Папки-передвижки

Кукла как одно из средств приобщения детей к истории культуры русского народа

Шарук Мария Николаевна
Кукла как одно из средств приобщения детей к истории культуры русского народа

Цель: обучение детей приемам изготовления куклы из ниток в соответствии с народными традициями.

Задачи обучающие:

• Продолжать знакомить детей с русским народным промыслом и русскими традициями.

• Расширять знания детей о народной игрушке.

• Формировать творческие способности в создании кукол оберегов.

• Закреплять умение наматывать нитки на картон, соблюдая плотность наматывания.

• Совершенствовать мелкую моторику рук.

• Обогащать речь детей с помощью пословиц о труде.

• Расширять словарный запас.

Публикация «Кукла как одно из средств приобщения детей к истории культуры русского народа» размещена в разделах

• Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.

Задачи развивающие:

• Развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию, эстетический вкус, коммуникативные способности.

• Развивать индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток.

Задачи воспитательные:

• Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, народной игрушке и рукоделию.

• Воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Предварительная работа:

Образовательная деятельность на тему: «История создания куклы».

Рассматривание иллюстраций на тему: «Игрушки прошлых лет».

• Чтение русских народных сказок.

• Сюжетно - ролевые игры «Семья», «Магазин игрушек».

• Разучивание с детьми русских народных песенок и потешек, игры «У Маланьи у старушки».

• Заучивание пословиц о труде.

Материалы: набор разных шерстяных ниток, ножницы, картонки для наматывания ниток при выполнении заготовок туловища, картинки с образцами кукол, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Дети садятся на ковер.

Воспитатель:

- Ребята, давайте с вами поговорим. Вы любите играть?

А что нам помогает сделать игру интересной? (ответы детей)

Да, верно. Это игрушки.

- А сейчас отгадайте загадку:

Ей меняю я наряды,

Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и если надо,

Бант красивый повяжу.

С чем же так играю я,

Подскажите-ка, друзья?

Дети: Это кукла.

Воспитатель: Молодцы, правильно.

- Кукла не рождается сама : создает ее человек. В древние давние времена кукол делали из соломы, глины, дерева, из ткани, лоскутков, из ниток. И обязательно по определенным правилам. Непременным условием изготовления куклы была ее безликость.

- Как вы думаете, что означает безликость? (ответы детей)

- Так вот, послушайте! В старину люди верили в нечистую силу: леших, Бабу Ягу, Кощея, домовых. Они боялись их и хотели уберечь себя от злых сил. Для этого они и делали разные предметы и верили, что они будут их оберегом.

- Как вы думаете, что такое оберег? (ответы детей)

- Верно думаете! И с куклой раньше не только играли, она тоже служила оберегом, оберегала человека от болезней и нечистой силы, от беды, приносила счастье, оберегала дом. Ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла "с лицом” как бы обретала душу, а игра с безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях. Но все, же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце.

И сегодня предлагаю отправиться в путешествие. Закрываем глаза и на счет 1,2,3 представляем, как мы с вами отправляемся в прошлое, где мы с вами станем мастерами – искусниками из древнего русского села и изготовим с вами свою куколку из ниток. Работа эта не так проста, поэтому мы будем с вами друг другу помогать. Кукол мы будем делать из ниток, но с помощью тех, же приемов, что и старинные мастера.

- Сейчас встаем, рассаживаемся по своим местам. И пока вы садитесь, давайте вспомним пословицы и поговорки о труде. Ведь еще давным-давно народ сложил много пословиц и поговорок.

Предполагаемые ответы детей :

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Кто не работает, тот не ест.

Дело мастера боится.

За всякое дело берись смело.

- Вот и мы с вами сейчас приступим к работе.

Перед вами на столах лежат картонки и ножницы. У меня есть цветные клубочки красного и желтого цвета. И такие же отрезки ниток для перевязывания. выбираем клубочек того цвета, который вам нравится. А ниточки для перевязывания возьмете другого цвета, чтобы они одновременно будут украшением наших кукол. Она изображает ожерелье, поясок и манжеты, которые тоже имели в одежде древнего человека защитный смысл; других украшений мастер не делал. Куклу можем сделать девочку или мальчика. Вот образцы.

Но перед тем как приступить к выполнению работы, вспоминаем правила техники безопасности.

Для начала я вам предлагаю, размять свои ручки и ножки, чтобы вам было легче работать.

! Физ. минутка

Все ребята дружно встали (Выпрямится.)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте)

На носочках потянулись, (Руки поднять вверх)

А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову)

Как пружинки мы присели (Присесть)

И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть)

Практическая работа - а теперь, я предлагаю вам приступить к работе.

Начнем выполнение работы кукол из ниток. В одну руку берём картон прямоугольной формы. Поворачиваем его короткой стороной вверх (вертикально). В другую руку берём клубочек ниток выбранного цвета, прикладывает нитку к низу картона и, придерживая её пальцем, начинаем наматывать на картон круговыми движениями руки. (показ воспитателя)

Старайтесь, чтобы нитки не съезжали с картона, они должны плотно прилегать друг к другу. Наматываем до конца. Теперь продеваем ниточку другого цвета сверху и завязываем, а лучше 3 ниточки. Это будут волосы нашей куклы. Нижний край нитей разрезается ножницами. Картонку убираем. Отделяем нужное количество нитей для рук - завязываются ниткой. Делаем талию, пояс куколке. Оставшиеся нити - юбка. У куклы мальчика нижнюю часть делим на две части и делаем штанишки.

У кого торчат лишние нитки, длиннее по размеру, их можно подрезать, чтобы выровнить. Проверяем свою работу. Что возможно, исправьте: подтяните и расправьте нитки.

-Сегодня мы выполняли с вами куклу по мотивам народных образов. В старину кукла делалась из соломы или сена, так как солома была самым доступным и дешевым материалом; самое древнее значение куклы магическое, чуть позднее она была игрушкой для детворы;

А в современной жизни отчасти изменился смысл этого изделия, используются уже другие материалы для изготовления куклы.

У нас получились чудесные куклы они принесут вам здоровье, добра, счастливую жизнь.

Сейчас давайте встанем снова на ковер и поиграем в старинную игру-потешку:

У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки полочкой, показать избушку)

Семь сыновей (показать семь пальцев)

Все без бровей (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами (показать длинный нос растопыренными руками)

Вот с такими усами (очертить пальцами длинные гусарские усы)

Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой (показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили не ели (поднести указательный палец к губам)

На Маланью все глядели (держа руки у глаз похлопать ресницами)

И все делали вот так (топают ногами).

Еще раз поиграем:

У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки полочкой, показать избушку)

Семь сыновей (показать семь пальцев)

Все без бровей (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами (показать длинный нос растопыренными руками)

Вот с такими усами (очертить пальцами длинные гусарские усы)

Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой (показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили не ели (поднести указательный палец к губам)

На Маланью все глядели (держа руки у глаз похлопать ресницами)

И все делали вот так (присядочка).

- А сейчас берите свои куколки, становимся в круг на нашем ковре. И полюбуемся на куколок, которых мы с вами сделали, прежде, чем мы вернемся в нашу реальность.

Полюбовались? Теперь закрываем глазки. И на счет 1,2,3, мы возвращаемся. - Расскажите мне: Вам понравилось сегодня делать кукол? А какое настроение у вашей куклы?

Я рада, что вам было интересно, вы узнали что-то новое для себя. Спасибо вам за наше путешествие. Вы замечательные мастера!

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Ознакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклыОзнакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклы В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди,.

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка (значение, место худ. литературы в системе работы детского сада, задачи, проблемы на современном этапе развития общества) Трудно представить.

Конспект ОД «Знакомим детей с культурой и традициями русского народа»Конспект ОД «Знакомим детей с культурой и традициями русского народа» Цель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях и быте русского народа. Задачи: Образовательная:.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кукла как одно из средств приобщения детей к истории культуры русского народа
Опубликовано: 28 ноября 2023 в 21:06
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД