МААМ-картинки

Кружок «В мире звуков» (старший дошкольный возраст)

татьяна шафоростова
Кружок «В мире звуков» (старший дошкольный возраст)

Пояснительная записка.

Для овладения грамотой, то есть первоначальными

навыками чтения и письма, прежде всего

необходимо достаточное развитие

фонематического слуха произносительной

стороны речи, что служит основой овладения

навыками звукобуквенного анализа.

А. Р. Лурия

Программа «Обучение грамоте» составлена на основе авторской парциальной программы «Подготовка к обучению грамоте» М. Д. Маханева для детей 5-7 лет с учетом ООП «МКДОУ «Детский сад №19 «Звездочка» станицы Зольской. Образовательная программа направлена на развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их возрастными возможностями, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.

Публикация «Кружок „В мире звуков“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Актуальность. Детство – это процесс взросления, это жизнь человека, переходящего из одного качественного состояния в другое, более высокое. В широком понимании все дошкольное детство подготавливает переход на новую ступень развития. Перед дошкольником откроются двери школы, он вступит в «Эру восхождения к социальной зрелости» (А. В. Петровский). Если ребенок, ушедший в школу, в первом классе не справляется с заданием по разделу обучение грамоте, не осознает, что звук произносится, а буква пишется, слова состоят из слогов, из слов можно составить предложения и т. д., то естественно у него возникают трудности. Ребенок уже не хочет учиться в школе. Львиная доля учебных трудностей ребенка в 1-2 классах является следствием «хвостов» в дошкольном возрасте, а следовательно и родительских упущений. Необходимо помнить, что обучение рассматривается как двусторонний процесс, в котором педагог носитель знаний и опыта и как организатор обучения считается доминирующей фигурой.

Цель кружка : развитие звуковой стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка.

Основные направления работы кружка :

- Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;

- Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;

- Развитие ручной умелости и графо -моторных навыков;

- Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков;

- Формирование интереса к чтению.

Задачи:

1. Формирование интереса к процессу обучения.

2. Развитие звуковой культуры речи.

3. Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по

звуковому составу.

4. Развитие умений говорить и слушать других людей.

5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи

окружающих.

6. Обогащение словарного запаса детей.

7. Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.

Ожидаемые результаты

К концу курса дети могут:

Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Выделять слова в предложении, определять их место.

Составлять предложение с заданным словом.

Делить слова на слоги, считать слоги в слове.

Составлять слова из готовых слогов.

Знать, что в слове один слог – главный, ударный.

Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).

Проводить звуковой анализ слов из 3 – 5-ти звуков.

Понимать и различать понятия «звук» и «буква».

Читать простые по звукобуквенному составу слова.

Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность –30 минут. Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления, памяти. Программа развивает интерес и способности к чтению.

Перспективное планирование кружковой работы «Обучение грамоте»

Дата Тема Задачи

Занятие 1. Гласный звук [а], буква А, а с. 19

Познакомить детей со звуком [а] и буквами А, а; учить выделять звук из ряда других звуков и слов; учить печатать буквы А, а; учить штриховать; развивать фонематический слух, мелкую моторику.

Занятие 2. Гласный звук [о], буква О, о с. 22

Занятие 2. Гласный звук [о], буква О, о с. 22

Занятие 3. Гласный звук [ы], буква ы с. 25

Познакомить детей со звуком [ы] и буквой ы; закрепить навыки правильного произношения звуков в слогах, словах, предложениях; анализ и синтез прямого слога.

Занятие 4. Гласный звук [и], буква И, и с. 28

Занятие 4. Гласный звук [и], буква И, и с. 28

Занятие 5. Гласный звук [у], буква У, у с. 31 Учить выделять звук [у] из речи; познакомить с буквами У, у; развивать фонематический слух; развивать мелкие мышцы рук; учить общению в коллективе.

Занятие 6. Согласные звуки [н], [н’], буква Н, н с. 33

Дать понятие согласный звук; познакомить с твердым и мягким звуками [н] - [н’]; ввести понятие «слог»; развитие фонематического слуха; развивать речь, мелкую моторику.

Занятие 7. Согласные звуки [м], [м’], буква М, м с. 35

Познакомить с твердым и мягким звуками [м] - [м’]; ввести понятие «слог»; развитие фонематического слуха; развивать речь, мелкую моторику.

Занятие 8. Согласные звуки [т], [т’], буква Т, m с. 38

Познакомить с твердым согласным звук [т], мягким согласным звук [т’], с буквами Т, т; учить различать их на слух и на письме; развивать речь, мелкую моторику; мимику; ритмическую сторону речи.

Занятие 9. Согласные звуки [к], [к’], буква К, к с. 39

Познакомить с твердым согласным звук [к], мягким согласным звук [к’], с буквами К, к; учить различать их на слух и на письме; развитие фонематического слуха; развивать речь, мелкую моторику.

Занятие 10. Согласные звуки [р], [р’], буква Р, р с. 42

Продолжить знакомить с понятием согласные звуки; познакомить с понятием твердый согласный звук [р], мягкий согласный звук [р’], с буквами Р, р; развитие фонематического слуха; развивать речь, мелкую моторику.

Занятие 11. Согласные звуки [л], [л’], буква Л, л с. 44

Продолжить знакомить с понятием согласные звуки; познакомить с понятием твердый согласный звук [л], мягкий согласный звук [л’], с буквами Л, л; учить слушать друг друга и взрослого.

Занятие 12. Согласные звуки [в], [в’], буква В, в с. 45

Познакомить с твердым согласным звук [в], мягким согласным звук [в’], с буквами В, в; учить различать их на слух и на письме.

Занятие 13. Согласные звуки [в], [в’], буква Д, д с. 45

Познакомить с твердым согласным звук [д], мягким согласным звук [д’], с буквами Д, д; учить различать их на слух и на письме.

Занятие 14. Согласные звуки [с], [с’], буква С, с с. 47

Познакомить с твердым согласным звук [с], мягким согласным звук [с’], с буквами С, с; учить различать их на слух и на письме; развитие фонематического слуха; развивать речь, мелкую моторику рук.

Занятие 15. Согласные звуки [п], [п’], буква П, п с. 50

Познакомить с твердым согласным звук [п], мягким согласным звук [п’], с буквами П, п; учить различать их на слух и на письме; развитие фонематического слуха; развивать речь.

Занятие 16. Согласные звуки [з], [з’], буква 3, з с. 51

Познакомить с твердым согласным звук [з], мягким согласным звук [з’], с буквами З, з; учить различать их на 1. Повторение: - пальчиковая гимнастика - чтение чистоговорок; 2. Работа по теме: С. 57 слух и на письме; развитие фонематического слуха; развивать речь, мелкую моторику рук.

Занятие 17. Согласные звуки [б], [б’], буква Б, б с. 52

Продолжить знакомить с понятием согласные звуки; познакомить с понятием твердый согласный звук [б], мягкий согласный звук [б’], с буквами Б, б; развитие фонематического слуха; развивать речь, мелкую моторику рук.

Занятие 18. Согласные звуки [д], [д’], буква Д, д с. 55

Познакомить с твердым согласным звук [д], мягким согласным звук [д’], с буквами Д, д; учить различать их на слух и на письме.

Занятие 19. Согласный мягкий звук [й’], буква Й, и с. 57

Познакомить детей с согласным звуком [й’]; учить писать буквы Й, й; развивать мелкую моторику, ритмическую сторону речи.

Занятие 20. Буква Я,я — показатель мягкости согласных звуков с. 60

Занятие 21. Согласные звуки [г], [г’], буква Г, г с. 63

Продолжить знакомить с понятием согласные звуки; познакомить с понятием твердый согласный звук [г], мягкий согласный звук [г’], с буквами Г, г; чтение слогов – слияние с буквой г; развитие фонематического слуха; развивать речь, мелкую моторику рук.

Занятие 22. Согласный мягкий звук [ч’], буква Ч, ч с. 65

Познакомить мягким согласным звук [ч’], с буквамиЧ, ч; учить различать их на слух и на письме; развитие фонематического слуха; развивать речь.

Занятие 23. Согласный твердый звук [ш], буква Ш, ш с. 68

Повторить с детьми пройденный материал; познакомить с новым согласным звуком [ш] и буквами Ш, ш.

Занятие 24. Гласный звук [э], буква Э, э с. 70

Познакомить детей со звуком [э] и буквами Э, э; учить выделять новый звук из ряда гласных.

Занятие 25. Буква Е, е — показатель мягкости согласных звуков с. 72

Познакомить с гласными буквами Е, е, Ё,, показать, что в начале слова и после гласных они обозначают два звука [йэ] и т. д., а после согласных звук [э] и т. д. и обозначают мягкость согласного звука; развивать речь детей.

Занятие 26. Согласный твердый звук [ж], буква Ж, ж с. 75

Повторить с детьми пройденный материал; познакомить с новым согласным звуком [ж] и буквами Ж, ж.

Занятие 27. Согласные звуки [х], [х’], буква X, х с. 78

Познакомить с твердым согласным звук [х], мягким согласным звук [х’], с буквами Х, х; учить различать их на слух и на письме; развивать речь.

Занятие 28. Буква Ю, ю в начале слова с. 79

Занятие 29. Буква Ю, ю — показатель мягкости согласных звуков с. 80

Занятие 30. Обследование детей на конец года с. 82

Оборудование кружковой деятельности :

• демонстрационный материал по всем разделам содержания Программы;

• раздаточный материал на каждого ребенка;

• карточки букв;

Методическое обеспечение кружковой деятельности :

- Методическое пособие «Подготовка к обучению грамоте». М. Д. Маханева

Москва. ТЦ Сфера 2007г.

- Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет «Подготовка к обучению грамоте». М. Д. Маханева

Москва. ТЦ Сфера 2014г

Публикации по теме:

Картотека игр по экологии (старший дошкольный возраст) Картотека игр по экологии (старший дошкольный возраст) 1. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?» Цель: Учить детей понимать происходящие в природе процессы;.

Лэпбук «Волшебная музыка» (старший дошкольный возраст)Лэпбук «Волшебная музыка» (старший дошкольный возраст) Цель: обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития.

Математика в игре «да-нет». Старший дошкольный возрастМатематика в игре «да-нет». Старший дошкольный возраст Ленинградская область Кировский район МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №35»Линейная игра «да-нет», как средство развития мышления.

Наблюдение в природе за тюльпанами (старший дошкольный возраст)Наблюдение в природе за тюльпанами (старший дошкольный возраст) Наблюдение в природе за тюльпанами. Старший дошкольный возраст. Цель: закрепление знаний о весенних цветах, растущих на клумбе - тюльпанах.

НОД «Путешествие на морское дно» (старший дошкольный возраст)НОД «Путешествие на морское дно» (старший дошкольный возраст) Цель: Познакомить детей с тем какое значение имеет каждый цвет и какое оказывает влияние на физическое и эмоциональное состояние человека.

Опыт «Сильная бумага» (старший дошкольный возраст)Опыт «Сильная бумага» (старший дошкольный возраст) Цель: расширить знания и представление детей о бумаге, ее свойствах. Задачи: Образовательные: продолжать учить детей обследовать предмет.

Организационное родительское собрание (старший дошкольный возраст)Организационное родительское собрание (старший дошкольный возраст) Организационное родительское собрание. Старший дошкольный возраст Время проведения: сентябрь Форма проведения: беседа-диалог воспитателей.

Проект «Овощи». Старший дошкольный возраст. Фотоотчет.Проект «Овощи». Старший дошкольный возраст. Фотоотчет. Проект " Овощи". Старший дошкольный возраст. Фотоотчет. 1. Цель проекта: - Совершенствовать речь как средство общения. - Развитие свободного.

Работаем с Экологическим букварем (старший дошкольный возраст)Работаем с Экологическим букварем (старший дошкольный возраст) Набор материала, необходимого для работы с экологическим календарем. 1. Пейзаж экологического букваря на стене. 2. Набор необходимых предметных.

Занятие «В мире транспорта» (старший возраст)Занятие «В мире транспорта» (старший возраст) Воспитатель обращает внимание детей на посылку и объявляет,что ее сегодня вместе с письмом принес в группу почтальон. Открывает письмо,читает,письмо.

Библиотека изображений:

Публикация Кружок «В мире звуков» (старший дошкольный возраст) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем татьяна шафоростова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Кружок «В мире звуков» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 25 января 2023 в 13:43
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД