Лучший педагог года

Календарное планирование кружковой деятельности на учебный год в старшей группе «Основы декоративно-прикладного искусства»

Анна Алексеева
Календарное планирование кружковой деятельности на учебный год в старшей группе «Основы декоративно-прикладного искусства»

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Учебно-тематический план

Старшая группа

2.1. Основы декоративно-прикладного искусства

2.2. Тема: «Дымковская игрушка»

2.3. Тема: «Городецкая роспись»

2.4. Тема: «Филимоновская игрушка»

2.5. Тема: «Хохломская роспись»

Пояснительная записка.

Публикация «Календарное планирование кружковой деятельности на учебный год в старшей группе „Основы декоративно-прикладного искусства“» размещена в разделах

Программа составлена с учетом возрастных особенностей, возможностей, интересов дошкольников на выразительном материале, повышающем интерес к ним и побуждающем ребенка к активной познавательной, творческой и игровой деятельности – основной деятельности детей этого возраста.

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности: выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная проблема нашла широкое отражение в Федеральных государственных стандартах ДО введенных в последние годы в организацию работы детских садов.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью её истории. Каждое изделие народного искусства — это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. По мнению В. А. Сухомлинского: «Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; самое главное – открывать глаза на дорогое и родное».

Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время - все больше они входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Небольшие вещицы – доски, мисочки, ложки – похожих не найдешь нигде – стали любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу исконных мастеров.

Учитывая большое значение народного искусства в развитии личности дошкольника, мы решили познакомить детей с историей народного творчества и вызвать у них желание участвовать в творческой деятельности : составлять узоры и орнаменты, лепить, расписывать игрушки.

Актуальность и новизна

Актуальность программы обусловлено тем, что у детей нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Нет возможности соприкоснуться с декоративно – прикладным искусством – подержать в руках изделия городецкой, дымковской игрушки, предмета с гжельской росписью и т. д. Возникла необходимость подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Новизна и отличительная особенность программы заключается в том, что она предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами не только России, но и Урала, включая в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением.

Педагогическая целесообразность программы заключается в создание особой развивающей среды для развития творческих способностей детей в области декоративно – прикладного искусства и их эстетического воспитания. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомство с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.

Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности непосредственно соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. Поэтому была поставлена цель - подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Цель:

Развивать свободную творческую личность ребёнка. Формировать умение ориентироваться в культурном окружении и отражать это в своей деятельности. Формировать любовь к народным промыслам России и интерес к прошлому и настоящему родного края. Формировать представления детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях своего народа. Обогащать детей новыми знаниями. Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.

Задачи:

Изучить особенности народных промыслов России.

Проанализировать методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с народными промыслами.

Реализовать программу и выявить результативность проведённой работы.

значимость данной работы заключается в создании программы приобщения старших дошкольников к искусству России и местным народным промыслам, через ознакомление с традициями украшения предметов быта.

Возраст детей и сроки реализации программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет. Программа предназначена для детей старшей и подготовительной группы.

Сроки реализации программы: 2 учебных год.

Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности

Режим занятий: 2 учебный год обучения – 4 раза в месяц по 25 минут, групповые занятия.

Занятия проводятся в группе, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться. С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к изучению особенностей народных промыслов России.

Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности и в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

В начале занятия я провожу пальчиковую гимнастику, в ходе занятия проводим физкультминутки. Физкультминутки надо обязательно проводить для расслабления мышц и снятия напряжения. Комплексы пальчиковой гимнастики и физкультминуток я старюсь подобрать, чтобы они относились к теме нашего занятия.

Методы, используемые на занятиях: просмотр презентаций, беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций; показ образца выполнения последовательности работы; обсуждения готовых работ.

Форма проведения занятия: совместная деятельность воспитателя и детей. Занятия построены по принципу от простого к сложному.

Тема: «Основы декоративно-прикладного искусства»

СЕНТЯБРЬ

Тема: «Линия в орнаменте» (1 неделя)

Цель: Знакомство с некоторыми основными типами линий в орнаменте: волнообразными, зигзагами, прямыми сплошными, прерывистыми.

Тема: «Корона» (2 неделя)

Цель: Учить детей находить композиционное решение декора конкретного предмета. Учить строить равновесную композицию. (украшение драгоценными камнями)

Тема: «Геометрический орнамент» (3 неделя)

Цель: Знакомство с геометрическим орнаментом. Понимать то, что орнамент состоит из отдельных повторяющихся элементов. Умение выделять элемент в орнаменте.

Тема: «Кружка» (4 неделя)

Цель: Декоративное оформление плоскастной кружки с использованием полученных ранее знаний о геометрическом орнаменте и орнаментальных полосах.

ОКТЯБРЬ

Тема: «Матрёшка - растительный орнамент» (1неделя)

Цель: Знакомство с растительным орнаментом (листочки, цветочки, завитки)

Тема: «Шкатулка» (2 неделя)

Цель: Декоративное оформление деревянной шкатулки с использованием различных элементов растительного орнамента.

Тема: «Узор на полосе» (3 неделя)

Цель: Знакомство с композиционными схемами на примере построения орнамента на полосе. Научиться читать и составлять простейшие схемы.

Тема: «Закладки для книг» (4 неделя)

Цель: Учить детей дорисовать орнамент и украшать закладку в книгу по образцу. Развивать у детей внимание и усидчивость.

НОЯБРЬ

Тема: «Квадрат. Сложение узора» (1 неделя)

Цель: Знакомить детей с простейшими схемами построения орнамента на квадрате. Учить понимать схему построения узора: из маленьких частей складываем большой узор. Использовать в работе образец.

Тема: «Квадрат. Варианты сложения узора» (2 неделя)

Цель: Знакомить детей с некоторыми вариантами композиционных построений узора на квадратной форме: платок, салфетка, крышка, шкатулки и т. д. Учить детей дорисовывать и раскрашивать по схеме.

Тема: «Круг. Блюдо» (3 неделя)

Цель: Продолжать знакомить детей с вариантами композиционных построений узора на круглой форме.

Тема: «Круг. Коврик или скатерть» (4 неделя)

Цель: Учить детей составлять простейший узор на круглой форме, используя знакомые примеры украшения.

Тема: «Дымковская игрушка»

ДЕКАБРЬ

Тема: Лепка из соленого теста «Поросёнок» (1 неделя)

Цель: Познакомить детей с дымковской игрушкой. Учить детей лепить поросёнка из целого куска тесты, постепенно оттягивая детали изображения. Учить детей сглаживать неровности на тесте, применяя воду.

Тема: «Роспись поросёнка» (2неделя)

познакомить детей с дымковской росписью. Показать элементы рисования основных элементов дымковской росписи: полоски и волнистые линии, используя яркие цвета (красный, жёлтый). Продолжать учить детей, раскрашивая игрушку, выполнять элементы кончиком кисточки. Развивать творческие способности детей, учить получать радость от результатов.

Тема: Лепка из соленого теста «Барыня» (3 неделя)

Цель: Учить детей лепить из целого куска теста барыню, сглаживая неровности при помощи пальчиков и воды. Воспитывать внимание, терпение, аккуратность.

Тема: Роспись «Барыни» (4 неделя)

Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской росписью. Обращать внимание детей выделять элементы узора и колорит. При рассматривании дымковской игрушки, видеть яркость, праздничность узора. Учить украшать узором из колец, кругов и точек в соответствии с колоритом дымковской игрушки. Совершенствовать технические навыки работы кистью.

Учить детей использовать определённый элемент росписи, разнообразие геометрических орнаментов при росписи юбки (круги, точки, разноцветные полоски, так, чтобы получались клеточки.)

Тема: «Городецкая роспись»

ЯНВАРЬ

Тема: Рисование «Розан на полоске бумаги» (1 неделя)

Цель: познакомить детей с городецкой росписью. Учить детей выполнять работу поэтапно: сначала красный кружок, затем мазки белой краской, в конце листок зелёной краской. Учить детей рисовать кончиком кисточки, подчёркивая колорит городецкой росписи.

Тема: Рисование «Роспись ковша» (2 неделя)

Цель: расширять представления об искусстве городецких мастеров; закреплять умение рисовать узор по городецким мотивам, состоящий из цветов, бутонов, листьев. Учить детей рисовать по жёлтому фону, подбирая краски по цвету. Развивать детское творчество.

Тема: Рисование «Городецкий вороной конь» (3 неделя)

Цель: учить детей рисовать гордого вороного городецкого коня, выполняя работу поэтапно. Вначале нарисовать чёрного коня, а роспись наносить по чёрному фону. Украшая сбрую коня: завитками, мазками используя, красную и белую краску. Развивать умение наносить узор кончиком кисточки.

Тема:«Птица в волшебном городецком саду - петух»

(4 неделя)

Цель: расширить представления детей об искусстве городецких мастеров. Учить детей выполнять работу поэтапно нанося чёрную краску на изображение, а затем выполнять роспись по чёрному фону.

Украшая петушка использовать элементы городецкой росписи.

Тема: «Филимоновская игрушка»

ФЕВРАЛЬ

Тема: Рисование «Собачка» (1 неделя)

(Роспись бумажного силуэта филимоновской игрушки)

Цель: Расширять представления детей о многообразии филимоновской игрушки. Показать особенности выполнения росписи различных силуэтов.

Учить детей наносить полоски, чередуя их по цвету. Развивать творчество и фантазию; учить подбирать для росписи нужные цвета, формировать эстетический вкус.

Тема: Лепка из теста «Петушок». (2 неделя)

Цель: Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Учить детей лепить петушка в традициях филимоновской игрушки. Приучать детей работать с тестом. Учить сглаживать места скрепления деталей. Воспитывать терпение. Развивать эстетическое восприятие.

Тема: «Роспись петушка» (3 неделя)

Цель: Расширять знания детей о творчестве филимоновских мастеров. Познакомить с выполнением простейших элементов филимоновской росписи – полосок, ёлочек. Закреплять знания о составлении узора. Воспитывать аккуратность в выполнении работы. Формировать эстетический вкус

Тема: «Лепка из соленого теста филимоновской красавицы» (4 неделя)

Цель: Продолжать расширять представления детей о филимоновской игрушке. Учить детей лепить из теста филимоновскую красавицу. Формировать у детей желание доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу. Развивать эстетическое восприятие.

МАРТ

Тема:«Роспись филимоновской красавицы» (1 неделя)

Цель: Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой. Учить украшать филимоновскими узорами объё мную фигуру игрушки: ёлочкой, разноцветными полосками, чередуя их, красная, розовая и зелёная.

Тема: «Хохломская роспись»

Тема: «Узор травка» (2 неделя)

Цель: Учить детей рисовать простейшие элементы травяного орнамента. Упражнять детей выполнять орнамент «травка» ритмично расположенными мазками (все элементы наносятся без предварительного рисунка карандашом).

Тема: «Подарки для Мишутки» (3 неделя)

Цель: Учить детей раскрашивать ложку травяным орнаментом, используя элементы: «травинки», «капельки».

Продолжать учить детей выполнять элемент росписи, пользуясь кончиком кисточки.

Тема: «Травяной орнамент» (4 неделя)

Цель: Постепенно, от простого к сложному, научить детей рисовать сложный травяной орнамент, с использованием всех ранее изученных элементов. Познакомить с рисованием ведущего стебля «криуля» - «завиток», имеющему одинаковую длину и закручивающуюся попеременно то вверх, то вниз.

АПРЕЛЬ

Тема: «Роспись чашки» (1 неделя)

Цель: Закрепить с детьми рисование элемента «криуля» - «завитка» подчёркивая округлую форму изделия. Учить детей самостоятельно использовать ранее изученные элементы травяного орнамента.

Тема: «Узор листочки» (2 неделя)

Цель: познакомить детей с новым элементом росписи — листочки, способом его изображения. Используя цвета: красный, чёрный, зелёный, жёлтый. Продолжать учить рисовать кончиком кисточки

Тема: «Роспись салфетницы»(3 неделя)

Цель: Учить детей располагать ветку с осенними листочками подчёркивая форму изделия, учитывая свободное расположение листочков и травки. Создавая эту композицию учить детей применять палитру красок хохломской росписи: зелёный, красный, черный, жёлтый цвет.

Тема: «Роспись салфетницы» (4 неделя)

Цель: Учить детей располагать ветку с осенними листочками подчёркивая форму изделия, учитывая свободное расположение листочков и травки. Создавая эту композицию учить детей применять палитру красок хохломской росписи: зелёный, красный, черный, жёлтый цвет.

МАЙ

Тема: Рисование «Красная смородина» (1 неделя)

Цель: Учить детей рисовать печаткой- тычком один из основных элементов хохломской росписи - красную смородину на жёлтом фоне. Учить детей выполнять работу аккуратно, работая кончиком кисточки и печаткой-тычком.

Тема: Рисование «Красная смородина» (2 неделя)

Цель: Учить детей рисовать печаткой- тычком один из основных элементов хохломской росписи - красную смородину на жёлтом фоне. Учить детей выполнять работу аккуратно, работая кончиком кисточки и печаткой-тычком.

Тема: «Уточка-солонка» (3 неделя)

Цель: Учить детей расписывать изделие кистью и печаткой — тычком, используя «разживку» и другие приёмы росписи. Воспитывать терпение и аккуратность в работе.

Тема: «Орнамент с «ягодками» и «листочками» (4 неделя)

Цель: Упражнять детей в рисовании хохломского орнамента с использованием ранее изученных элементов, дорисовывая орнаментальную полосу по образу.

Ожидаемый результат:

старшая группа :

- Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;

- Составляют узоры с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;

- Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;

- Лепят из глины декоративные изделия, используя способы конструктивного и кругового налепа;

- Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования;

- Самостоятельно и творчески применяют навыки и умения, полученные на занятиях.

Методическое обеспечение:

1. Программа «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе

2. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией Лыковой И. А.

3. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада» под редакцией Бондаренко Т. М.

4. Ю. Г. Дорожин «Простые узоры и орнаменты» Издательство «Мозаика-Синтез» г. Москва

5. Ю. Г. Дорожин «Жостовский букет» Издательство «Мозаика-Синтез» г. Москва

6. Ю. Г. Дорожин «Сказочная Гжель» Издательство «Мозаика-Синтез» г. Москва

7. Ю. Г. Дорожин «Хохломская роспись» Издательство «Мозаика – Синтез» г. Москва

8. Н. И. Бедник «Цветы на подносе» Издательство «Художник РСФСР» г. Ленинград

9. Т. Н. Доронова «Художественное творчество детей 2-7 лет» Издательство «Просвещение» г. Москва

10. Интернет-ресурсы

Публикации по теме:

«Объёмные кружева». Фоторепортаж из музея ювелирного и декоративно-прикладного искусства«Объёмные кружева». Фоторепортаж из музея ювелирного и декоративно-прикладного искусства Здравствуйте дорогие друзья и гости моей странички! В прошлой публикации я рассказала о прогулке в терем и резиденцию Снегурочки в г. Костроме.

Древний славянский вид декоративно-прикладного искусства-вытынанкаДревний славянский вид декоративно-прикладного искусства-вытынанка В этом году мы с детьми открыли для себя новую технику вырезания из бумаги -вытынанка. Вытынанка (от — «вытинати» — «витинати» — «выцінаць».

Фотоотчёт о конкурсе декоративно прикладного искусстваФотоотчёт о конкурсе декоративно прикладного искусства .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Календарное планирование кружковой деятельности на учебный год в старшей группе «Основы декоративно-прикладного искусства»
Опубликовано: 3 мая 2024 в 05:01
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД