Лучший педагог года

Конспект занятия «Кукла тряпичная — игрушка отличная»

Лариса Николаевна Луценко
Конспект занятия «Кукла тряпичная — игрушка отличная»

ЦЕЛЬ: сформировать знания о старинном способе изготовления игрушек, прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

ЗАДАЧИ: научить мастерить тряпичную куклу-пеленашку бесшовным способом. Совершенствовать трудовые навыки: сворачивание, скручивание, завязывание, пеленание. Познакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз-рука». Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.

Публикация «Конспект занятия „Кукла тряпичная — игрушка отличная“» размещена в разделах

МЕТОДЫ И ПРИЁ МЫ: игровой, сотворчество, художественное слово, беседа, индивидуальная проектированная деятельность, практическая работа, анализ конструкторских особенностей изделия.

АКТИВИЗИРОВАТЬ СЛОВАРЬ: рукодельница, безликая, безлицевая, бесшовная, тряпичная.

ОБОРУДОВАНИЕ: для показа детям кукла-пеленашка, технологическая карта «Кукла-пеленашка» в наглядно-методическом пособии И. А. Лыковой «Художественный труд в детском саду». Для каждого ребё нка: прямоугольные лоскуты для скрутки туловища куклы, по два лоскута цветной ткани для платка и пелёнки, прочные нитки для фиксации скрутки, тесьма или узкие ленточки для обвязывания пеленашки.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: экскурсия на выставку народной игрушки в городской краеведческий музей, беседа о старинных детских игрушках, пеленание кукол и других игрушек.

БАЗОВЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

1. Повязывание платка или косынки в мерке «на себя» или «на кукле».

2. Сворачивание в рулон полотенца, шарфика, ленты и других бытовых предметов различного размера разной плотности.

3. Завязывание шнурков на обуви, одежде.

4. Пеленание куклы (это упражнение с интересом выполняют как девочки, так и мальчики).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁ Й: провела мастер-класс с участием детей и родителей по изготовлению куклы-пеленашки.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

- Ребята, сегодня к нам пришли воспитатели из других групп детского сада, поздоровайтесь с гостями. Давайте покажем, что мы умеем.

2. Введение в тему.

- За окном зима, выпал снег, холодно, а я сейчас предлагаю вам вспомнить один тёплый летний денёк, когда мы с вами ходили на очень интересную экскурсию. Я предлагаю вам посмотреть на фотографии и вспомнить, как это было (демонстрация фото на экране).

3. Основная часть.

Сообщения детей:

1. Летом мы ходили на экскурсию в музей. Там была выставка самодельных кукол. Самодельные куклы - это такие куклы, которые не продаются в магазине, их взрослые для своих детей делают сами.

2. Раньше на Руси самодельные куклы делали из дерева, глины, соломы, ткани. Это могут быть свистульки, фигурки людей и животных. Особенно мне понравились тряпичные куклы. Там были куклы-обереги, куклы на счастье, игровые куклы.

3. У таких кукол не рисовали лицо, потому что считалось, что если у куклы есть глаза, то она может навредить ребёнку – сглазить его.

4. Куклы-обереги передавались от матери к дочери, спасали от беды, приносили в дом счастье.

4. Кукла на счастье. Считалось, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех, и ты найдёшь своё счастье.

5. Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину в русской деревне любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок – тряпичная.

6. Куклам приписывались различные свойства. Считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь вырастить хороший урожай.

- Да, действительно, в старину наши предки придумывали и мастерили таких кукол для своих детей. В то далёкое время в магазинах, конечно же, тоже продавались игрушки, но их было очень мало, и стоили они очень-очень дорого, и поэтому купить их своим детям могли только очень богатые люди, а все остальные ребятишки играли самодельными игрушками, но игры их от этого были только интереснее. Потому что, делая с большой любовью для ребёнка игрушку, родители вкладывали в неё всю свою душу.

Ребята, а вы хотите посмотреть, как жили наши прадедушки и прабабушки? (положительный ответ детей). Тогда давайте посмотрим (приглашаю детей в стилизованную крестьянскую избу, обустроенную в игровой части группы).

Показываю детям различные старинные предметы и объясняю их предназначение.

МОТИВАЦИЯ:

В тот момент, когда мы с детьми рассматриваем детскую колыбель, звучит запись детского плача.

- Ой, ребятки, а кто же это плачет? Давайте посмотрим (достаю из колыбели куклу в виде грудного младенца).

- Ребята вот кто плачет. Как же нам его успокоить? Может дать ему игрушку?

(поочерёдно «предлагаю» игрушки, стоящие здесь же: глиняные свистульки, игрушки из дерева и соломы, плач не прекращается).

- Что же нам делать? Кажется, я придумала!

(покачав, кладу куклу в колыбель)

- Ну вот, вроде бы, немного успокоился. Садитесь на стульчики, только тихо! Не разбудите малыша! (садятся за столы)

(показываю детям заранее изготовленную куклу-пеленашку)

- Посмотрите на эту куколку. Кого она вам напоминает? Эта куколка называется пеленашка. Раньше маленьких детей туго-туго, крепко-накрепко укутывали в пелёночку - пеленали. Отсюда и пошло название «пеленашка». Считалось, что ребёнка из-за пелёнок не замечают злые духи, которые могли обидеть малютку, навредить ему. Малыша называли пеленашкой, и куколку, которую клали в колыбель, где он спал, тоже называли пеленашкой.

Давайте положим нашу куколку в колыбельку, пусть она охраняет сон малютки.

(кладу куклу в колыбель, слышится детский смех)

- Вот видите, ребята, как обрадовался наш малыш!

Ребята, давайте с вами изготовим кукол-пелнашек.

Но прежде чем мы возьмёмся за дело, необходимо разогреть наши пальчики, чтобы они стали послушными и ловкими.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА:

На большом диване вряд

Куклы разные сидят

(хлопки в ладоши)

Два медведя, Буратино

И весёлый Чиполино

И котёнок, и слонёнок –

Раз, два, три, четыре, пять –

Помогаем мы сегодня

Все игрушки сосчитать!

(поочерёдное загибание пальцев)

- Ну, вот мы и готовы.

Кукла просто загляденье

Детям всем на удивленье!

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить,

Вам придётся не лениться

И старанье приложить.

(далее педагог показывает и поясняет детям технлогию изготовления куклы-пеленашки)

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ ДЕТЬМИ (пока дети выполняют работу, звучит спокойная народная мелодия).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

- Ребята, пока вы трудились, немного устали. Давайте отдохнём – проведём физкультминутку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеет тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

- А теперь давайте с вами посмотрим, какие же у нас получились пеленашки?

(анализ детьми работ сверстников).

- Чем мы сегодня занимались? (ответы детей)

- Что нового узнали? (ответы детей)

- Да, ребята, куклы у нас получились замечательные. Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, мастерили пеленашек. Отлично справились с заданием (перечисляю, хорошо поработали (перечисляю, неплохо смастерили кукол (перечисляю)

- А теперь давайте убаюкаем наших кукол.

(дети выхолят с пеленашками и читают стихи)

1. Свою куклу я качаю, спать укладываю,

Чтобы кукла не скучала, байки складываю.

Потом песню пропою ей тихо, ласково,

Да поправлю одеяльце ей атласное.

2. Спи, усни, моя подружка, без забот-хлопот,

За окном на небе звёзды водят хоровод.

Нам с тобой не будет скучно до утра,

Сказки ждут нас в снах чудесных, спать пора.

3. Потеплей укутаю куколку мою

«Баю-баю, баюшки», песенку спою

«Спи, моя красавица, спи, моя хорошая

Будет тебе платьице, новое – в горошину!

3. Куколка любимая, я тебя люблю!

Перед сном я для тебя песенку спою.

Баю-баюшки-баю, спать укладываю,

Спать укладываю, приговариваю:

«Ты, собачка, не лай!

Мою куклу не пугай.

Баю - бай, баю-бай!»

- А теперь давайте отнесём наших кукол-пеленашек в спальню и положим в кроватки, и они будут оберегать вас во сне.

Публикации по теме:

Фотоэтюд «Тряпичная кукла моего детства»Фотоэтюд «Тряпичная кукла моего детства» Фотоотчет "Тряпичная кукла моего детства" У каждого из нас в детстве была своя любимая игрушка. У меня это моя тряпичная кукла. Это.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Русская тряпичная кукла»Конспект открытого занятия в старшей группе «Русская тряпичная кукла» Конспект открытого занятия в старшей группе. Тема «Русская тряпичная кукла» Цель: • Познакомить с историей возникновения тряпичной куклы,.

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла»Мастер-класс «Народная тряпичная кукла» .

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница»Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница» Русская народная тряпичная кукла Хороводница очень веселая и забавная игрушка. И сделать ее своими руками несложно. Вполне справятся дети.

Мастер-класс «Традиционная национальная тряпичная кукла-закрутка» Цель мастер класса: Извлечение красоты из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, лоскутков кромок материи. Задачи мастер класса: 1. Научить.

Мастер-класс «Тряпичная народная кукла «Благополучница»Мастер-класс «Тряпичная народная кукла «Благополучница» Цель: продолжать знакомить с историей создания тряпичных кукол на Руси и применения их в повседневной жизни наших предков; развивать художественные.

Проект на тему «Тряпичная кукла» Цель проекта: - прививать интерес и любовь детей к тряпичной кукле как виду народного художественного творчества; - создание образовательной.

Совместная деятельность воспитателя с детьми «Русская тряпичная кукла» Цель: Возрождение исконно русских семейных традиций через совместное творчество детей и взрослых. Задачи: 1. Продолжать знакомить с историей.

Создание мини-музея «Тряпичная кукла»Создание мини-музея «Тряпичная кукла» Добрый день, коллеги! Хочу рассказать о проекте по созданию в группе мини - музея "Тряпичная кукла". Цель:Формирование у детей дошкольного.

Мастер-класс для воспитателей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик»Мастер-класс для воспитателей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик» Конспект мастер-класса для воспитателей. Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик». Назначение:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Кукла тряпичная — игрушка отличная»
Опубликовано: 6 февраля 2019 в 18:59
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД