Получи документы

Культура Хакассии. Национальный костюм

Ольга Белоусова
Культура Хакассии. Национальный костюм

Культура Хакассии. Национальный костюм.

Национальный костюм

Национальный костюм является ярким проявлением традиционных элементов этнической культуры. Одежда - это и способ адаптации к окружающей среде и хозяйственному укладу. Не в меньшей степени она является отражением мировоззренческих ценностей и проявлением эстетических вкусов этноса.

Публикация «Культура Хакассии, Национальный костюм» размещена в разделах

Традиционная одежда разделялась на повседневную и праздничную. Праздничный костюм хакасов достаточно красочен, ярок, самобытен. Не в последнюю очередь это связано с материалами, из которых изготавливалась одежда - шелк, парча, плис (черный бархат, ценные меха. Уникальность ей придают орнамент, покрой и декор, которые находятся между собой в гармоничном сочетании. По одежде можно было судить о социальной принадлежности, семейном положении человека, принадлежности к служителям культов, мастерстве изготовителя одежды.

Основным видом нательного белья у хакасских мужчин являлась рубаха, а у женщин - платье. Рубаха и платье были одинакового покроя - широкие в подоле, объемные в рукаве, с разрезом на груди и отложным воротником. Рубаха была длиной до половины бедра, без вышитых орнаментов. На ней не было клиньев посредине спинки, обшлага и наплечники шились из той же ткани, что и сама рубаха. Платье закрывало женскую фигуру полностью, оставляя открытыми лишь шею, голову и кисти рук. Полики, обшлага и подол женского платья делались из другой ткани. На них вышивался национальный растительный орнамент.

Помимо рубахи, мужской летний костюм состоял из штанов, кожаных сапог, халата, войлочной шляпы. Обязательным атрибутом являлся пояс, к которому прикреплялся нож в ножнах и огниво.

К женскому костюму предъявлялось больше требований в зависимости от семейного и возрастного статуса владелицы. Характерным признаком замужних женщин у народов Центральной Азии являлась безрукавка «сигедек», носимых поверх халатов и шуб. Молодые женщины носили распашные кафтаны из черного сукна и плиса.

Летние головные уборы были представлены у мужчин войлочными шляпами черного цвета, а у женщин платки с подгибом «курее» и белые колпаки - «ах порiк» (на севере Хакасии). Обувь, носимая в теплое время года, в основном изготавливалась из кожи. Женские сапоги украшались орнаментами из бисера, мишуры или золотых нитей и выглядели очень эффектно.

Зимняя одежда мужчин и женщин состояла из шуб, меховых головных уборов, расписных овчинных рукавиц. Шубы («тон») были различными. К мужским относились «ах тон», «кобicкек», «содан тон» и некоторые другие. К женским - «суу тон» (повседневная, «чаха» (доха, «купейке» (парадная шуба, покрытая черным плисом и меховой опушкой, «хат эннiг тон» (наиболее нарядные и почетные, «идектiг тон» (обрядовая шуба свах). (Рис. Зимняя шуба)

Зимние головные уборы изготавливались из меха пушных зверей - соболя, бобра, рыси и др. Среди мужских шапок следует отметить наиболее дорогие - «камчат порiк» и «кiс порiк», стоившие одного коня. Они были круглой формы, с околышем шириной в 15 см. Можно упомянуть и малахаи из рысьего меха, известные еще с XVII века, когда их носили знатные кыргызские князья, в том числе и национальный хакасский герой Иренак-пиг. Простые хакасы носили круглые шапки «хурусха порiк» из мерлушки.

К числу женских зимних головных уборов относятся обыденная мерлушковая - «тумах», праздничные «чапых», носимые замужними женщинами (с околышем из меха и околышем из мерлушки, свадебные - «сахпа» или «тагайах». Самобытной является шапка свахи «тулгу порiк», которая, согласно хакасскому фольклору, бытовала с древних времен. Высокие поля шапки «тулгу порiк» делались в виде кокошника с разрезом позади, а на их лицевой части нашивались полосы меха лисы или выдры.

Нарядным дополнением к женскому костюму являлись длинные сумочки «iлтiк» (для замужних, украшения-кошельки «нанчых» (для молодых девушек и невест, игольники, кисеты.

Одежда в традиционном мировоззрении не просто согревает и украшает тело человека, но еще и оберегает его, становится его продолжением, в том числе и на духовном уровне. В связи с этим в отношении одежды было немало предписаний, примет и запретов. Так, на шве рукава под мышками и над обшлагами оставляли полоски, называемые "хут сыынчан" - место притяжения души человека. Запрещалось ходить в порванной, а тем более в обгорелой одежде. Нежелательным действием была продажа личной одежды, поскольку могло уйти счастье. Нельзя было подавать одежду, вывернутую наизнанку. Прежде чем надеть новый костюм, его обязательно окуривали богородской травой. Женщинам запрещалось надевать мужскую одежду, садиться на нее или перешагивать. В противном случае мужчина мог заболеть. Шапку нельзя вертеть, класть на стол, наступать на нее ногой, а также надевать сразу две. Обувь необходимо класть на бок (но, ни в коем случае, подошвой вверх). Запрещалось ходить в одном сапоге и т. д. Надо отметить также особое отношение хакасов к пуговицам (марха) и воротнику (мойдырых, считавшимися хранителями души чел. При продаже одежды полагалось отпороть пуговицы.

Хакасская традиционная одежда в массовом отношении была вытеснена европейским костюмом во второй четверти ХХ века. Во второй половине прошлого века и на сегодняшний день национальный костюм надевается в основном на семейные торжества, а также на национальные праздники - «Тун Пайрам», «Чыл Пазы». Изготовлением национальной одежды продолжают заниматься мастерицы, поскольку интерес и любовь к родной культуре у хакасов не исчезает.

Прическа хакасской женщины имела определенное значение. Согласно обычаям, девушки носили косички (сурмес, заплетенные по часовой стрелке (onap). Замужняя женщина носила две косы (тулуг). Старая дева заплетала три косички сурмес. В том случае, когда девушка рожала внебрачного ребенка, она обязана была носить одну косу (киджеге, что считалось большим позором. На празднике сас тойы обряд расплетения косичек возглавляла жена старшего брата (ниге) жениха, или его старшая сестра (пидже, или жена дяди по матери (койi). Расплетавшая косички называлась пазыртхан идже - посаженая мать (букв. : мать, поклоняющая невесту) и отвечала за все основные ритуалы, связанные с невестой. Она надевала такой же костюм, как и сваха.

С северной стороны юрты родители из трех березовых жердей, крытых корой, устанавливали свадебный шалаш (алачых) с дверью на восток. У сагайцев он носил название харанды. Невеста во время всего праздника сас тойы обязана была находиться в этом свадебном шалаше. Здесь же ей распускали волосы и заплетали две косы. Пазыртхан идже находилась у правого плеча, а ее свояченица (абызын)- у левого. Согласно обычаю, концы своих волос замужняя женщина никогда не завязывала, а вплетала в них накладные косы (cyFынды). Обычно женщина носила три суFынды, две в правой и одну в левой. Некоторые вплетали до девяти накладных кос. К заплетенным волосам невесты посаженая мать сразу же прикрепляла одну суFынды, сделанную из своих волос, а другую - из волос жениха. Последняя называлась хоных хуяFы - броня жизни.

До XIX в. хакасские мужчины носили косичку (киджеге, от которой отрезали прядь для накладной косы невесты. Еще в начале XX в. с головы жениха выстригали три клока волос, которые соединялись с правой косой жены и служили ей оберегом. Если женщина, находясь при смерти, долго мучилась, то считали, что суFынды мужа не давали ей расстаться с ним. Тогда ей расплетали волосы и освобождали от "брони жизни". Вдова по смерти мужа расплетала косы и навсегда убирала суFынды.

Начиная со свадьбы, замужние женщины заплетали свои волосы против часовой стрелки (тискер). После смерти мужа хакаски, оставляя концы волос распущенными, заплетали свои косы по часовой стрелке (onap, т. е. так же, как и девушки. Если женщина имела родных братьев, то со стороны затылка ей приплетали по маленькой косичке (тулуn сурмезi или тулуn палазы - т. е. "дитя косы"). Носили их до тех пор, пока были живы братья. Этой прической показывали свою связь с родом отца.

Публикации по теме:

Эссе «Культура самовыражения воспитателя детского сада и его индивидуальная культура» Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно.

Презентация к ООД с детьми старшего дошкольного возраста «Русский национальный костюм» Презентация к ООД с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Русский национальный костюм» Цель: приобщение детей дошкольного возраста.

Конспект НОД «Адыгейский национальный костюм» в разновозрастной группе МБДОУ №27 «Насып» Непосредственная образовательная деятельность в разновозрастной группе МБДОУ №27 «Насып» на тему «Адыгейский национальный.

Дидактическая игра «Одень кукол в национальный костюм» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Одень кукол в национальный костюм» для детей старшего дошкольного возраста Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Так знакомство с костюмами русского, калмыцкого.

Национальный уголок нашей группыНациональный уголок нашей группы Фотоотчет «Национальный уголок нашей группы» Для приобщения детей к культуре своей народа, языку – мы организовали в группе свой национальный.

Конспект «Бурятский национальный костюм» по изобразительной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа» Спирина Екатерина Юрьевна Конспект «Бурятский национальный костюм» по познавательной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского.

Модель НОД для детей средней группы «Народная культура и традиции. Мордовский национальный костюм» Цель: Закрепить знания детей о родном крае, культуре, традициях. Задачи: Подробнее узнать о Республике Мордовия, привить любовь к родному.

Непосредственно образовательная деятельность «Национальный костюм мордвы» для средней группы Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Вид занятия: Развитие речи. Цель: Закрепление знаний детей о родном крае,.

НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «Русский национальный костюм»НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «Русский национальный костюм» Конспект НОД по ознакомление с окружающим миром с детьми средней группы «Русский народный костюм» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: - воспитывать.

Проектная работа «Мордовский национальный костюм» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Культура Хакассии. Национальный костюм
Опубликовано: 11 апреля 2019 в 18:45
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Культура Хакассии. Национальный костюм» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Белоусова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД