Лучший педагог года

Кружок «Юный эколог» для детей средней, старшей, подготовительной групп

Татьяна Чернощекова
Кружок «Юный эколог» для детей средней, старшей, подготовительной групп

Планирование кружковой деятельности

по познавательному развитию

«Юный эколог»

Пояснительная записка

Экологическое воспитание - это достаточно новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы. Оно включает игровую, изобразительную, актерскую деятельность, проектирование. Занятия проходят в форме путешествия. В течение года дети путешествуют с различными героями, от которых узнают о природе и окружающем мире.

Публикация «Кружок „Юный эколог“ для детей средней, старшей, подготовительной групп» размещена в разделах

Данная программа имеет эколого-биологическую направленность и рассчитана на детей 4-7 лет. Программа "Юный эколог" состоит из 10 блоков, в ходе изучения которых дети узнают о разнообразии животного и растительного мира, средах обитания, получают сведения о здоровом образе жизни, знакомятся с нетрадиционными приемами рисования, учатся актерскому мастерству.

Новизна программы состоит в том, что дети с 6 лет знакомятся с проектной деятельностью, в ходе которой воспитанники совместно с родителями и педагогом создадут мини - проекты "Времена года", "Моё дерево", "Берегите свою планету!".

Материал занятий способствует воспитанию у детей, прежде всего человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Цели и задачи

Цели:

• Познакомить дошкольников с сезонными изменениями в жизни растений и животных;

• Формировать двигательную активность и здоровый образ жизни детей;

• Развивать первоначальные навыки исследовательской работы;

• Учить видеть деятельность Мастера Изображения;

• Применять нетрадиционные приемы рисования для изображения природы;

• Осваивать актерское мастерство через постановку экологических сказок.

Задачи:

Программа выдвигает важные задачи:

Образовательные:

1) Сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

2) Формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.

3) Формирование первоначальных практических навыков рационального природоиспользования как средство развития основ экологической культуры.

Воспитательные:

1) Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2) Воспитание эстетического отношения к окружающему миру и развитие творчества.

Развивающие:

1) Развитие памяти, внимания, кругозора детей.

2) Развитие творческого и художественного мышления воображения и фантазии.

3) Обогащение словарного запаса детей.

Отличительные особенности программы

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических детей к регулярному труду.

Разработанная программа направлена, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды. Изучение материала идет от возраста к возрасту по принципу "от простого к сложному". По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняется содержание деятельности по уходу за растениями и животными.

Успех реализации программы обеспечивается следующими педагогическими условиями:

1. Создание экологической среды в ДОУ.

2. Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей.

3. Личностно - ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе освоения программы.

4. Установление педагогом связей с родителями, педагогами и учреждениями дополнительного образования.

4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования

Режим занятий

Общее число занятий в год - 36.

Занятия проходят один раз в неделю.

Работа по данной программе предусматривается по двум направлениям:

С детьми:

• специально запланированные занятия;

• совместная деятельность взрослых с детьми;

• самостоятельная деятельность детей.

Со взрослыми (педагогами и родителями) :

• семинары-практикумы;

• КВН, викторины, конкурсы;

• природоохранные акции;

• праздники;

• выставки;

• собрания;

• экскурсии,

• тестирование;

Сотрудничество с родителями:

• Участие в природоохранных акциях (уборка территории детского сада);

• Совместная работа детей и родителей "Золотая осень" (поделки из овощей, фруктов);

• Участие в конкурсе "Мама, папа, я - экологическая семья";

• Выполнение домашнего задания "Где можно найти воду дома?” (Опыт).

• Конкурс на лучшую поделку из бросового материала.

• Конкурс на лучшую экологическую сказку.

• Фотоконкурс " Дети и домашние животные"

• Проведение вместе с воспитателями прогулок, экскурсий в природу.

Прогнозируемые результаты:

- развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения;

- положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка;

- готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды;

- сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Контроль:

• Вводный - собеседование, анкетирование родителей

• Текущий - диагностика, составление рассказа

• Рубежный - диагностика, акции, викторина

• Итоговый - развлекательно-познавательный праздник, игра

I год обучения

Месяц Дата П. п. Наименование темы Всего ч. теория Практ.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май 1 блок «Знаток»

1 Мир вокруг нас - что такое окружающий мир 1 1

Итого: 1 1

2 блок «Лесовичок»

1 Жизнь обитателей леса. Д/и»Угадай. кто это?»-знакомство с обитателями леса 1 0,5 0,5

2 Путешествие в лес - воспитывать любовь к природе, чувство единения с ней 1 1

3 Дети солнца-кто они?» -Загадывание загадок 1 0,5 0,5

4 «Лесная передача» .Д/и «Какой»-уточнить и расширить представления детей об обитателях леса 1 1

5 Вылепи лесного друга-учить в лепке передавать обраы лесных обитателей 1 1

6 Д/и «Загадай, мы отгадаем»-учит отгадывать загадки об обитателях леса 1 1

7 В гостях у осени-учить замечать красоту природы 1 0,5 0,5

Итого: 7 3.5 3.5

3 блок «Капелька»

1 Путешествие с брызгалкой-дать представления о свойствах воды 1 1

2 Где можно отыскать воду-значение воды в жизни человека 1 1

3 Рассказать сказки о путешествии воды-рассказать о роли воды в природе 1 1

4 Беседа о волшебнице-воде-показать где и в каком виде существует вода 1 1

Итого: 4 2 2

4 блок «Домовичок»

1 Зимний гость - снегирь. Д/и «Кто прилетел на кормушку?»-познакомить со снегирем 4 2 2

2 Игровое интегрированное занятие «Поиграем и узнаем». Д/и «Угадай, кто это?», «Кто здесь лишний?» 4 1 3

3 Знакомство с зимующими птицами нашей местности. Загадываниезагадок. Заучивание народных примет 4 2 2

4 Вестники весны-птицы.

Загадывание загадок. Задания на логическое мышление 4 1 3

Итого: 16 6 10

5 блок «Айболит»

1 Наша пища-дать понятие о том. Что правильное питание-это залог здоровья 1 1

Итого: 1 1

2

Путешествие в город-огород-уточнить представления о многообразии овощей 1 0.5 0.5

1 Д/и «Вершки и корешки»-формировать обобщенные представления об овощах 1 1

1 Путешествие в уголок природы-знакомство с растениями уголка природы 1 1

1 Волшебная корзинка весны. Д/и «Узнай по описанию». 4 1 3

Итого: 7 2.5 4.5

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Месяц Дата П. п. Наименование темы Всего ч. теория Практ.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

май 1 блок «Знаток»

1 Организм человека-это живая система 2 1 1

2 Древние люди-почему их так называют 2 2

Итого: 4 3 1

2 блок «Лесовичок»

1 Экскурсия в осенний парк-углубить представления о жизни растений осенью 1 1

2 «В гостях у осени». Игра-занятие - формировать обобщенные представления о сезонном изменении в живой и неживой природе 1 1

3 Беседа о лесе. Опыт «Здравствуй ветер»

Лес-это сообщество растений и животных. Познакомить с природным явлением «ветер» 1 0,5 0.5

4 Дом под крышей голубой - дать понятие о том, что природа - это наш общий дом. 1 1

Итого: 4 1,5 2,5

3 блок «Капелька»

1 Беседа о том, какой бывает вода. П/и «Ходят капельки по кругу» - приблизить к пониманию, как осуществляется круговорот воды в природе 1 1

2 Свойства воды. Лабораторные опыты -развивать навыки проведения лабораторных опытов 1 1

3 Снег и лед-познакомить с физическими свойствами снега и льда. Научить решать познавательные задачи. 1 1

4 Значимость воды в природе -обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни 1 1

Итого: 4 1 3

4 блок «Домовичок»

1 Звери белые как снег-развивать устойчивый интерес к животным:белый медведь. Белый волк, песец 1

1

2 Лесные чудеса -формировать представления детей о жизни диких животных 1

1

3 Загадки старика –лесовика -помочь детям запомнить признаки, характеризующие лиственные и хвойные деревья. 1

1

4 Секрет яблока познакомить детей совкусовыми качествами яблок. Условиями выращивания. 1 0.5 0,5

5 Новые способы ухода за комнатными растениями -учить удалять пыль с растений, определяя необходимость ухода за ними. 1 1

Итого : 5 1,5 3,5

5 блок «Айболит»

1 Привычки и здоровье-выяснить представление о том. Что является полезным или вредным для человека 1 1

2 Органы чувств - обобщить имеющиеся знания о функциях органов, уточнить с помощью опытов, для чего они нужны 2 1 1

3 Наша пища - познакомить детей с тем, что с пищей организм получает полезные вещества 1 1

4 Глаза,уши и нос должны быть здоровы - закреплять знания детей об органах чувств и профилактики их заболеваний 1 1

5 Витамины и их значение в жизни человека познакомить детей с понятием «витамины», сформировать представление о необходимости наличия витаминов в организме 2 1 1

Итого: 7 4 3

6 блок «Лесные обитатели»

1 Кто как весну встречает-конкретизировать представления детей об особенностях поведения животных весной 1 1

2 Пестрый дятел-расширить и уточнить круг представлений детей о дятле 1 0,5 0,5

3 «Лесной заступник». Профессия лесник познакомить детей с профессией лесника 2 1 1

4 Д/и «Кому это нужно?» -дать представление об экологических пирамидах 1 1

5

Божья коровка - черная головка - накомить с миром насекомых 1

0.5

0,5

6 Гимн тюльпану - повышение экологической грамотности детей 1 1

7 Букет для мамы-выполнить панно на картоне манной крупой. Познакомить с народным творчеством. 1 1

8 Воздушная акула – стрекоза - расширять представления детей о мире насекомых 1 0,5 0,5

9 Праздник цветов и птиц -воспитыватьбережное отношение к природе 1 1

10 Беседа о хлебе - познакомить детей с процессом выращивания хлеба 1 1

Итого: 11 5,5 5,5

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Месяц Дата П. п. Наименование темы Число ч. Теор. Практ.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май 1 блок «Лесовичок»

1 Беседа о лете. Д/и «Что где зреет?»-учить различать овощи и фрукты,их многообразие 1 0,5 0.5

2 Экскурсия к рябинке-расширить представление детей о рябине, как о дереве 1 1

3 Какие бывают насекомые-систематизировать представления о многообразии насекомых 1 1

4 Интегрированное развлечение «Служба спасения» - формировать умение правильно действовать в экстремальных ситуациях 1 1

5 Медовая сказка - уточнить представления детей о пчелах, их отличие от других насекомых 1 1

6 Беседа о лесе - уточнить и расширить представления детей о лесе 1 1

7 Дуб и сосна. Опыт «Летающие семена» -обратить внимание на то. Что с каждым из деревьев связаны разные организмы: растения, животные, грибы 1 1

8 Изготовление поделки «Баба-Яга в ступе»-формировать практические навыки работы с природным материалом 1 1

Итого: 8 3.5 4,5

2 блок «Знаток»

1 Космическая гостья-обобщение представлений детей о космосе 1 1

2 Что такое природа: живая и неживая - научить отличать природы объекты от искусственных, созданных человеком 1 1

3 Солнце - большая Звезда -дать представление о солнце, как о звезде 1 0,5 0,5

4 Проект «Времена года»-познакомить детей с цветовой гаммой, присущей определенному времени года 1 1

Итого: 4 1,5 2,5

3 блок «Капелька»

1 Речные обитатели-расширить представления о водных обитателях 1 0,5 0,5

2 Сравнение рыб и лягушек-формировать обобщенные представления: рыбы -водные обитатели, лягушка-обитель воды и суши 1 1

3 Что растет в воде -познакомить детей с некоторыми видами водных растений 1 0,5 0,5

4 Снежная фантазия-обобщение и систематизация знаний о природе зимы 1 1

Итого: 4 1 3

4 блок «Айболит»

1 Как сохранить красивую улыбку - формировать положительное отношение к своему здоровью 1 0,5 0,5

2 Носы нужны не только для красы - познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных 1 0,5 0,5

3 Школа Робинзонов-развивать навыки поведения в экстремальных ситуациях 1 1

4 Наша кожа - дать элементарные знания о коже человека 1 1

5 Дорога к доброму здоровью - создать условия для формирования у детей представления о здоровом образе жизни 1 1

Итого: 5 1 4

5 блок «Домовичок»

1 Планета Земля в опасности -планета сейчас в опасности: вода. Воздух, почва стали грязными. Нужно беречь природу 2 1 1

2 Путешествие в мир лекарственных растений -закрепить умение узнавать и называть лекарственные растения 1 1

3 Мусорный бум - развивать умение правильного взаимодействия с миром 1 1

6 блок «Лесные обитатели»

1 Как маскируются животные - формировать представления о жизни животных в лесу 2 1 1

2 Экологические пирамиды -формировать представления о взаимосвязи обитателей леса 2 1 1

3 Ночной хищник – сова -расширить знания детей об образе жизни хищника - совы 1 1

4 Лягушка – квакушка – кто она? - расширить знания о лягушках 1 1

5 Панорама добрых дел-учить не на словах а на деле любить и беречь природу 2 2

6 Красная книга = сигнал опасности -датьпредставление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных 1 1

7 Поле чудес «Мы друзья природы»-воспитывать стремление любить и беречь природу 1 1

Итого: 14 6 8

Публикации по теме:

Календарное планирование тематической недели «Юный эколог» в младшей разновозрастной группеКалендарное планирование тематической недели «Юный эколог» в младшей разновозрастной группе Цели: знакомить с особенностями внешнего вида и назначениями деревьев в леса; упражнять в различении деревьев по внешним признакам; знакомить.

Кружок рисования детей старшей и подготовительной группы.Кружок рисования детей старшей и подготовительной группы. Хочу поделиться с вами работами моих воспитанников. Работы выпонены гушью и акварелью. Это всего лишь малая часть. Мы учимся смешивать краски.

Планирование занятий кружка «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста на первый квартал В сентябре проводят диагностику по экологии. ОКТЯБРЬ ЗАНЯТИЕ №1 1. К ребятам приходит доктор Айболит. 2. Дидактическая игра: Чтение стихотворения.

Перспективное планирование кружка «Юный эколог» на 2016–2017 учебный год (средний дошкольный возраст) Перспективный план кружка:"Юный эколог" I квартал Октябрь Занятие № 1 1. К ребятам приходит Айболит. 2. Чтение Ю. Тувим «Овощи». 3. Дидактическая.

Планирование занятий кружка «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста на 3 часть (продолжение) ФЕВРАЛЬ ЗАНЯТИЕ №1. Почему идет снег. Программное содержание: 1. Продолжать формировать у детей представление о природных явлениях их взаимосвязи.

Планирование занятий кружка «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста. 5 часть АПРЕЛЬ. ЗАНЯТИЕ №1. Поможем нашим зеленым друзьям. Программное содержание: 1. Продолжать формировать внимательное и бережное отношение.

Планирование занятий кружка «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста. 4 часть (продолжение март месяц) МАРТ. ЗАНЯТИЕ №1. Беседа о весне. Программное содержание: 1. Закрепить представление детей о весне. Растаял снег,.

Планирование занятий кружка «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста на декабрь, январь (продолжение) Планирование занятий кружка «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста на декабрь,январь месяц. ДЕКАБРЬ. ЗАНИТИЕ №1 1. Наблюдение.

Проект «Азбука здоровья» для детей средней, старшей, подготовительной групп Аннотация к проекту «Азбука здоровья» «Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости.»Народная мудрость.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Библиотека изображений:

Публикация Кружок «Юный эколог» для детей средней, старшей, подготовительной групп (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Чернощекова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Кружок «Юный эколог» для детей средней, старшей, подготовительной групп
Опубликовано: 20 февраля 2020 в 13:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД