МААМ-картинки

КВН «Югра — наш край»

Людмила Аминева
КВН «Югра — наш край»

Подготовила и провела воспитатель Аминева Л. А.,

Цель: повышение профессионализма педагогов в осуществлении экологического образования дошкольников.

Задачи:

- Расширение представлений педагогов о возможных методах и приемах, используемых в работе с детьми по экологическому образованию;

- Выявить имеющиеся знания у воспитателей по вопросам экологии (явления живой и неживой природы, растения, животные);

- Развивать познавательный интерес у педагогов;

- Учить использовать полученные знания о природе в разных видах деятельности.

Методическая часть игры

Публикация «КВН „Югра — наш край“» размещена в разделах

Добрый день, уважаемые гости! Мы рады Вас приветствовать сегодня в нашем зале.

Россия - это наша Родина, состоящая из различных территорий. У каждого жителя России есть свой край, уголок, в котором он родился.

Другими словами этот край называют малой родиной. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина - Ханты-Мансийский Автономный округ Югр.

Мы, жители Югры, любим свой край, гордимся им и много о нём знаем

Сейчас, в этом зале состоится игра –КВН -клуб внимательных и находчивых.

“Мой край родной - Югра”

Правила состязаний:

1. Каждая команда выбирает капитана.

2. Викторина состоит из 9 раундов.

3. Вопросы задаёт ведущий.

4. Ответ на поставленный вопрос вы должны дать за 1 минуту.

5. Если ответ готов менее, чем за 1 минуту, выигрывает та команда, которая дала ответ первой.

6. За каждый правильный ответ даётся 10 баллов, за неправильный – 0 баллов.

7. В случае, если обе команды дают правильный ответ, то:

- команде, ответившей -первой даётся 10 баллов;

- команде ответившей второй, даётся 8 баллов.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Правила просты. Главное - это ваш запас информации и умение быстро найти правильный ответ.

Желаем участникам викторины удачи и взаимопонимания!

Ведущий:

А судить нашу встречу будет жюри в составе 3-х человек (представление членов жюри)

Оценивать команды жюри будет по пятибалльной системе.

У Вас на столе таблички с оценками.

Есть веселая игра,

Называется она- КВН

Шутки, смех.

Вопрос, ответ.

Знает ту игру весь свет!

Что ж пора нам начинать.

Я хочу Вам пожелать

Чтоб дружными вы были,

Чтоб смеялись. Не грустили

Чтобы не было печали,

Чтоб на всё вы отвечали

Чтоб жюри довольно было,

Поощрить Вас не забыло!

Ведущий:

Две команды на турнире,

Их сейчас представлю я.

1) Вот команда. «Хейро»

Будут им, сказать хочу,

Все заданья по плечу!

(приветствие команды «») – хлопки

2) Про команду номер два

Разошлась уже молва.

Называется «Иде»

Хотят быть тоже впереди,

С весельем и находчивостью.

Всегда им по пути

(приветствие команды «») – хлопки

Ведущий: А названы так команды не случайно. Есть легенда у народов севера.

Послушайте её. (рассказывает девочка в национальном костюме)

(ЛЕГЕНДА)

В очень далекие времена, жили-были брат и сестра.

Брата звали Хейро, что означает Солнце, а сестру - Иде, что означает Луна.

Попросил как-то Хейро, свою сестру за огнем в чуме посмотреть, чтоб он не погас, и отправился на охоту.

Осталась Иде одна дома и уснула, а когда проснулась, огонь уже истлел.

Испугалась бедная Иде, и побежала огонь просить у великого бога огня Сингэ.

Но не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде, сказав, что она вечно будет искать своего брата Хейро, а он будет искать её – Иде.

С тех давних пор, только ХеЙро (Солнце) взойдет на небо, как Иде (Луна) спускается на землю, чтобы брата искать,а как только Иде (Луна) восходит на небосклон, так Хейро (Солнце) спускается на землю, чтоб искать сестру.

С тех давних пор, не могут они встретиться.

звучит песня «Мы начинаем КВН

Ведущий I раунд:

Представление команд. (Команды объявляют название и девиз)

Ведущий:

Итак, чтоб нам КВН не нарушить порядок-

Приветствия ваши мы выслушать рады!

1 команда

Капитан 1: команда

«Хейро»(все вместе)

Капитан 1:

Девиз наш: Дружба и успех!

Мы победим сегодня всех!

Все за одного, один за всех,

Тогда в команде будет успех!

Капитан 2: команда

«Иде»- (все вместе)

Капитан 2: девиз: “”

Ни шагу назад,

Ни сколько на месте,

А только вперед

И только все вместе.

(Обе команды) :

Вы, жюри, нас не журите

Больше баллов присудите,

Тогда будем мы стараться

И с соперником сражаться!

Ведущий: А теперь уважаемое жюри оценки за приветствие!

Ведущий II раунд:

«Разминка». Вам предстоит выбрать правильный ответ на вопрос. (С презентацией)

Вопросы команде «Хейро».

1. Какие народы являются коренными жителями ХМАО? :

А. Русские и украинцы. Б. Татары и башкиры.

В. Ханты и манси. Г. Молдаване и чеченцы.

(слайд)

2. Какой город является столицей ХМАО? :

А. Югорск Б. Нижневартовск.

В. Ханты-Мансийск. Г. Нефтеюганск.

(слайд)

3. Как называются леса ХМАО? :

• А. Тундра. Б. Степь.

• В. Тайга. Г. Пустыня.

(слайд)

4. Назовите основные занятия коренных народов севера.

(слайд)

5. Какое животное не обитает на территории ХМАО? :

А. Белка. Б. Крокодил.

В. Медведь. Г. Лиса

(слайд)

Вопросы команде «Иде».

1. Как назывался дом коренных жителей ХМАО народов ханты и манси?

А. Юрта. Б. Белый дом.

В. Чум. Г. Хата.

(слайд)

2. Назовите главное занятие жителей ХМАО в настоящее время.

А. Охота. Б. Добыча нефти.

В. Собирательство. Г. Рыбалка.

(слайд)

3. Как называются длинные узкие сани, применяемые на Севере для езды на собачьих и оленьих упряжках?

А. Саночки. Б. Телега.

В. Карета. Г. Нарты.

(слайд)

4. Какой город не расположен на территории ХМАО? :

А. Сургут. Б. Нягань

В. Москва. Г. Ханты-Мансийск.

5. Какая птица из нижеперечисленных обитает на территории ХМАО?

А. Попугай. Б. Глухарь

В. Страус. Г. Калибри.

(слайд)

Ведущий: Уважаемое жюри выставьте свои оценки за конкурс разминка.

Ведущий III раунд:

Географическое положение ХМАО-Югры

«Я – историк»

Столица Ханты –Мансийского автономного округа – Югры – город Ханты – Мансийск.

Ровно 430 лет назад здесь произошло важное историческое событие: небольшой отряд атамана Ермака под предводительством Богдана Брязги подошёл на лодках к хантыйскому поселению. Между казаками и ханты произошло сражение. Но казаки пошли на хитрость: они смастерили чучела людей и посадили их в лодки. Стрелы ханты со звоном отскакивали от чучел. В результате князь хантыйского поселения погиб, а все жители присягнули на верность московскому царю.

Вопрос: как звали погибшего хантыйского князя?

( можно с подсказкой: в честь которого назван исторический район города).

Ответ: князь Самар.

Где и когда было открыто 1 месторождение газа в округе?

Ответ (Березовское месторождение с. Березово 1953 год)

Кому и когда были доставлены первые образцы нефти. ?

Ответ (в 1703 году Петру 1)

Когда был образован ХМАО?

ОТВЕТ (10 ДЕКАБРЯ-1930 ГОДА)

Какая отрасль развита интенсивнее нефтегазодобывающая или нефтегазоперерабатывающая?

Ответ (нефтегазоперерабатывающая)

Ведущий IV-раунд

«Застольный этикет»

У коренных народов традиционный застольный этикет является своеобразным. Приём пищи становится моментом, объединяющим мужскую и женскую половину. Ханты и манси верили, что через еду духи давали человеку силу для добрых дел. Пищу подавали по старшинству: сначала мужчинам, затем женщинам.

Существовали определённые поверья поведения за столом. Например, нельзя было выходить из-за стола, пока все не закончат есть. Считалось, что уходящий уносит с собой питательность еды.

Вопрос: существовало и такое поверье: запрещалось хвастаться едой. Почему? Время пошло.

( ответ: верили в то, что если похвастаться едой, то может наступить голодное время).

1. Блиц-опрос.

• Назовите причины заболоченности большей части территории округа.

( Ответ: равнинный рельеф, достаточное количество осадков, небольшое испарение)

По каким признакам территория ХМАО относится к районам крайнего севера.

( Ответ: малонаселенность, слабо-освоенность, расположение к северу от старо-обжитых, экономически развитых районов, низкая плотность населения, суровые природные условия).

Назовите формы рельефа, которые образовались в результате четвертичного оледенения.

( Ответ: возвышенности, низины, увалы, низменности).

Какова общая протяженность границ ХМАО-Югры?

( Ответ: 4750 км).

• Как у хантов называется сумка?

1) Йынь

2) Тучин

3) Тутчан

4) Тотчан

( ответ: тутчан)

• В названиях Ханкокурт, Тохыткурт, Еганокурт окончание «курт»

означает…

( Ответ: деревня).

Югры (Угры, остяки, ханты – три названия одного и того же народа.

Самое точное – ханты. Что же означает это слово?

( Ответ: народ или человек).

Какого города нет в ХМАО:

1) Нефтеюганск

2) Нижневартовск

3) Нерюнгри

4) Новоаганск

( ответ: Нерюнгри)

• Как переводится название города Ханты-Мансийск.

( ответ: Березовый город)

• Как переводится название города Лангепас.

( Ответ: Белячья гора).

• Как переводится название города Мегион.

( ответ: Излучина, крутой поворот реки)

Что изображено на гербе города Мегион?

( Ответ: черный соболь, сидящий в серебряном поле).

Когда и кому были доставлены первые образцы нефти?

( Ответ: в 1703 году, Петру 1).

Когда был образован ХМАО?

( Ответ: 10 декабря 1930 года).

Каким транспортом пользовались люди Сибири в XIX веке, когда не было самолетов?

( Ответ: оленьи упряжки).

• Какая рыба является самым ценным представителем сиговых в округе

( Ответ: муксун).

Перечислите виды хвойных пород, произрастающих в

округе.

( Ответ: кедровая сосна, ель, лиственница и т. д.).

Какие экологические проблемы возникнут, если в округе будет построен

целлюлозно-бумажный комбинат?

( Ответ: истощение лесных ресурсов, загрязнение рек и озер).

Сколько заповедников в округе?

Ответ (5

–Юганский,

- Малая Сосьва

Верхне-Кондинскийзаказник,

Елизаровский заказник.

Васпухольский заказник

• В каких природных зонах находятся пастбища оленей?

Ответ (тундра, лесотундра, тайга)

• Кто является первым создателем «Экоцентра» в городе Мегион

Ответ-(Сподина Виктория Ивановна)

• Выдающийся землепроходец, казачий атаман, предводитель

похода в Сибирь. Кто это?

( Ответ: Ермак)

• Кто и в каком году учредил Сибирскую губернию?

( Ответ: Петр I, в 1708 году)

• Кто и в каком году выпустил манифест о переписи инородцев с указом не чинить зла коренным народам и жить в мире?

Ответ (Екатерина 2, в 1763 году)

• Назовите фамилии детских мегионских писателей.

Такташева Л. Т., Адартасова Т. П.

Музыкальная пауза

(музыкальные руководители)

Каждой команде предлагается показать танец хантейский

Ведущий V-раунд

Загадки

команде «Хейро»

1. Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой (медведь)

2. Не голос – громкая труба, большая верхняя губа,

На нем громадные рога, ему природа дорога.

В лесу крупнее зверя не нашлось раз он сохатый, значит. (лось)

3.. Работящие зверьки строят дом среди реки.

Если в гости кто придет, знайте, что из речки вход (бобры)

4. Что за зверь зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)

5. Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок (белка)

Команде «Иде».

6. Из малых кошек из пятнистых.

А на ушах, представьте, кисти.

Короткий хвост, не скажешь “Брысь!”

Она ведь хищник грозный. (рысь)

7. На спине иголки – длинные да колкие,

А свернется он в клубок – нет ни головы, ни ног. (Ёжик)

8. Бьет копытами “цок-цок”, снег летит, крупа, песок.

Знают все, кому не лень, это - северный. (олень)

9. Длинный хвостище, а сама – хитрища (лиса)

10. Трусоват лесной красавец. Догадались это. (заяц)

Ведущий VI-раунд

«Расшифруй слово».

Каждый участник получит карточку со словом, но все буквы в нём запутались. Нужно расшифровать это слово и объяснить его значение.

1 команда 2 команда

Бойсищет (стойбище) Ролсатом (Самотлор)

Янкефтин (нефтяник) Чтанут (Тутчан)

Рунетгарбо (Губернатор) Вахтанор (Тарханов)

Ответы:

Стойбище –

1. Временное поселение кочевников.

2. Селение, поселение осёдлых народов.

3. Место отдыха животных, находящихся на пастбище.

Самотлор – 1. Озеро в Нижневартовском районе (в переводе значит «худая вода»).

2. Самое крупное месторождение нефти в Югре.

Губернатор – глава региона.

Тутчан – хантыйская женская сумочка для предметов рукоделия.

Тарханов Андрей Семёнович – мансийский писатель.

Ведущий VII-раунд

Хантейские игры

(инструкторы по физической культуре)

Каждая команда показывает хантейскую игру.

Ведущий VII-раунд

Конкурс капитанов

Ведущий: хантыйские и мансийские женщины настоящие мастерицы. У каждой семьи был свой неповторимый орнамент. Но не только для красоты они расшивали предметы орнаментом. Ханты и манси верили, что рядом с ними живут злые и добрые духи, которых человек не мог увидеть. И вот для того чтобы духи не приносили людям зла, а наоборот оберегали их, помогали в делах, они наносили орнамент на одежду, причем на мужскую одни орнаменты, а на женскую другие; на орудия охоты, рыболовства, на посуду, на детские люльки

Хантыйские узоры красивы и просты,

Вглядись, дружок, и скоро

Поймёшь их сердцем ты.

Узоров тех сплетенья

Похожи то на рыб,

То на рога оленьи,

То на речной изгиб.

1) «Сложи орнамент»

2)Состязание “Талты юх”.

Два игрока садятся на пол напротив друг друга и, вытянув ноги вперед, упираются друг в друга ступнями ног, а руками берутся за палку. По команде игроки начинают тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от пола. При этом нельзя сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживает борьбы и расцеплял пальцы, то он считается побежденным. Победитель состязается со следующим игроком. Состязание продолжается до выявления победителя среди всех его участников.

Подведение итогов. Предлагаю жюри подсчитать баллы и озвучить результаты!.

Ведущий: А пока жюри подсчитывает баллы, мы с Вами превратимся в артистов и покажем сказку «Айога», приглашаются от каждой команды___

Ведущий. Предлагаю жюри озвучить результаты нашего КВНа!

Рефлексия:

В завершение игры хочется поблагодарить игроков за их хорошие знания истории малой Родины. И мы надеемся, что вы и дальше продолжите знакомство с её богатой историей, более того, вы приумножите богатства Югры, созданные старшими поколениями – вашими родителями, родителями ваших родителей

Ведущий:

Народы севера считают березу кусочком небесной жизни. Это дерево святое. Священное дерево. Они повязывают на березку разноцветные, красивые ленточки и загадывают желания. Эти желания обязательно сбываются. Давайте и мы с вами подойдем к березке, загадаем свои желания и повяжем на веточки ленточки.

Айога

В роду Самаров жил один нанаец - Ла. Была у него дочка - Айога. Красивая девочка. Все её очень любили.

Айога загордилась. Стала рассматривать своё лицо. И понравилась сама себе. Смотрит, не может оторваться. Глядит не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде любуется. Совсем стала Айога ленивая. Всё любуется собой.

Вот однажды говорит ей мать:

- Пойди принеси воды, Айога!

Дочка отвечает:

- Я в воду упаду.

- А ты за куст держись, - говорит ей мать.

- Куст оборвётся! - отвечает Айога.

- А ты за крепкий куст возьмись.

- Руки поцарапаю.

Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

- Я схожу за водой, мать.

Пошла и принесла воды.

Замесила мать тесто. Сделала лепёшки. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит:

- Дай мне лепёшку, мать!

- Горячая она. Руки обожжёшь, - отвечает мать.

- Я рукавицы надену, - говорит Айога.

- Рукавицы мокрые.

- Я их на солнце высушу.

- Покоробятся они, - отвечает мать.

- Я их мялкой разомну.

- Руки заболят, - отвечает мать. - Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.

Взяла мать лепёшку и отдала соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла за дверь, на реку. Смотрит на своё отражение в воде.

А соседская девочка жуёт лепёшку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у неё вытянулась - длинная стала. Говорит девочка Айоге:

- Возьми лепёшку. Мне не жалко!

Совсем разозлилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости - так замахала, что руки у неё в крылья превратились.

- Не надо мне ничего-го-го! - кричит.

Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плавает и кричит:

- Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая.

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.

Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит.

- Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!

Кукушка

Жила на свете бедная женщина. И было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум [жилище в форме конуса, покрытое шкурами оленей], целые сугробы снега на пимах [высокие меховые сапоги из оленьих или нерпичьих шкур] натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела она. Лежит в чуме, детей зовёт, просит:

— Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички.

Не один, не два раза просила мать — не идут дети за водой. Старший говорит:

— Я без пимов. Другой говорит:

— Я без шапки. Третий говорит:

— Я без одежды.

А четвёртый и вовсе не отвечает. Просит их мать:

— Близко от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!

А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не заглядывали. Наконец захотелось старшему есть — заглянул он в чум. Смотрит: мать посреди чума стоит и малицу [верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами] надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. Вместо рук крылья выросли.

Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума.

Закричал тогда старший брат:

— Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей!

Побежали дети за матерью, кричат ей:

— Мама, мама, мы тебе водички принесли! А она отвечает:

— Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я!

Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой протягивают.

Младший сынок кричит:

— Мама, мама! Вернись домой! На водички, попей!

Отвечает мать издалека:

— Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок! Не вернусь я!

Так бежали дети за матерью много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.

Публикации по теме:

«Чудесный край, манящий край» (фоторепортаж)«Чудесный край, манящий край» (фоторепортаж) Чудесный край, манящий край, Стал очень дорог сердцу моему… Каждый год я провожу свой отпуск в Воронежской области на Дону, в селе Щучье.

«Край ты мой, родимый край!» — фотоотчет«Край ты мой, родимый край!» — фотоотчет Для любого человека край, где он родился, самое милое и красивое место на земле. Здесь все свое, такое родное и любимое. Почему это место.

Фотоотчёт «Посткроссинг на МAAM. Якутия — Югра»Фотоотчёт «Посткроссинг на МAAM. Якутия — Югра» Уважаемые коллеги! Свою сотую публикацию, я хотела бы посвятить дружбе на нашем сайте. Я с большим интересом и вниманием следила за таким.

Фотоотчёт «Посткроссинг. Югра шлёт нам свой привет»Фотоотчёт «Посткроссинг. Югра шлёт нам свой привет» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня расскажу о последней из четырёх пришедших почти одновременно посылок. Она пришла к нам из ХМАО-Югра,.

Фотоотчёт о выставке «Моя Югра»Фотоотчёт о выставке «Моя Югра» Формы работы по патриотическому воспитанию детей самые разнообразные. Они не раз описывались в моём блоге. Сегодня хочется представить.

Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группыПедагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы. Цель. Воспитывать патриотические чувства:.

Образовательный проект «Наш край — Донской край»Образовательный проект «Наш край — Донской край» Данный проект направлен на сохранение и развитие казачьей культуры Донского края. В рамках проведения проекта мы проводим следующие мероприятия:.

План мероприятий по реализации проекта «Моя Югра»План мероприятий по реализации проекта «Моя Югра» С младшего дошкольного возраста прививаем у детей интерес к родному краю. В данный момент реализуем познавательный проект «Моя Югра»..

Познавательная беседа с детьми 5–6 лет «Откуда хлеб пришёл?» Тематическая неделя «Оренбургский край-хлебородный край»Познавательная беседа с детьми 5–6 лет «Откуда хлеб пришёл?» Тематическая неделя «Оренбургский край-хлебородный край» Цель:Знакомство детей старшего дошкольного возраста с процессом выращивания зерновых культур в Оренбургском крае. Задачи:Формировать представление.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительно группе «Югра — мой край родной» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительно группе «Югра – мой край родной» Цель: Побудить внимание и любовь детей к родному.

Автор публикации:
КВН «Югра — наш край»
Опубликовано: 9 марта 2023 в 17:27
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД