МААМ-картинки

Курсовая работа «Праздники как форма физического воспитания дошкольников»

Волкова Анастасия
Курсовая работа «Праздники как форма физического воспитания дошкольников»

ВОЛКОВА АНАСТАСИЯ ЮРЬЕВНА

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРАЗДНИКИ, КАК ФОРМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Содержание

Введение

Теоретические подходы к значимости физкультурно-оздоровительных праздников в работе дошкольных образовательных организаций

Заключение

Введение

Публикация «Курсовая работа „Праздники как форма физического воспитания дошкольников“» размещена в разделах

В современных условиях актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, совершенствование двигательных умений, укрепление здоровья и физических качеств. Эти задачи можно решить путем использования физкультурно-оздоровительных праздников. Физкультурный праздник нацелен на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание, способствует функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делает его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

В педагогическом наследии накоплен определенный фонд знаний по проблеме физкультурно-оздоровительного развития дошкольников. В работах Ю. Ф. Змановского, Н. А. Ноткиной, Т. И. Осокиной, М. А. Руновой, В. А. Шишкиной уделяется внимание физическому развитию детей дошкольного возраста, так как именно в эти годы происходит становление двигательной деятельности, совершенствуются функции организма ребенка, развивается нервная система. Практические разработки физкультурных праздников С. А. Шмакова, В. Г. Яковлева, С. П. Афанасьева, А. Н. Щербак помогает создать собственный сценарий с учетом уровня развития детей конкретной группы.

Внедрение инновационных технологий и оздоровительных мер в воспитательно – образовательный процесс, подготовка ребёнка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных форм организации физкультурных занятий является приоритетным направлением деятельности детского сада в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. В содержании Стандарта образовательная область «Физическоенаправлена :

1. 6 на решение следующих задач: «1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».

«2.6 Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек)».

Впервые в понятие «здоровье» вкладывается не только конкретно- психическое и физическое, но и добавляется новое понятие «эмоциональное благополучие», что отражает формирование общей культуры личности, ценностей здорового образа жизни. Однако на практике возникает противоречие между значимостью формирования и укрепления здоровья детей и недостаточной осведомленностью педагогов в вопросах своевременного уделения внимания этому процессу, вариативностью существующих образовательных программ.

Всё вышесказанное определяет актуальность темы курсовой работы.

Проблема исследования: возможно ли применение праздников в качестве эффективной формы физического воспитания детей в условиях дошкольной образовательной организации?

Цель исследования – определение значимости праздников в процессе физического воспитания дошкольников.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть нормативно-правовые основы физкультурно-оздоровительной деятельности в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

2. Выявить теоретические подходы к значимости физкультурно-оздоровительных праздников в работе дошкольных образовательных учреждений.

3. Проанализировать опыт работы педагогов в области физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях детского сада.

4. Разработать программу использования физкультурно-оздоровительных праздников при реализации ООП ДОв средней группе дошкольного образования «Непоседы» «Дубровской СОШ» Маслянинского района.

Объект исследования: процесс физическоговоспитаниядошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

Предмет исследования – физкультурно-оздоровительные праздники в образовательном процессе ДОО.

Гипотеза:если в процессе организованной физической деятельности использовать праздники и развлечения, то у воспитанников будет формироваться осознанное отношение к своему здоровью, развиваться физические качества и позитивное отношение к окружающему миру.

Для решения поставленных задач были использованы методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой темы, изучение опыта ДОО.

Основные понятия: здоровый образ жизни, физкультурно-оздоровительный праздник, физкультурные праздники (Приложение 1).

2. Теоретические подходы к значимости физкультурно-оздоровительных праздников в работе дошкольных образовательных организаций

Работа по физическому развитию с дошкольниками представляет собой комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность в движении, добиться хорошего здоровья и физического развития детей; обеспечить овладение дошкольниками жизненно важными двигательными навыками и элементарными знаниями о физической культуре; создать условия для разностороннего развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения существуют разные формы организации активного отдыха дошкольников. Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей.

Многолетняя практика работы детских дошкольных учреждений показала значимость физкультурного праздника в активном приобщении каждого ребенка дошкольного возраста к занятиям физической культурой. Имеется немало положительных примеров творческого подхода педагогических коллективов к их организации и проведению. Опыт организаций физкультурных праздников показал их положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение роли семьи и детского сада в решении задач физического воспитания. Целью таких праздников является активное участие всего детского коллектива группы, посредством чего выявляются двигательная подготовленность детей, умения проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях [17].

Физкультурные праздники – это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры, совершенствованию движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей. Красочность внешнего оформления, доступность, отсутствие строгой регламентации деятельности участников, возможности широкого проявления эмоций и индивидуальных способностей делают подобные мероприятия весьма популярными среди детей дошкольного возраста. Поэтому проведение их чаще всего становится традиционным и предусматривается общим планом работы дошкольного учреждения[6].

Правила подготовки и проведения физкультурно-оздоровительных праздников представлены в (Приложении 2).

Физкультурно-оздоровительные праздники оказывают действенное влияние на формирование детской личности. Совместная деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивают коллектив, вызывают чувство ответственности, (индивидуальной и коллективной). Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам товарищей, уметь радоваться их достижениям, поддерживать хорошие, дружеские взаимоотношения между собой, быть предупредительными и заботливыми к младшим по возрасту. У них воспитывается стремление добиваться не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. При этом развивается уважение к партнерам по игре, команде соперников. Соревновательный характер проведения игр и упражнений на празднике способствует воспитанию целеустремленности, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Участие в праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой[22].

В научно-методической литературе по организации физкультурных праздников с детьми дошкольного возраста сформулированы основные подходы к их классификации. В процессе подготовки и проведении праздника решается комплекс задач, способствующих физическому развитию ребенка, одновременно с этим, выделяется главная задача, в соответствии с которой подбирается тематика и содержание, определяются методы и приемы работы.

По доминирующей задаче выделены следующие физкультурно-оздоровительные праздники :

- Формировать здоровый образ жизни: здесь доминируют тематические праздники типа : «Солнце, воздух и вода наши верные друзья», «День здоровья», «Праздник чистюль», «Приключения Неболейки», «В гостях у Айболита». Правильно подобранные тематические подвижные игры и упражнения в сочетании с текстом, поединки детей с врагами здоровья (лень, обжорство, страхи) позволяют формировать положительное отношение к закаливанию, физкультуре, гигиеническим процедурам, режиму дня.

- Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям, к спортивным событиям России и всего мира. Для решения этой задачи используются игры с элементами командного и личного соревнования и эстафет. Тематика таких праздников разнообразна : «Олимпийцы среди нас», «ВеселаяСпортландия», «Веселые старты».

- Позабавить детей, доставить им удовольствие: подбирается тематика физкультурно-оздоровительных праздников-развлечений с целью создания хорошего настроения от игр, аттракционов, музыкального сопровождения, забавных атрибутов.

- Демонстрировать спортивные достижения: такие праздники обычно совмещаются с итоговыми событиями в жизни детей: окончание учебного года, выпуск из детского сада: «Какими мы стали», «Вырастайка», или сезонными изменениями: конец зимы, лета: «Лыжные соревнования», «Велосипедные гонки», «Праздник русалок», «Здравствуй, лето!», «Прощание с летом», «Осенний марафон».

- Воспитывать интерес к народным традициям: фольклорные по тематике и содержанию физкультурно-оздоровительные праздники проводятся в соответствии с христианским календарем: Рождество, Масленица, Сороки, Троица. Они составляются на доступном детям материале с использованием народных игр, забав, хороводных плясок, песен, атрибутов национальной одежды, инвентаря.

- Формировать познавательную активность: целью таких праздников является расширение и систематизация знаний детей в области экологии, географии, астрономии, литературы, основ безопасной жизнедеятельности. В такие праздники включаются соревнования эрудитов (юных астрономов, экологов, знатоков правил дорожного движения) : викторины, разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок, спортивные и сюжетно-ролевые подвижные игры[11].

По двигательному содержанию физкультурно-оздоровительные праздники делятся следующим образом:

- Комбинированный праздник строится на основе сочетания разных видов физических упражнений : гимнастики, подвижных и спортивных игр, спортивных упражнений. Его преимуществом является возможность привлечения детей старшего дошкольного возраста к соревновательной деятельности с элементами спорта, а детей младшей и средней групп – к выполнению простейших гимнастических упражнений и участию в подвижных играх и забавах.

- На основе спортивных игр: такой тип праздников проводится между параллельными группами по футболу, баскетболу, хоккею (в старшей и подготовительной группах). Эти праздники организуются только тогда, когда дети хорошо владеют техникой игры и знакомы с ее правилами. Чтобы привлечь к участию в нем всех детей, можно в перерывах между таймами организовать танцевальные выступления девочек и игры для болельщиков. Если уровень двигательной подготовленности детей недостаточно высок, то праздник может принять форму соревнований между командами на скорость и качество выполнения отдельных элементов спортивных игр (вести мяч и забросить его в корзину; дольше продержать теннисный мяч на ракетке; забить волан ракеткой в круг).

- На основе спортивных упражнений: праздники организуются на объединении нескольких сезонных видов спорта, например, зимой – ходьба на лыжах, катание на санках зимой; летом – катание на велосипеде, роликах, самокатах.

- На основе подвижных игр, аттракционов, забав: этот вид праздников наиболее распространенный, поскольку не требует сложного инвентаря, специально оборудованной площадки (его можно провести на полянке или утрамбованной дорожке). Универсальность праздника заключается в том, что к участию в нем можно привлечь детей всех возрастов и взрослых.

- Интегрированные: в содержание этих праздников наряду с двигательными заданиями включаются элементы познавательной, изобразительной деятельности, театра и другого[12].

По методам проведенияпраздников определены такие разновидности: игровые, соревновательные, сюжетные, творческие. По месту проведения праздникиделятся : на спортивной площадке или стадионе, в природных условиях (в лесу, у водоема, в парке, в спортивном зале, в бассейне. В современных исследованиях О. В. Лариной [25]физкультурно-оздоровительные праздники и досуги разделены на четыре группы. В таблице 2 представлена её классификация:

Итак, физкультурно-оздоровительные праздники в детском саду организуются в соответствии с программными указаниями. «Программой воспитания и обучения в детском саду» физкультурные мероприятия и праздники предусмотрены для детей средней, старшей и подготовительной к школе групп. Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны, им доступны коллективные взаимодействия в играх и других видах деятельности, интересно и понятно участие в соревнованиях, аттракционах, драматизациях, они инициативны при выполнении порученных им ролей, способны мобилизовать усилия для достижения лучших результатов правильно воспринять оценку своих действий, поведения. При составлении тематического плана для конкретной группы ДОО воспитатели вместе с инструктором по физической культурев начале года четко планируют физкультурно-оздоровительные праздники, намечают их тематику. Это позволяет предусмотреть наиболее целесообразное их сочетание с праздниками других образовательных областей[6].

Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурно-оздоровительные праздники, организованные на открытом воздухе. Во время праздника необходимо обеспечивать достаточно высокую двигательную активность при условии рациональной одежды детей. Рекомендуется широко использовать близлежащие спортивные сооружения — стадионы, манежи, спортзалы, бассейны, катки и прочее. От конкретного места проведения праздника во многом зависит его тематика, структура, специфика подготовительной работы и оформления. Подчеркнем, что сложным для воспитателей дошкольных образовательных учреждений при внедрении физкультурно-оздоровительных праздников является методика его организации: подготовительный этап, проведение и подведение итогов. Подготовка к празднику это составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений. Возглавлять подготовительную работу может инструктор по физической культуре или воспитатель. Весьма ощутимую помощь способны оказать родители. Организаторы праздника определяют его вид в зависимости от сезона, возраста участвующих, наличия инвентаря, интересов детей[24].

Таким образом, физкультурно-оздоровительные праздники служат ведущим условием реализации основной образовательной программы дошкольного образования, поскольку их проведение оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует сохранению и укреплению здоровья детей и их физическому развитию. Одновременно с этим, физкультурно-оздоровительные праздники являются действенной формой организации досуга детей, эффективным средством пропаганды физической культуры и спорта. Эти мероприятия требуют тщательной подготовки со стороны воспитателей и инструктора по физической культуре, активного привлечения родителей воспитанников.

Заключение

Таким образом, полноценное физическое развитие дошкольников – это своевременное формирование двигательных навыков и умений, развития интереса к различным, доступным детям видам движений и психофизических качеств. При реализации Основной образовательной программы дошкольного образования значительное место занимают физкультурно-оздоровительные праздники.

В процессе написания курсовой работы были решены все поставленные задачи.

При решении первой задачи были рассмотрены нормативно-правовые основы физкультурно-оздоровительной деятельности в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Изучение нормативно-правовых основ в области физического воспитания детей и укрепления их здоровья выявило, что здоровье ребенка – это основа успешного формирования, развития и реализации его способностей и задатков, адаптации к быстро меняющимся условиям социальной жизни. Законодательная база, регламентирующая всю систему физического воспитания ребёнка, направлена на использование педагогами комплекса средств воспитания здорового ребёнка, предусмотренных программами дошкольных образовательных учреждений.

При решении второй задачи определены теоретические подходы к значимости физкультурно-оздоровительных праздников в работе дошкольных образовательных учреждений. В системе физического воспитания детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие основных движений: ходьбы, бега, метаний, прыжков, лазания. Они характерны для повседневной трудовой деятельности человека и являются важным средством физического воспитания. Физкультурно-оздоровительные праздники значимы для всестороннего развития и воспитания детей. Во время праздника они принимают заинтересованное участие в разнообразной двигательной деятельности: упражнениях, подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах. Действуя с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижениям лучших результатов в условиях соревнования, дети совершенствуются физически. Проявление самостоятельности и инициативы в коллективе сверстников способствует активному применению дошкольниками приобретенных ранее двигательных навыков и умений, развитию ловкости, быстроты, силы, выносливости, ориентировки в пространстве и других полезных качеств. При проведении физкультурно-оздоровительных праздников дети дошкольного возраста получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

При решении третьей задачи был проанализирован опыт работы педагогов в области физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях детского сада. Практика работы инструкторов физической культуры и воспитателей детских садов убеждает, что для результативной деятельности с детьми необходима хорошо продуманная система организации физкультурно-оздоровительных праздников в каждой группе, тесный контакт с медицинским персоналом и семьёй.

Анализ проведения праздников, как эффективной формы физического воспитания, проведен в средней группе дошкольного образования «Непоседы» «Дубровской СОШ» Маслянинского района. Физкультурно-оздоровительные праздники, досуги, спортивные развлечения на прогулке являются важной организационной формой работы, которая имеет большое значение для комплексной реализации широкого круга оздоровительных и воспитательных задач. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию, они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей.

Активная двигательная деятельность всех детей на физкультурно-оздоровительном празднике важный фактор его воспитательно-образовательной эффективности, главным условием успешной реализации программного материала. Методически правильно организованная работа по подготовке и проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать интерес и желание заниматься физической культурой и спортом.

Таким образом, теоретическое изучение вопроса и практический опыт позволили сформулировать главные выводы :

1) Физкультурно-оздоровительные праздники, спортивные развлечения – это неотъемлемая часть жизни дошкольников, их двигательной активности, одно из важнейших средств гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.

2) Благодаря организации и проведении праздников, активного отдыха детей, создаются благоприятные условия для выполнения задач физического воспитания, поставленных в ФГОС дошкольного образования.

3) Физкультурно-оздоровительные праздники способствуют раскрытию творческого потенциала детей, двигательной выразительности, созданию условий для активного сотрудничества с родителями в деле физического воспитания и оздоровления детей.

Публикации по теме:

Организация физического воспитания детей в соответствии с требованиями СанПиН ДОО Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных образовательных учреждений, призванных заложить основы крепкого.

Карта оценки профессионального мастерства воспитателей в реализации направления физического развития дошкольников Карта оценки профессионального мастерства воспитателей в реализации направления физического развития детей дошкольного возраста Ф. И. О.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация для родителей «Любовь к животным как форма воспитания»Консультация для родителей «Любовь к животным как форма воспитания» Творятся в мире Чудеса - Сегодня днем Я встретил пса! Красивого, Огромного, Совсем-совсем Бездомного! И я привел его Домой, Кормил Вареной.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Оформление выставки творческих работ «Волшебница Зима» — как форма взаимодействия с родителями в рамках трудового воспитанияОформление выставки творческих работ «Волшебница Зима» — как форма взаимодействия с родителями в рамках трудового воспитания Развитие речи детей - по совместительству с рабочим педагогическим принципом также и мое жизненное кредо. В этом году темой самообразования,.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Проведение физкультурных досугов и развлечений — эффективные формы физического развития и активного отдыха дошкольников Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют.

Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников»Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, представляю Вам практическую часть семинара-практикума прошедшем в нашем ДОУ «Традиционные игры коренных малочисленных.

Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей. МБДОУ Детский сад комбинированного вида №2 "Солнышко. " Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья.

Библиотека изображений:

Публикация Курсовая работа «Праздники как форма физического воспитания дошкольников» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Волкова Анастасия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Курсовая работа «Праздники как форма физического воспитания дошкольников»
Опубликовано: 28 марта 2021 в 12:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД