, реализуемые в формах гражданского и социального поведения.
Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям. Этот опыт представлен в тесной взаимосвязи четырёх компонентов: социальные навыки, специфические знания, социальные качества, ролевое поведение.
Освоение позитивного ролевого поведения у дошкольника проходит через игру. Игра – не развлечение, а особый метод приобретения социальных отношений, в которых моделируются правильные формы поведения ребенка. Для правильного социального развития детей, требуется использовать современные методы. Ландшафтный стол – это удобный способ моделирования ситуации и объяснения их детям.
Вашему вниманию представляем опыт формирования позитивной социализации дошкольника через игру на ландшафтном столе. Ландшафтный стол «Приоритет» представляет собой широкое поле «общения» ребенка с деталями-манипулятивами, и предназначен не только для развития и коррекции поведения у детей дошкольного возраста, но и способствует обогащению внимания, памяти, а также развитию речи.
Работа с ландшафтным столом начинается с изучения и исследования деталей, выделения форм и поверхности предметов, сравнения деталей-фигур по сенсорным признакам (цвет, форма, величина, тактильные качества). Во время организации игры у детей формируется умение понимать и использовать инструкцию, овладевать четким, понятным алгоритмом действия.
Дети учатся использовать полученный опыт. Переходят к сознательной, целенаправленной работе с игровым столом.
Ландшафтный стол позволяет выстраивать индивидуальную работу с ребенком в соответствии с его возможностями и потребностями, а также дает возможность организовать взаимодействие ребенка со сверстниками или взрослыми (дети могут играть каждый за себя, а могут организовать команды).
Во время игр дети самостоятельно создают желаемый ландшафт и управляют дизайном. Они выстраивают дома, ограждения, зелень, парки и многое другое для организации сюжетных игр, таких как «Зоопарк», «Город», «У бабушки в деревне», «Ферма» и т. д. Ландшафтный стол позволяет создать сюжетно-ролевую модель проблемной ситуации, выход из которой дети находят самостоятельно, при этом у них формируется умение взаимодействия в группе и навык общения со сверстниками и взрослыми.
В условиях дошкольного детства, позитивная социализация зависит не только от педагогов детского сада, но и от родителей, которые являются образцом взаимодействия с социумом.
Проигрывание проблемных ситуаций позволяет ориентироваться на интересы и возможности каждого ребенка.
Накопление самостоятельного социального опыта, и опыта, полученного под руководством значимых взрослых, способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, его дальнейшей, успешной подготовки к обучению в школе, а позднее - взрослой жизни.
В процессе организации игр на ландшафтном столе у детей формируются способности договариваться и разрешать конфликты, умение учитывать интересы друг друга и принимать правила и социальные нормы, принятые в обществе.