Получи документы

Кружок по экспериментально-исследовательской деятельности для детей младшего дошкольного возраста

Оксана Брылова
Кружок по экспериментально-исследовательской деятельности для детей младшего дошкольного возраста

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Публикация «Кружок по экспериментально-исследовательской деятельности для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Почемучки» для детей дошкольного возраста (4-5 лет). Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

Цель программы: создание условий для формирования у детей познавательных способностей, любознательности, стремления к самостоятельному познанию в опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Углублять представления о живой и неживой природе.

2. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.

3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.

4. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственные связи, учить умению делать выводы.

5. Формировать навыки коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

6. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.

7. Создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, развивать умение детей взаимодействовать со взрослым, выполняя общую коллективную работу.

Результаты освоения программы:

1. Ребёнок проявляет активный интерес к познанию окружающего мира.

2. Ребёнок самостоятельно проявляет познавательную активность в процессе экспериментальной деятельности, применяя знания на практике.

3. Ребёнок умеет сравнивать и обобщать собственные наблюдения, анализировать, делать выводы, связанные с различными природными явлениями, выделять существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

4. Умеет планировать свою работу.

Программа обеспечивает развитие детей с разным уровнем. Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду.

Программа рассчитана как на детей, имеющих недостаточный уровень развития, так и на детей с «продвинутым» уровнем знаний и умений, при этом темпы их движения по программе будут разными. С детьми, недостаточно обладающими познавательными навыками проводится индивидуальная работа. Им предлагаются упрощенные задания. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребенку, при помощи создания педагогом «ситуации успеха» для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса.

Детям, имеющим «продвинутый» уровень знаний и умений, предлагаются задания повышенной сложности.

Тематика экспериментальной деятельности кружковой работы разработана на основе авторских программ: Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015; Н. А. Рыжова «Маленький исследователь в детском саду».

Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.

Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.

Работа выстраивается по трём взаимосвязанным направлениям:

• живая природа;

• неживая природа;

• человек и его окружение.

В условиях детского сада используем только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование. Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой проблемы в действии и построение доступных выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Учебно-тематический план.

№ Раздел, тема Всего часов

1. «Прогулка по осенней Аллее» 4 часа

2. «Волшебная капелька» 2 часа

3. «Сравнение домашних и диких животных» 2 часа

4. «Птицы наши друзья» 2 часа

5. «Почему осенью бывает грязно» 4 часа

6. «Ветер, ветер, ветерок» 2 часа

7. «Каша - здоровье наше» 2 часа

8. «Что за чудо первый снег» 2 часа

9. «Лес – точно терем расписной» 4 часа

10. «Мыло – фокусник» 2 часа

11. «Поможем птицам» 2 часа

12. «Почему все звучит?» 2 часа

13. «Путешествие за витаминами» 2 часа

14. «Рукам своим не верю» 2 часа

15. «Сверкающие комочки» 1 час

16. «Какие предметы могут плавать» 3 часа

17. «На земле, в небесах и на море» 1 час

18. «Природные часы» 1 час

19. «Поможем героям сказки» 2 час

20. «Интересная резина» 2 часа

21. «Удивительный магнит» 3 часа

22. «Осторожно сосульки» 1 час

23. «Что отражается в зеркале» 1 час

24. «Выращиваем лук на окошке» 3 часа

25. «Что такое микроскоп?» 2 часа

26. «Свет вокруг нас» 2 часа

27. «Извержение вулкана» 1 час

28. «Уголь и мел» 1 час

29. «Органы чувств» 3 часа

30. «Сказочный денек» 1 час

31. «Экологические игры» 1 час

32. «Волшебный клубок» 1 час

Итого занятий 64 часов

Программа «Почемучки» реализуется в соответствии с календарным учебным графиком.

Для проведения кружка в ДОУ имеется помещение. Для занятий в кабинете имеется все необходимое оборудование для экспериментальной деятельности детей:

• Приборы-помощники: увеличительные стекла, магниты.

• Природный материал: камешки, глина, песок, шишки, листья, семена.

• Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева.

• Разные виды бумаги: обычная, картон, копировальная.

• Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.

• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, зерно.

Созданы условия для использования ИКТ на занятиях кружка: имеется проектор, ноутбук, копилка презентаций и мультфильмов. Имеется музыкальный центр для воспроизведения аудиодисков.

Наличие наглядного и дидактического материала: учебные и методические пособия, фотографии, дидактические игры.

Оценочные материалы:

Определение индивидуального развития ребенка в процессе индивидуальной беседы и наблюдения за работой осуществляется по следующим критериям:

1. Интерес к экспериментированию.

2. Проявление самостоятельности.

3. Видеть и формулировать проблему.

4. Вести поиск и находить возможные варианты решения.

5. Умение проводить эксперименты.

6. Умение делать выводы и умозаключения по результатам собственных исследований.

Список литературы:

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015

3. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

4. Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование»

5. Н. В. Нищева Опыты, эксперименты, игры.

6. Н. А. Рыжова «Маленький исследователь в детском саду»

Публикации по теме:

Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри»Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри» " Разноцветные мыльные пузыри" Процесс воспитания детей непрерывен. Большие возможности для развития личности ребенка проходят во время.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух»Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух» Цель занятия: Способствовать формированию у детей познавательного интереса к предметам окружающего мира через исследовательскую деятельность.

Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа)Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа) Цель. Формировать у детей представление о свойствах воды: прозрачная, может менять цвет и вкус, предметы в ней тонут и плавают. Задачи.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Проект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возрастаПроект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возраста Тип проекта: экспериментально-исследовательский Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020) Участники проекта: дети, воспитатель,.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок по экспериментально-исследовательской деятельности для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 января 2022 в 21:07
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД