Получи документы

Кружок по развитию речи в подготовительной группе «Веселая азбука»

Евгения Вахрушкина
Кружок по развитию речи в подготовительной группе «Веселая азбука»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Осинский детский сад № 3

Программа кружка «Весёлая азбука»

Срок реализации 1 год

Возраст воспитанников 6-7 лет

Выполнил:

воспитатель Вахрушкина Е. В.

Содержание

1. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

2. Цель и задачи программы

3. Принципы и подходы к формированию дополнительной образовательной программы

4. Возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет. Характеристика речи

5. Способы и формы работы с детьми

6. Предполагаемые результаты

Публикация «Кружок по развитию речи в подготовительной группе „Веселая азбука“» размещена в разделах

2. Содержательный раздел

1. Содержание кружковой работы для первого полугодия обучения

2. Содержание кружковой работы для второго полугодия

обучения

3.. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

3. Организационный раздел

1. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности.

Целевой раздел

Пояснительная записка

Актуальность.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях особую ценность приобретает развитие способности у ребенка самостоятельно и творчески мыслить. С этой целью целесообразно сочетать обучение детей на занятиях по обучению грамоте и реализацию ребенком полученных знаний и сформированных умений в новых нестандартных ситуациях.

ФГОС ставит перед нами задачи – обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения и развития, в связи с этим возникла потребность в обучении элементарным навыкам чтения и первоначальных навыков письма для дальнейшего успешного обучения в школе. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.

На современном этапе обучение в начальной школе ведётся по развивающим образовательным программам. Для успешного овладения содержанием этих программ, будущему первокласснику необходимо владеть базовыми знаниями и умениями. Среди которых следует выделить освоение ребенком элементов грамоты. Основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, по которой работает наше дошкольное учреждение, предусматривает развитие у детей отдельных элементов грамоты в рамках речевого развития. Но, принимая во внимание запросы родителей, заинтересованных в том, чтобы ребёнок перед поступлением в школу имел представление о звуках и буквах, была разработана программа дополнительного образования «Весёлая азбука».

Программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности. Решение этих задач строится в программе с помощью изучения основных компонентов языка и речи : проводится работа по воспитанию звуковой культуры речи и подготовке детей к обучению грамоте и письма. Много внимания уделяется грамматической стороне речи.

Новизна программы дополнительного образования состоит в том, что она предусматривает использование эвристических приёмов, поисковых вопросов, приёмов сравнения, различных способов работы с наглядностью, в использовании развивающих и здоровьесберегающих технологий. Обучение по Программе рассчитано на год, содержание разработано с учетом особенностей и возможностей воспитанников подготовительной группы. Рабочая программа составлена на основе разработок:

- Е. В. Колесникова «От звука к букве» у детей 5 – 7 лет;

- Е. Журова. «Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет» М. Изд. центр «Вентана-Граф» 2013г

- Т. Е. Ковригина «Занимательное обучение чтению».

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что программа «Веселая азбука» является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Цель и задачи программы.

Основная цель программы:

Формирование первоначальных навыков чтения и письма у детей 6-7 лет как предпосылка создания успешного обучения в школе и развитие коммуникативных способностей.

Задачи:

Обучающие:

• Формирование и развитие фонематического слуха.

• Учить детей владеть звуковой стороной речи темпом, интонацией.

• Знакомство со слоговой структурой слова.

• Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение.

• Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения.

• Расширение словарного запаса детей.

• Формирование и развитие звуко-буквенного анализа.

Подготовка руки ребёнка к письму.

Развивающие :

Развитие слухового восприятия.

Развитие графических навыков.

Развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

• Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.

• Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

Отличительной особенностью данной программы является то, что в ее структуру входит образовательная деятельность, позволяющая приобретению ребенком интереса направленного на решение задач по подготовке обучению грамоте. Включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на развитие интеллектуальное развитие и неиспользуемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной особенностью данной программы.

Принципы и подходы к формированию Программы

• онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;

• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

• принцип постепенности подачи учебного материала и др.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Характеристика речи детей 6-7 лет

В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов. Он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, 6 отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы, использует эти слова в своей игре. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова, пользоваться эпитетами, понимать метафоры. У детей этого возраста складываются представления о многозначности слов. Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы, которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие, все чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им. Большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи оказывают уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки ребенка. На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма. Он может сам придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Ребенок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного. В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова, употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых имен существительных). Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности. Однако и в этом возрасте дети еще не всегда точно могут употреблять слова, нередко вместо точного названия предмета дают описание его, используют родовые понятия вместо видовых, иногда неточно употребляют глаголы, другие части речи. Задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в том, что ребенок может еще недостаточно четко дифференцировать группы звуков, звонких и глухих, мягких и твердых звуков, а также свистящих и шипящих. У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение звуков (чаще свистящих, шипящих, нечеткое или невнятное произнесение слов (особенно часто это наблюдается при ускоренной речи, неточное употребление в слове ударения, неправильное использование интонационных средств выразительности. Так как между восприятием речи формированием звукопроизношения существует тесная взаимосвязь, дети с дефектами произношения звуков нередко имеют и недоразвитое фонематическое восприятие, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов, овладение которыми необходимо для подготовки детей к обучению грамоте. Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы: свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей, действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

Способы и формы работы с детьми.

Режим занятий. Программа ориентирована на детей 6 -7 лет. Срок реализации программы - 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, включают в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, театрализацию. Физкультминутки и музыкально-ритмические паузы способствуют развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений. Предполагаемая наполняемость групп 12 человек. В соответствии с действующими нормами СанПин. 11.10. продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 6 до 7 лет - 30 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Занятия являются интегрированными (подготовка к обучению чтению, первоначальные графические навыки, развитие речи)

Формы занятий и способы их реализации.

• Дидактические игры

• Фонематические упражнения

• Работа с текстами

• Театрализация

• Рисование

• Графические упражнения

В результате обучения у детей формируются такие качества, как организованность, дисциплинированность, умение общаться со сверстниками, доброжелательность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу под руководством педагога и самостоятельно.

Предполагаемые результаты.

Результат возможных достижений освоения воспитанниками дополнительной общеобразовательной Программы «По дороге к Азбуке». Владеет понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать порядок букв и их название «алфавит». Различает гласные, твердые и мягкие согласные. Умеет отвечать на вопросы по тексту. Умеет печатать простые слова и предложения. Умеет производить звуковой анализ слов и предложений.

Содержательный раздел

Содержание кружковой работы для первого полугодия обучения

Лексическая работа:

-наблюдение за лексическим значением слов — название предметов, признаков, действий; за многозначными словами, словами с противоположным значением в речи;

-обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед;

-развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова;

-создание условий для употребления новых слов в собственной речи.

Развитие грамматического строя речи :

-наблюдение за образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям, упражнение в образовании слов по образцу;

-наблюдение за однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов;

-формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

-практическое знакомство со словосочетанием и предложением;

-знакомство с предлогами; развитие умения выделять предлоги из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам исправление ошибок и употребление предлогов.

Развитие связной устной речи :

-обучение ответам на вопросы, диалогической речи;

-обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;

-обучение подробному пересказу текста;

-обучение составлению устной загадки-описания, рассказа-описания, рассказа по сюжетной картине, по серии картинок, по опорным словам и т. д.

Развитие простых форм звукового анализа:

-знакомство со звуками; гласные и согласные звуки; выделение звука в начале слова; твердые и мягкие согласные звуки.

Содержание кружковой работы для второго полугодия обучения

Основная цель — работа над звуковой культурой речи детей, а основное содержание — звуко-слоговой анализ слов.

Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.

Звуки:

-понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;

-акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

-выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых или мягких, звонких или глухих согласных;

-выделение звука в начале, конце, середине, определение положения звука в слове;

- звуковой анализ состава слогов и слов;

Слоги:

-понятие «слог», слоговой анализ слов;

-подбор слов на заданное количество слогов;

- выделение в словах первого и последнего слогов;

-подбор слов на заданный слог;

Слова:

- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

- изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;

- выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;

- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

Буквы:

- знакомство с буквами;

-дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- согласные и гласные буквы; -соотнесение букв и звуков.

Связная устная речь:

-обучение ответам на вопросы диалогической речи;

-обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;

-обучение подробному пересказу текста;

-обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжетной картине, по серии картинок, творческих рассказов.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Сентябрь

Обогащение речи детей за счет расширения и представлений детей об окружающем мире

Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического анализа

Формирование графомоторных навыков и умений

Четыре занятия по 30 мин

Октябрь

Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте)

• Обогащение речи детей за счет расширения и представлений детей об окружающем мире

Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического анализа

• Формирование графомоторных навыков и умений

Четыре занятия по 30 мин

Ноябрь

Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте)

• Обогащение речи детей за счет расширения и представлений детей об окружающем мире

Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического анализа

• Формирование графомоторных навыков и умений

Четыре занятия по 30 мин

Декабрь

Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте)

• Обогащение речи детей за счет расширения и представлений детей об окружающем мире

Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического анализа

• Формирование графомоторных навыков и умений

Четыре занятия по 30 мин

Январь

Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте)

• Обогащение речи детей за счет расширения и представлений детей об окружающем мире

Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического анализа

• Формирование графомоторных навыков и умений

Четыре занятия по 30 мин

Февраль

Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте)

• Обогащение речи детей за счет расширения и представлений детей об окружающем мире

Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического анализа

• Формирование графомоторных навыков и умений

Четыре занятия по 30 мин

Март

Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте)

• Обогащение речи детей за счет расширения и представлений детей об окружающем мире

Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического анализа

• Формирование графомоторных навыков и умений

Четыре занятия по 30 мин

Апрель

Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте)

• Обогащение речи детей за счет расширения и представлений детей об окружающем мире

Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического анализа

• Формирование графомоторных навыков и умений

Четыре занятия по 30 мин

Май

Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте)

• Обогащение речи детей за счет расширения и представлений детей об окружающем мире

Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического анализа

• Формирование графомоторных навыков и умений

Четыре занятия по 30 мин

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности

1. Е. В. Колесникова. Программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве». – М., Ювента, 2008 г.

2. Д. Г. Шумаева. Как хорошо уметь читать. – СПб: Акцидент, 1998

3. Журова Л. Е., Варенцова Н. С, Дурова Н. В, Невская Л. Н. Обучение

дошкольников грамоте. М; Вентана – Граф,2013

4. Т. Е. Ковригина «Занимательное обучение чтению» : Учитель, 2017 г.

5. Алексеева М. М. Речевое развитие дошкольников. М., 1999.

6. Варенцова Н. С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. МН:, 1996

7.. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2001

8. Занимательное азбуковедение : Кн. для учителя /Сост. В. В. Волина. – М. : Просвещение. 1991.

9. Юрчишина В. Д. Вижу-читаю-пишу. Система работы по обучению грамоте к школе группы. М:, Гном-пресс, 2007.

10. Козырева Л. М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издательство Школа 2000.

11. Е. В. Кузнецова, Е. В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи : Конспекты занятий. -М. : ТЦ «Сфера», 1999

Публикации по теме:

«Наша азбука». Альбом по развитию речи своими руками«Наша азбука». Альбом по развитию речи своими руками Вот и стали мы старшей группой. Значит, пришло время доставать старый добрый альбом – самодельную азбуку. Дети рассматривают обложку,.

Альбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаАльбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Современные производители игрушек разрабатывают очень интересный и красочный материал для дидактических игр. Дидактические игры, также как.

Анимационный фильм «Веселая Азбука» в технике Пескография (видеоотчет) Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию последний фильм нашей студии анимации "Веселая Азбука". Напомню, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок по развитию речи в подготовительной группе «Веселая азбука»
Опубликовано: 8 мая 2024 в 12:42
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД