Папки-передвижки

Куклотерапия как средство эмоционального благополучия детей и взрослых

Марина Дубина
Куклотерапия как средство эмоционального благополучия детей и взрослых

Во все времена кукла считается первой игрушкой ребенка. С куклой ребенку легче общаться. И овладевать навыками общения. Сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти. Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. С помощью кукол возможно излечить ребенка дошкольного возраста от эмоциональных нарушений поведения.

Публикация «Куклотерапия как средство эмоционального благополучия детей и взрослых» размещена в разделах

Актуальностью является то, что с помощью куклотерапии можно решать самые важные задачи в коррекционной работе педагога-психолога. Куклотерапию можно использовать не только с детьми, но и со всеми участниками педагогического процесса. С педагогами, повышая их компетенцию и как один из приемов преодоления Синдрома педагогического выгорания. С родителями, в коррекции отношений, в системе родитель –ребенок, родитель-педагог, родитель –родитель.

Объект проекта - влияние куклотерапии на эмоциональный фон. ?

Предмет – куклотерапия.

Цель - рассмотреть куклотерапию как один из приемов благоприятно влияющих на эмоциональную сферу, в работе педагога-психолога с участниками педагогического процесса ДОО.

Задачи:

1. Раскрыть понятие и сущность куклотерапии.

2. рассмотреть куклотерапию как один из приемов в работе педагога-психолога с участниками педагогического процесса ДОО

Сущность куклотерапии

В пoследние гoды игровые методы более активно используются в педагогике и психoтерапии, поскольку игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудность. Куклотерапия, как часть игрoтерaпии, как и другие формы терaпии имеет эмоционально стрессовое воздействие на личнoсть ребенка.

Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и задачи воспитателя. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления

Куклотерапия является одним из методов арт-терапии. Но в последние годы оно стало самостоятельным направлением, получившее название куклотерапии. Этот метод основан на идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушки, он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». В качестве основного приема коррекционного воздействия кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и воспитателя. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. В настоящее время не существует четкого определения куклотерапии.

Выделяют следующие функции, которые выполняет куклотерапия :

Коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

Релаксационную – снятие эмоционального напряжения;

Развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.);

Обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

В куклотерапии используются разные виды кукол: куклы-марионетки, пальчиковые,плоскостные,перчаточные,веревочные.

Пальчиковые куклы. Наиболее простой вариант пальчиковой куклы – шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно изготавливать из бумажных цилиндров (по размеру пальца). Процесс изготовления куклы очень быстрый, всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения.

Куклы-марионетки. Марионетка – это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая кукла может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.

Перчаточные куклы, сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой». Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок.

Плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Для ребенка раннего возраста наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность педагогической работы с детьми – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. Для создания положительной эмоциональной атмосферы в группе раннего возраста применяю куклотерапию.

Куклотерапию можно использовать в разных видах деятельности, в индивидуальной работе, на занятиях, в практической деятельности, в игре использую на занятиях, в индивидуальной работе, в практической деятельности, в играх.

В дошкольном детстве игра является мощнейшим инструментом воздействия на детей. В корреционных занятиях куклотерапия помогает решить самые разнообразные и с ложные задачию. Куклы, в разных вариантах хорошо развивают дошкольников в нравственном и эмоциональном вопрос

Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет обьеденить в себя интересы ребенка и задачи воспитателя. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления.

Таким образом, использование кукол на занятиях, в индивидуальной работе с детьми помогают корректировать эмоционально – волевую сферу ребенка, развивают речь, укрепляют связь «ребёнок – педагог»

В своей работе я использую куклотерапию не только в коррекционной работе с детьми, но и в тренинги на снятие педагогического выгорания у педагогов ДОО, и в работе с родителями, для установления детско-родительских отношений. Куклотерапия это не только использование готовых кукол, гораздо важнее и интереснее их «мотать». Когда ты мотаешь определенную куклу для занятия, ты внутренне продумываешь какие задачи она поможет тебе решить и с какой группой детей.

Проект «влияние куклотерапии на эмоциональное состояние рассчитан на всех участников педагогического процесса ДОО.

Проект объединяет в себе следующие направления работы :

- творческая мастерская по созданию кукол для родителей и педагогов ДОО (в качестве меры профилактики профессионального выгорания);

-куклотерапия в адаптационный период;

- коррекционные занятия с детьми на основе куклотерапии;

- тренинги для педагогов на основе сказкоперапии и куклотерапии

«СТРАНА СКАЗКИ»;

- индивидуальные и семейные консультации на основе куклотерапии;

Задачи:

-достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции

-профилактика и коррекция педагогического выгорания

-развитие коммуникативных навыков.

-профилактика и коррекция страхов у детей

-решение внутренних конфликтов

Процесс создания кукол напоминает мидитацию. Мы настраиваемся, погружаемсяв себя и передаем частичку себя в своего персонажа. Тот кто мотает куклу, он как бы на подсознательном уровне наделяет ее теми сосояниями и возможностями, которые он бы хотел иметь у себя. Формы работы бывают индивидуальные и групповые. С детьми я провожу индивидуальную форму для коррекции эмоционально-волевой сферы, и кукольный театр с группой детей. Со взрослыми преобладает групповая форма работы.

Выделяют три этапа куклотерапии :

-изготовление куклы

-знакомство с персонажем

-развитие сюжета.

Самодельные куклы всегда воспринимаются детьми и взрослыми эмоционально ближе и ярче. По цветам которые выбираются для создания кукол можно определить эмоциональное состояние ребенка.

Одним из главных моментов является не ругать ребенка, если кукла получилась не аккуратной, ведь смысл терапии заключается не в безупречно сделанной кукле, а в процессе создания и дальнейшей игре

Даже простое наблюдение за тем как ребенок обыгрывает куклу, как к ней обращается, можно выявить психологическую обстановку в семье малыша.

Тренинг для старших дошкольников на основе куклотерапии «СТРАНА СКАЗКИ»

Тренинг для детей «СТРАНА СКАЗКИ» основан на использовании не директивной модели игровой терапии с применением методов сказкотерапии и куклотерапии. Ребята сами выбирают роли, придумывают сюжеты и становятся режиссерами своих сказок. Работа не предполагает заучивания ролей и строгого следования сценарию. Во главу угла ставится идея экспромта.

Программа тренинга предполагает неограниченное количество занятий 25-30 минут, проводимых один раз в неделю. Каждое занятие имеет определенную структуру, но отличается уникальностью, т. к. решает актуальные для участников проблемы. Структура занятия

1. Начало занятия включает ритуал приветствия, выполняющего функцию установления эмоционально-позитивного настроя на занятие.

2. Ритуал входа в волшебное пространство позволяет детям погрузиться в сказочное действие.

3. В основную часть занятия входит импровизация на тему известной сказки, или написание авторской (или групповой) сказки. После создания сценария происходит распределение ролей и проигрывание сказочного сюжета в форме импровизации.

4. Обратная связь в группе направлена на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния участников, рефлексию.

5. Окончание занятия. «Выход из образа» через ритуал выхода, прощание.

6. Занятие включает упражнения – разминки для того, чтобы сбросить инертность физического и психического самочувствия, «разогреть» интерес детей и привлечь их внимание к совместному творчеству, настроить на активную работу.

Ведущий создает предпосылки для активного участия детей в создании и проигрывании сказки, такие как безопасность, гибкость в организации процесса, внимание к участникам группы, к их поведенческим и эмоциональным проявлениям. Атмосфера доверия влияет на заинтересованность детей в творческом самовыражении, позволяет выразить желания, фантазии и внутренние конфликты эмоционально приемлемым для ребенка путем. Ведущий может наблюдать в процессе тренинга проявления подавленности, печали, неуверенности или полярных состояний, инициативы или пассивности, лидерских качеств или комфортности, а также отследить положительную динамику в проявлениях ребенка. Подготовительную работу проводит воспитатель, читая в группе сказку и обсуждение характеров героев.

С некоторыми детьми в индивидуальной форме изготавливаются простые куклы (в более сложных куклах дети доделывают только некоторые элементы)

Опыт куклотерапии показывает, что выбор ребенком куклы и ее роли происходит на бессознательном уровне. Работа «через куклу» и «за ширмой» позволяет бессознательно отделиться от себя и, обойдя цензуру сознания, спонтанно отработать подавленный эмоциональный материал.

Например, мальчик 6 лет, пожелал сыграть роль «Щенка». После долгого поиска он выбрал куклу и сказал, что он живет на улице один и у него нет друзей.

Идентифицируя себя с выбранной куклой, в условной игровой ситуации дети проживают реальные чувства, пробуют разные модели поведения, примеряют на себя новые социальные роли, познают себя и свои возможности, учатся делать выбор. Уникальный опыт, прожитый в смоделированной ситуации, может быть перенесен в реальную жизнь.

В своей практике мы используем два формата ведения групп «СТРАНА СКАЗКИ» : – единичные встречи, участники которых посещают одно или несколько занятий, и – пролонгированные терапевтические группы. Долговременная работа в группе эффективнее, она создает условия выведения проблематики на уровень осознанности, что существенно приближает к ее компенсации. Характерные повторяющиеся мотивы в игре участника могут быть отмечены им самим или группой в процессе обсуждения, осознание неизбежно ведет к изменениям, непродуктивные или разрушительные тенденции могут быть заменены более продуктивными

Куклотерапия при адаптации детей в ДОО

В нашем ДОУ воспитатели совместно с психологом, для облегчения прохождения процесса адаптации используют элементы куклотерапии, в которые вкладывают, следующие задачи:

1установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

2 снятие эмоционального напряжения;

3 развитие психических процессов;

4 обогащение информацией об окружающем мире и др.

В работе с детьми мы используем такие виды кукол, как куклы-марионетки (можно инсценировать сказки, стихотворения, а также использовать как элемент занятия, пальчиковые (вызывают положительные эмоции и постепенно ослабляют нервное напряжение у детей, перчаточные (эти куклы могут двигаться, жестикулировать и проявлять эмоции, могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой») и веревочные (они эффективны при работе с детьми, имеющими проблемы в общении, повышенной тревожности).

В начале адаптационного периода воспитатели получают консультацию от педагога психолога. После этого, воспитатели учатся самостоятельно изготавливать простых кукол (Зайчик на пальчик, Колечко на пальчик,которые помогут им в дальнейшей работе.

В процессе адаптации мы часто используем элементы куклотерапии. Когда ребенок приходит первый раз в группу необходимо создать эмоциональный настрой у ребенка, наладить контакт и оставить хорошее впечатление. Встречая ребенка с куклой и начиная общение как бы от лица персонажа воспитателю проще всего наладить контакт. "Здравствуй, меня зовут зайка-попрыгайка. Я каждый день хожу в детский сад и никогда не плачу. Мне очень нравится здесь. Мы играем, рисуем, поем разные песни, танцуем, ходим в физкультурный зал, гуляем, кушаем. Хочешь поиграть со мной в одну очень интересную игру? Пойдем, не бойся. Я возьму тебя за руку, и мы вместе с тобой пойдем в группу, я покажу тебе, где мы играем. Это помогает поддерживать интереса и эмоционального отклика.

С помощью куклы педагог привлекает внимание ребенка, и ему становится интересно, и далее все зависит от уменья педагога сыграть ту или иную роль.

Кукла Настюша например помогает нам решать и такую проблему при адаптации ребёнка к новым условиям, как плохой аппетит. С помощью таких этюдов как: «Каша-вырастайка», «Волшебный суп

и др., у детей формируется понятие о пользе еды.

Куклотерапия так же используется нами не только для развития, эмоциональной поддержки и налаживания контакта, но и как элемент диагностики. В процессе наблюдения за детьми в период адаптации выявляется проблемы. Если ребенок стеснительный, робкий, сначала воспитатель сам обыгрывает эту проблему, а потом предлагает ему: что бы ты сделал до завтрака, после занятий, на прогулке. При обыгрывании той или иной ситуации следует учитывать следующее: кукла или персонаж должна быть не очень ярким, но привлекать внимание детей, большим, красивым.

Элементы куклотерапии мы так же используем как элемент занятия, элемент свободной деятельности. Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и быстрой адаптации к детскому саду. Так же уделяется большое внимание упражнению в напряжении и расслаблении под музыку. Для закрепления эффекта после занятия и сказки педагог переключает внимание детей на другой вид деятельности: вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки. Это способствует развитию литературной способности детей.

Таким образом, использование кукол на занятиях, в индивидуальной работе с детьми помогают адаптировать детей к ДОО, налаживать контакт с ребенком, корректировать эмоционально – волевую сферу, развивают речь, укрепляют связь ребёнок – педагог-родитель.

Для коррекции поведения с детьми ОВЗ мы совместно с логопедами и педагогами группы мы разработали серию мини-этюдов «Сережины капризы» с похожими проблемами и разыгрываем их со всеми детьми от лица куклы или персонажа. А помогают нам в инсценировках набивные куклы.

Целью данных этюдов является посредством куклы скорректировать поведение ребенка, сформировать у него умение налаживать взаимоотношения со сверстниками. В начале главный персонаж, кукла Сережа, имеет отрицательные черты характера (отнимает игрушки, обижает других). По ходу инсценировки поведение мальчика меняется. А помогает ей в этом герой знакомой сказки – Ослик. Он помогает разобраться, в чем же мальчик была не права и напоминает, что нужно спрашивать разрешения, если берешь чужое и просить прощения, если кого-то обидел. В итоге мальчик осознает свои ошибки и приобретает новых друзей. Здесь дети усваивают, как нужно вести себя в среде сверстников.

Ещё одной педагогической находкой в нашей работе является участие малышей в процессе изготовления кукол. На новый год мы изготовили на новый год куклу Ангела,

которую потом они повесили дома на елку.

Можно сделать вывод, что применяя метод куклотерапии в работе с детьми, мы достигаем следующих результатов:

-уменьшается эмоциональная напряженность

-развиваются коммуникативные навыки

-пространственная ориентация

-развивается мелкая моторика

-формируются социальные навыки

В настоящее время, в век ИТК, дети все реже стали играть в куклы, заменяя их гаджетами. Если вернуться в прошлое на 20 лет назад, то дети успешно играли предметами заменителями, обыгрывая различные ситуации. Кукла у девочек была незаменимой, с ней делились переживаниями и радостями, куклам вместе с мамами шили одежду, что помогало укреплять детско-родительские отношения и развивало семейные ценности. Многим родителям к сожалению некогда уделять детям внимание им проще дать в руки гаджет, чем уделить ребенку время. Хотя во время беседы с мамами очень часто выясняется, что они с удовольствием бы сами поиграли, но к сожалению нет времени. Проведя мастер класс с родителями, они всгда делятся в конце своими эмоциями и переживаниями.

Не зря говорят-«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал».

В работе с родителями и коллегами так же использую куклотерапию. Родители с удовольствие делают куклу «пеленашку». Наблюдая за их работо можно сравнить их действие с моментом зарождения ребенка, с какой задумчивостью они выбирают ткань и ее цвет, как бы решая, кого они хотят в данный момент, мальчика или девочку. С какой любовью они сматывают эту ткань, вспоминая как они пеленали своего родного маленького ребенка,переживая заново те чувства и эмоции когда впервые запеленали своего малыша. По окончанию работы, все участники. почти не выпускают их из рук.

Работая со взрослыми, используя кукол как профилактику эмоционального выгорания куклами, можно отметить, что те кто в начале занятия шли не очень охотно, ссылаясь, что ни не умеют шить, в конце занятия высказывали положительные эмоции. В работе со взрослыми так же используются терапевтические куклы (без лица) «обережные» куклы, в которые при работе закладываются свои сокровенные желания и мечты,или наоборот,переносится на куклу то,от чего хочется и збавится. После того,как кукла отработала,ей можно нарисовать лицо и сделать игровой или разобрать. Так как терапевтический эффект наступил.

Цель таких встечь – снять напряжение и научить трансформировать проблемы, посмотрев на них под другим углом.

Таким образом,подводя итоги можно сделать вывод, что куклотерапия является одним из средств эмоционального благополучия.

ПРИЛОЖЕНИЕ

: «Каша-вырастайка»

Педагог: Как из гречки

Где варилась? В печке.

Сварилась, упрела,

Чтоб Настюша ела,

Кашу хвалила,

На всех разделила.

(Добрая улыбка, ласковый взгляд.)

Настюша : Досталось по ложке

Гусям на дорожке,

Цыплятам в лукошке,

Синицам в окошке.

Хватило по ложке

Собаке и кошке.

(Неторопливыми движениями раздает из воображаемого чугунка кашу гусям, цыплятам, синицам, собаке и кошке, ест сама.)

Педагог: И Насюша доела

Последние крошки!

«Волшебный суп»

Сказка про суп для детей, которые плохо едят Жила-была девочка Настенька. Она очень не любила кушать. — Смотри, какая вкусная кашка, — говорила ей бабушка. — Съешь хоть ложечку, только попробуй, и тебе обязательно понравится. Но Настенька крепко сжимала губы и мотала головой. — Скушай творожок, — уговаривал Настеньку дедушка. — Он очень вкусный и полезный. Но и творожок она есть не хотела. — Смотри какой вкусный супчик, — говорила мама. — Посмотри только, какой он красивый! Там красная морковка, зеленый горошек, белая картошечка! — Не буду! — кричала Настенька и убегала из кухни. День шел за днем. Как-то пошла Настенька с подружками гулять, и решили они покататься на горке. А на ту горку вела высокая лесенка. Подружки топ-топ-топ — и поднялись на самую вершину, а Настенька стоит внизу и расстраивается: — Вон вы все какие большие да сильные! А почему же я такая маленькая? На ступеньки мне не подняться, за перильца не удержаться, на горке не покататься! — И правда, — удивились подружки, — что же ты такая маленькая? — Не знаю, — расстроилась Настенька и пошла домой. Образование педагогов в ДОУ Повышение квалификации педагогов! Заходит она в дом, раздевается, а слезки так и капают: кап да кап, кап да кап. Вдруг слышит она шепот. Зашла Настенька в свою комнату. Нет никого, тихо. Зашла к бабушке с дедушкой. Тоже пусто. Заглянула она в комнату к родителям: и там никого. — Ничего не понимаю, — пожала плечами девочка. — Кто же шепчется? А! Я на кухне не была. — И она на цыпочках прокралась к кухне. Приоткрыла Настенька дверь, шепот стал громче. На стуле пусто, в углах пусто. Только на столе стоит тарелка супа. — Ой, — удивилась Настенька, —да это же овощи разговаривают! — Я тут самая главная, — сердилась морковь. — Во мне есть витамин А, это самый главный витамин. Он помогает детям расти, а еще тот, кто ест витамин А, хорошо видит, почти как орел. Без меня никуда! — Нет, мы, нет, мы, — подпрыгивали горошинки. — В зеленом горохе тоже есть витамин А, но нас больше, значит, мы главнее! И вообще, в нас еще и витамин В есть. — Во мне тоже есть витамин В, я же не хвастаюсь, — проворчало мясо. — Во мне вообще много всяких витаминов, которые нужны, чтобы хорошо работало сердечко и чтобы зубки и десны были здоровыми. — А во мне витамин С, — подпрыгнула картошка. — Он важнее всех остальных. Кто ест витамин С, тот не простужается, вот! Тут они закричали все хором и чуть не подрались. Большая столовая ложка, тихо дремавшая рядом с тарелкой, поднялась, шлепнула по бульону и сказала: — Хватит спорить! Вот услышит Настя про то, что суп волшебный и что тот, кто хорошо кушает, быстро растет и не болеет, обрадуется и съест вас всех вместе с витаминами. — А я слышала, слышала! — закричала Настенька, вбегая в кухню. — Я очень хочу вырасти и кататься на горке вместе со всеми! Взяла она ложку и съела суп. С тех пор Настенька хорошо кушала каждый день. Вскоре она выросла и даже стала выше подружек.

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Картотека игр, которые способствуют снятию эмоционального напряжения детей Цель: снижение психоэмоционального напряжения, установление эмоционального контакта между детьми. Психоэмоциональное напряжение лишает.

Конспект НОД «Встреча на полянке обиды» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Встреча на полянке обиды»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Встреча на полянке обиды».

Конспект НОД «Полянка Зависти» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Полянка Зависти»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Полянка зависти» Задачи: создавать.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе».Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом.

Многофункциональное пособие для снятия эмоционального напряжения детейМногофункциональное пособие для снятия эмоционального напряжения детей Эмоции – это внутренние переживания человека. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Дети, больше.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работыРазвитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работы Как часто недооценивается роль положительных эмоций в развитии ребенка-дошкольника! А ведь если малыш смотрит на жизнь добрым, открытым.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Куклотерапия как средство эмоционального благополучия детей и взрослых
Опубликовано: 20 марта 2020 в 12:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД