МААМ-картинки

Курсовая работа «Формирование экологических знаний у младших школьников»

Карина Ахметзянова
Курсовая работа «Формирование экологических знаний у младших школьников»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6

1.1 Анализ психологической, педагогической и методической литературы по формированию экологических знаний 6

1.2 Психолого-педагогические основы экологического воспитания младших школьников 12

1.3 Формы и методы организации экологического воспитания у младших школьников 14

1.4 Вывод к 1 главе 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

Публикация «Курсовая работа „Формирование экологических знаний у младших школьников“» размещена в разделах

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Проблема формирования экологической компетентности детей школьного возраста приобрела актуальность с тех пор, как до общественного сознания пришло понимание взаимосвязи человека и природы, взаимозависимости и взаимообусловленности их существования. Причиной является не столько недостаток знаний, сколько отсутствие должного отношения к природе, чувства ответственности за природу как собственное жизненное пространство, неосознанность духовного и физического единства человека и природы.

Отсюда выявляется противоречие между объективными потребностями практики в формировании экологических знаний и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования экологических знаний при изучении окружающего мира у младших школьников.

Справедливо утверждение С. Н. Глазачева о том, что на смену природопокорительскому взгляду на мир должна прийти новая система ценностей, в создании которой, по мнению ученого, особая роль принадлежит системе образования. В связи, с чем у выпускника начальной школы должно быть сформировано ответственное отношение к окружающей природной среде, положено начало формированию экологического сознания.

«Мы стремимся к тому писал В. А. Сухомлинский, чтобы на школьном дворе ребенок видел красоту природы, которая становится еще красивее от того, что к ней приложил заботу он, ребенок». [18]

Но для этого необходимо сформировать экологические знания.

В начальной школе закладывается начало формирования экологических знаний. Вопросом формирования у учащихся начальной школы экологических знаний занимаются такие ученые, педагоги, как Л. П. Салеева-Симонова, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, В. С. Мухина, Л. П. Молодова и др. В исследованиях данных авторов рассматриваются психолого-педагогические проблемы развития младшего школьника. В сфере формирования экологических знаний основное внимание уделяется не только его содержанию, но и технологиям.

Ознакомление младших школьников с природой способствует накоплению фактических сведений, первоначальных понятий, знаний некоторых природных закономерностей; формирование практических умений и навыков учебного труда.

Основная работа в начальной школе по формированию экологических знаний проводится в процессе изучения окружающего мира. По мнению многих ученых, очень важно формирование у младших школьников экологических знаний, т. к. они необходимы каждому человеку, чтобы создать достойную человека среду, развить настолько современные производственные силы, которые могли бы обеспечить гармонию человека и природы.

На сегодняшний день остаются недостаточно раскрытыми педагогические условия формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира младшими школьниками.

Объект исследования: процесс формирования экологических знаний у младших школьников.

Предмет исследования: создание педагогических условий для формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира.

Целью работы стало выявление значения и задач ознакомления младших школьников с природой.

Задачи исследования:

на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятий «экологическое образование», «знания», «экологические знания»;

рассмотреть проблему формирования экологических знаний у младших школьников;

изучить возможности формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира;

Теоретическая значимость исследования заключается в определении педагогических условий успешного формирования экологических знаний у детей младшего школьного возраста при изучении окружающего мира.

Практическая значимость данной курсовой работы состоит в создании базы знаний для разработки конспектов уроков и внеклассных занятий, направленных на формирование экологических знаний у учащихся младшего школьного возраста.

Структура работы состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Анализ психологической, педагогической и методической литературы по формированию экологических знаний

Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения.

В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Эта проблема, на наш взгляд, наиболее полно раскрывается в работах Л. П. Салеевой-Симоновой. По определению Л. П. Салеевой-Симоновой, экологическая культура это качество личности, компонентами которой являются:

интерес к природе и проблемам ее охраны;

знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;

нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;

мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении. [7]

На современном этапе развития человечества обращение к наукам природы связано с углубляющимся экологическим кризисом и поисками выхода из него, необходимостью экологического образования, начиная с самого раннего возраста.

В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей, отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей.

Необходимыми принципами экологического воспитания младших школьников являются обеспечение максимальной наглядности и практического взаимодействия с объектами окружающего мира. Как пишет В. С. Мухина «Младший школьник – это не зритель, а активный участник учебного процесса… маленький естествоиспытатель». [11]

А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина считают, что экологическая культура, научно-технический прогресс и экологическое образование [19] утверждение в сознании и деятельности людей принципов природопользования; формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека.

Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение.

Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.

Экологическая культура, по мнению А. Н. Захлебного это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей. [19]

Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры. А такую возможность представляют буквально все учебные предметы. Дети, только пришедшие в школу, уже знают, что бумагу делают из древесины, а для изготовления учебников, тетрадей, альбомов требуется много бумаги.

Уроки гуманитарного цикла дают интересный материал для формирования ответственного отношения учащихся к природе. Элементы экологического образования можно использовать на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают название растений и животных. Учащиеся рассказывают все, что они знают о том или другом представителе природы, устанавливают природные связи между объектами, обозначенными этими словами.

Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения и произведения писателей-натуралистов, включенные в учебники. Эти произведения позволяют формировать знания об объектах природы, о мотивах охраны природы. Можно рассказать детям об увлечениях природой В. Бианки, о роли природы в творчестве А. С. Пушкина, С. Есенина, М. Пришвина. Анализ лирических стихотворений развивает у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, видеть отношение человека к окружающему миру.

«Сказка, рассказ, стихотворение, рисунок позволяет ребенку обобщить свои наблюдения в природе, получить реалистическое представление о ней, одновременно сопереживая живому. Чередование эмоционально окрашенных наблюдений с системой научных знаний, с чтением художественной литературы об увиденном, формирует у детей единство реального и гуманного видения живой природы». [5]

Тесная связь на уроках музыки, произведений изобразительного искусства создает эмоциональный настрой, помогающий полнее и ярче воспринимать окружающий мир.

Большой эмоциональный всплеск дают уроки изобразительного искусства и трудового обучения. На этих уроках дети не только учатся видеть красоту природы, но и изображать ее. При этом не просто изображать лес или речку, а показывать их своеобразие, характер. На уроках трудового обучения и дома дети изготавливают кормушки, накапливают корм. В течение зимы дети поочередно ведут наблюдение за «птичьей столовой».

Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры нам предоставляют уроки природоведения и ознакомления с окружающим миром. Большой и разнообразный материал дают экскурсии.

Необходимо, чтобы дети учились сопереживать, чтобы в них утвердилась мысль, что вся планета наш дом и о нем надо заботиться.

Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы, которые учат взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней.

На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость.

Игра является одним из важнейших источников речевого и умственного развития. Она способствует закреплению знаний, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний, пробуждает интерес к познанию нового.

В современной педагогической науке существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. Экологическое воспитание рассматривается как разностороннее взаимодействие детей активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребенка, то есть приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя экологической культуры.

Экологическое воспитание следует начинать с раннего детства в семье и школе. Педагогам и родителям следует, предстоит заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе.

Учащиеся младшего школьного возраста проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры на уроках окружающего мира.

Интерес мощный стимул активности учащихся. Воспитание интересов необходимое условие развития активности и направленности личности, поэтому направленность интереса, его содержание, широта или узость служат показателем активности ребенка. Именно в интересе проявляется отношение человека к предметному миру, в том числе и к миру природы. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от развития уже имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них к интересу на более высокой его ступени. [14]

Экологическое воспитание является составной частью экологического образования. Экологическое образование не может идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой личности.

Экологическое образование должно решать следующие задачи:

формирование целостного представления о природном, социальном окружении как среде жизни, труда, отдыха человека;

развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса;

воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали. [8]

Содержание экологического образования включает в себя 4 взаимосвязанных компонента:

1. Познавательный это понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии.

2. Ценностный осознание детьми значения природы как универсальной ценности.

3. Нормативный этот компонент обозначает овладение нормами поведения в окружающей природной среде.

4. Деятельностный овладение видами и способами общественно полезной практической деятельности школьника, направленной на формирование умений экологического характера.

Все 4 компонента составляют ядро содержания экологического образования, используются при отборе экологических знаний и умений в начальных классах с соответствующей их интерпретацией на младший школьный возраст.

Таким образом, под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.

Изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания.

Повышение экологической культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов. Формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома планеты Земля вот главное в жизни.

1.2 Психолого-педагогические основы экологического воспитания младших школьников

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, т. к. в этот период развития ребёнка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношения ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливает глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребёнком. Отсюда преимущественно умозрительно, без предметной раздробленности истолкование мира, рассматриваемого в его целостности. Ребёнок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить своё место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.

В основе общения младших школьников с живой природой лежит отношение старшего к младшему.

Процесс взаимодействия ребёнка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может появиться у ребёнка, как в нравственном, так и безнравственном поступке. Это связано с незнанием младшими школьниками правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей представления о природе и формах отношения к ней.

Важными условиями возникновения у детей сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер психического развития младших школьников.

Проявление нравственных эмоций тесно связано с моральным выбором, когда ребёнок оказывается перед одинаково возможными, но разными по своей нравственной сути решениями. При взаимодействии ребёнка с растениями и животными нравственный выбор облегчается тем, что состояние объектов природы определяется конкретным практическим действием ребёнка и может изменено только им.

Младшему школьнику легче установить сходства, чем найти различия. Именно они ведут к идентификации с собой (животному, растению больно, как мне). Ребёнок легче понимает то, что связано с ним, его чувствами, жизненными проявлениями и потребностями.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, т. к. в этот период развития ребёнка интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. [6]

Публикации по теме:

Формирование навыка чтения на английском языке у младших школьников To read, or not to read, that is the question. Читать или не читать – вот в чём вопрос. Обучение чтению является в образовании важным.

Формирование у младших школьников с ОВЗ навыков безопасного и здорового образа жизни .

Формирование экологических представлений младших дошкольников в процессе ознакомления с потешками о кошках Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №68 «Золотой петушок» г. Йошкар –Олы» «Формирование экологических.

Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за флоксами». Формирование экологических знанийКонспект познавательной прогулки «Наблюдение за флоксами». Формирование экологических знаний Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в природе, знаний о цветущих растениях клумб, их значении для человека и необходимости.

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за петунией»Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за петунией» Цель: формирование представлений о многообразии цветов. Задачи. Образовательные: дать детям представление о петунье, прививать познавательный.

Консультация для педагогов «Формирование учебной мотивации младших школьников» «Формирование учебной мотивации младших школьников» Для того, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, необходимо создать для этого определённые.

Курсовая работа «Развитие произвольного внимания у младших школьников с ТНР на уроках математики. Введение» Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» Институт инклюзивного образования Кафедра.

Методические разработки для младших школьников «Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников» Аннотация Методическое пособие содержит описание методик и игр, целью которых является формирование и закрепление у подрастающего поколения.

Работа по изучению познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Глинская Татьяна Александровна Статья посвящена.

Сценарий театрализованного представления к Дню Знаний для младших школьников "Страна школьных дел» Место действия: Книжные полки магазина. Страна школьных дел. Центральная площадь города Гениума. Действующие лица.

Библиотека изображений:

Публикация Курсовая работа «Формирование экологических знаний у младших школьников» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Карина Ахметзянова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Курсовая работа «Формирование экологических знаний у младших школьников»
Опубликовано: 12 ноября 2019 в 18:22
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД