МААМ-картинки

Культура речи педагога как залог успешного развития речи ребенка

Лариса
Культура речи педагога как залог успешного развития речи ребенка

(активная лекция для воспитателей)

Цель: Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры.

Задачи:

• Расширить представления о речевой культуре педагога;

• Раскрыть компоненты и требования к профессиональной речи педагога;

• Познакомить с рядом специальных упражнений, способствующих сохранению и совершенствованию голосового аппарата.

1. «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас, воспитывайте себя» английскую пословица.

Публикация «Культура речи педагога как залог успешного развития речи ребенка» размещена в разделах

Эта английская пословица взята эпиграфом нашей встречи. Смысл этой пословицы можно перенести и на область речевого воспитания. Взрослый для ребенка является образцом подражания во всем, в том числе и в умении грамотно, правильно излагать свои мысли, общаться в социуме, быть успешным в нем. Основоположники методики развития речи детей дошкольного возраста отмечают, что малыши учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

Педагог и дошкольное учреждение — это второй институт после семьи и родителей, с которым встречается ребенок в своей жизни. На педагоге лежит большая ответственность за воспитание ребенка в целом, в том числе и за воспитание культурной, правильной речи. Чем культурней и правильней будут речь педагога, тем культурнее и правильней будет речь ребенка.

Профессор Л. И. Скворцов дает определение, согласно которому «Культура речи - владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т. д., а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».

2. Компоненты профессиональной речи педагога.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности

Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.

Голос - важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

o Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.

o Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

o Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.

o С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.

o Голос педагога должен быть достаточно вынослив.

Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.

Существуют упражнения, которые помогают сделать голос сильнее, звонче, выносливее.

Практическое упражнение: «Звуки «и», «э», «а», «о», «у»»

Сделайте выдох, затем — глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» — самый высокий (активизирует верхнюю область головы, «у» — самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Дикция - четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Сначала можно тренироваться на произношении отдельных звуков, постепенно ускоряя. Затем произношение слов и потом подключить скороговорки.

Важным компонентом речи является орфоЭпия - правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Ученые расходятся в точном определении термина, в результате чего принято разграничивать «широкий» и «узкий» подход. Согласно мнению более «лояльных» лингвистов, орфоэпия изучает нормы произношения и ударения. Их более строгие коллеги предлагают отказаться от включения правил акцентирования в предмет этого раздела лингвистики

Произношение:

Плясать – плисать, дуб-дуп, вдруг-вдрук, снег-снек, но Бог-Бох. Езжу–ежу, честный-чесный, здравствуй-здраствуй, переводчик-первочик, летчик-лечик, подписчик-подпищик, мужчина-мущина, конечно-конечно, скучно-скушно, Ильинична-Ильинишна, но точный, срочный, античный, единичный. Что-што, ни за што, не за что, кого-ково, чего-чево, красного-красново, сегодня-севодня, севодняшний.

Практическое упражнение

«Записать слова, встречающиеся чаще всего в быту с неправильным ударением»

Ты совсем необразованный,

Зато мамой избалОванный.

Чтобы вдруг не вышел спор,

Заключите догов р.

Подарок выбрать мне помог

Один хороший катал г.

В бухгалтерии аврал —

Завершается кварт л.

Филологу никто не зв нит.

Филологу всегда звоня т.

Непросто ударенья заучить —

Стихи задачу могут облегчи ть

Корабли не смогут плыть —

Канал здесь нужно углуби ть.

Тот из нас счастливее,

В ком душа краси вее.

На площадке — хоровод,

Чистят мусоропров д.

В чашечке у Златы

Ароматный л тте.

Вынесли приговор: он невиновен.

Столь странный это был фен мен.

3. Требования к речи воспитателя ДОУ.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.

Речь воспитателя должна строго соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираться на их опыт.

Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с дошкольниками и другими людьми.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют :

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Например не говорить безликое «штаны», а называть конкретно «брюк», «рейтузы», «колготки», «шорты», «джинсы». Вместо «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор берет, ушанка, кепка, шлем, бейсболка, панама, шляпка.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи. То есть мы говорим о связной речи.

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться речевым этикетом, ориентироваться на ситуацию общения и др.).

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Практическое упражнение «Прочитать в соответствии с указаниями».

1.

Тише, жабы! тихо, тоном предупреждения

Ни гугу – жест палец к губам

Ходит цапля на лугу. тихо – тоном испуга

Чтобы не было беды

Наберите в рот воды совсем тихо, шёпотом

2.

Была тишина, тишина, тишина… тихо, медленно

Вдруг грохотом грома сменилась она! громче, быстрее

И вот уже дождик тихонько – ты слышишь? тихо

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше… тихо, быстрее

Наверно, сейчас барабанить он станет… тихо, прислушиваясь

Уже барабанит! Уже барабанит! громко, весело

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Практическое упражнение: «Подберите как можно больше синонимов».

«Я в шоке» – изумлен, удивлен, озадачен, ошеломлен, потрясен, поражен, в недоумении, не поверил своим глазам, остолбенел, огорошен (разговорное)

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики - одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи : недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Академик Д. С. Лихачёв в своей книге «Письма о добром» писал: «Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума…»

Действительно, язык человека, его речь – это точный показатель человеческих качеств, его культуры, степени интеллигентности.

У каждого из нас способность перефразировать, интерпретировать высказывание и оценивать его правильность развита в разной степени и зависит от социальных и коммуникативных условий, возможностей и интересов, общественных и языковых идеалов, образования, поэтому принято выделять несколько уровней владения языком, или типов речевой культуры.

Среди образованного населения можно выделить четыре типа речевой культуры.

1. Элитарная речевая культура, т. е. эталонная, образцовая речевая культура, которая подразумевает свободное владение всеми возможностями языка в любом виде и ситуации общения; свободное использование сообразно ситуации общения любого функционального стиля; строгое использование норм культуры речи; табу на использование нецензурных и грубых слов и выражений, что предполагает развитую систему использования эвфемизмов; а также четкое разграничение «ты/вы» общения.

Особенностью русского языка является наличие в нем двух местоимений ТЫ и ВЫ. Выбор той или иной формы зависит от социального статуса собеседников, характера их отношений, от официальной/неофициальной обстановки общения.

ВЫ ТЫ

1. К незнакомому, малознакомому адресату.

2. В официальной обстановке.

3. При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату.

4. К равному и старшему (по положению, возрасту) адресату. 1. К хорошо знакомому адресату.

2. В неофициальной обстановке.

3. При дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату.

4. К равному и младшему (по положению, возрасту) адресату.

В официальной обстановке, когда в разговоре принимает участие несколько лиц, русский речевой этикет рекомендует даже с хорошо знакомыми, с которыми установлены дружеские отношения и обиходно-бытовое обращение на ТЫ, перейти на ВЫ.

2. Среднелитературная речевая культура предполагает неполное соблюдение литературных норм, владение 2-3 функциональными стилями (например, разговорный + научный; научный + публицистический + разговорный, наблюдается частое неправильное использование норм ударения, чрезмерное насыщение речи либо просторечиями, либо иностранными словами, отсутствие элементарного речевого такта.

Современный среднелитературный тип речевой культуры проявляет тенденцию к распространению, так как он проник даже в средства массовой информации.

3. Литературно-разговорная речевая культура характеризуется использованием одного функционального стиля (разговорного, наличием большого числа жестов, мимики, употреблением эмоционально-экспрессивной лексики, наличием большого количества слов-паразитов, неразграничением «ты/вы» общения при соблюдении определенных норм речевой культуры.

4. Фамильярно-разговорная речевая культура. Для этого типа характерна огрубленность речи, употребление в речи большого количества просторечных слов и выражений, полное неразграничение «ты/вы» общения независимо от возраста и социального положения, употребление в ситуации «приветствие/прощание» одного речевого стереотипа.

Долгое время под речевой культурой понималась только элитарная речевая культура, а все остальные считались нарушением норм. В настоящее время каждый из речевых типов отражает свойства и потребности носителя языка и характеризует его культуру в целом.

Практическое упражнение: «Определить тип речевой культуры» (прочитав приведенные отрывки, определите тип речевой культуры их авторов. Обоснуйте свой ответ).

а) Коллеги, позвольте представить вам нашего нового сотрудника: Павел Иванович Городецкий, менеджер по персоналу. Галина Игнатьевна, я надеюсь, вы поможете коллеге быстрее войти в курс дела. Павел Иванович, мы уверены, что вы в самое ближайшее время сможете приступить к своим обязанностям. Ваш предшественник был не очень расторопен и, прямо скажем, «не горел» на работе, поэтому у нас накопилось много проблем.

б) В вечернем эфире грозненской телекомпании «Кавказ» Шамиль Басаев опять наехал на Аслана Масхадова. Разборки между главарями боевиков стали уже обычным делом, как говорится, бары дерутся, а у холопов шапки летят.

в) Александр Иванович, ты бы уж сказал шефу, что заждалась я очередного отпуска. Мне поди тоже хочется на солнышке позагорать да по набережной подефилировать. А то все брошу да и махну на море без всяких разрешений.

г) Эй, корефан, как отседа добраться до Авроры? А пехом можно? Та не, не далеко. Заодно и на город поглазею, а то я тут был аж черте када. Ну, пакеда.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы используем речь как средство передачи своих мыслей

Язык – инструмент мышления, речь – основная форма его выражения. Эта связь отражена в общеизвестном высказывании: "Кто ясно мыслит – тот ясно излагает". Желаю вам ясно мыслить и правильно излагать!

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

1_qpp98.pptx | 198,29 Кб
 
Публикации по теме:

Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко»Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко» Сегодня я представляю третий вариант многофункциональной игры «Любопытное солнышко». Направление: развитие речи и звуковая культура.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности,.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Часть 2. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Культура речи педагога как условие профессионального мастерства Культура речи педагога – одно из слагаемых его профессионального мастерства. Педагог, владеющий культурой речи, всегда будет более успешным.

Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет)Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:

Публикация Культура речи педагога как залог успешного развития речи ребенка (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лариса на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Культура речи педагога как залог успешного развития речи ребенка
Опубликовано: 2 сентября 2022 в 03:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД