Получи документы

Планирование кружковой работы по художественно-эстетическому развитию «Веселая ярмарка»

Мария Иванова
Планирование кружковой работы по художественно-эстетическому развитию «Веселая ярмарка»

Планирование кружковой работы по художественно-эстетическому развитию

Целевой раздел

Пояснительная записка

1.1. Концепция.

Народное декоративно-прикладное искусство является одним из средств эстетического воспитания детей. Оно учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни и в искусстве, помогает формировать художественный вкус.

Наш народ на протяжении веков стремился в художественной форме выражать своё отношение к жизни, любовь к природе и своё понимание красоты окружающего мира.

Публикация «Планирование кружковой работы по художественно-эстетическому развитию „Веселая ярмарка“» размещена в разделах

Все предметы декоративно-прикладного искусства, которые видят наши дети, раскрывают перед ними многообразие и богатство культуры русского народа, его духовные идеалы, они помогают им приобщиться к обычаям, традициям, особенностям жизни и быта, которые передавались из поколения в поколение.

Я считаю очень важным с дошкольного детства знакомить детей с нашими традициями, народными промыслами, мастерством народных умельцев и русским фольклором так как это позволит им почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою родину, которая богата славными традициями.

1.2. Актуальность

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения необходимо начинать как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать традиции и культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства.

Мы живем в мире технического прогресса и компьютерных технологий, когда у детей нет возможности увидеть процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Ребята ограничены в возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, поэтому я поставила перед собой цель подарить детям радость творчества, приобщить их к истории своего народа, показать приемы лепки и работы с кистью, познакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Для этого была разработана программа кружка «Народные ремесла» по приобщению детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

На занятиях кружка дети шире и глубже знакомятся с символикой русского декоративного искусства и её значением. Программа знакомства ребё нка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

1.3. Цели и задачи

Целью данной программы является: Формирование и развитие основ художественной культуры и воспитание патриотических чувств ребенка, через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

• Вовлечь детей в художественно-творческую деятельность;

• Приобщать дошкольников к народной культуре;

• Способствовать формированию духовных качеств и эстетического вкуса у детей;

Развивать у детей художественно-творческие способности и привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

• Пробудить детскую фантазию, побуждать ребят на создание новых необычных композиций росписи;

• Воспитывать патриотические чувства;

Развивать мелкую моторику рук детей;

• Обогащать словарный запас детей.

1.4. Направления:

• Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.

• Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.

• Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

• Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-пркладным искусством:

• Беседы;

• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

• Выставки в мини-музее группы изделий русского декоративно-прикладного искусства;

• Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;

• Просмотр презентаций об изделиях народного творчества;

• Экскурсии в музеи города и на предприятие Беломорские узоры;

• Дидактические и сюжетно-ролевые игры;

• Использование силуэтного моделирования

• Экспериментирование с различными художественными материалами;

• Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;

• Сочинение сказок. Рассказов, историй о своих работах;

• Использование физминуток, подвижных русских народных игр;

2. Содержательный раздел.

Срок реализации данной рабочей учебной программы – 1 год. Содержание рассчитано на детей 5- 6 лет.

Данная работа организуется в средней группе с сентября по май в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Художественно – эстетическое развитие». Занятия проводятся 1 раз в 2 недели, во вторник

Предполагаемый результат:

• Дети имеют представление о народных промыслах;

• Умеют различать изделия разных народных промыслов;

• Приобретут практические умения по работе с различными изобразительными материалами;

• У детей появится интерес к истории и культуре своей родины и её народа;

Развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество;

• Приобрели трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.

2.1. Формы работы с детьми.

• Беседы

• Рассматривание иллюстраций с изображением народных промыслов

2.2. Работа с родителями

Используются разнообразные формы работы :

• Родительские собрания;

• Индивидуальные консультации;

• Беседы;

• Буклетов «Сделаем сами» (о способах и последовательности лепки и украшения игрушек);

Разработки правил рисования различными изобразительными материалами и инструментами.

3. Изучаемый материал

№ Темы занятий Количество занятий

1 Ознакомление с работой кружка «Народные ремесла» 1

2 Народные промыслы 1

3 Дымковская игрушка 1

4 Филимоновская игрушка 1

5 Каргопольская игрушка 2

6 Русская матрешка 2

7 Пермогорская роспись 2

8 Хохлома 2

9 Гжель 2

10 Городец 2

11 Жестово 2

Всего занятий 18

4. Перспективный план работы кружка

«Веселая ярмарка»

Месяц Тема Программное содержание

Сентябрь 1 Знакомство с работой кружка «Народные ремесла». Познакомить детей с особенностями работы кружка «Народные ремесла». Учить организовывать свое рабочее место. Закреплять навыки работы с разнообразными художественными материалами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства.

2 Путешествие по народным ремеслами. Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

Октябрь 3 Рисование

«Барышни-франтихи». Учить расписывать более сложные по форме дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими, нанесению мелких элементов поверх крупных; учить самостоятельно, подбирать цвета для росписи куклы, цвет головного убора и жакета повторять в отдельных элементах узора на юбке; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус.

4 Лепка «Филимоновские олени и коровки» Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров, уметь лепить фигурку из целого куска пластилина (глины, вытягивая и прищипывая мелкие детали, передавать особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе.

Ноябрь 5 Лепка «Каргопольская уточка».

Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать способ лепки. Учить детей лепить пластическим способом из целого куска. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.

6 Рисование «Полкан» Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Закрепить знания детей о каргопольской игрушке. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Декабрь 7 Рисование «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки». Закрепить знания детей о матрёшках из разных областей России. (семеновская, Загорская, Полхо-Майданская); познакомить с приемами верховой росписи (лессировки); Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров той лил иной росписи. совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызвать у детей желание самостоятельно рисовать красками. Создавать радостную творческую атмосферу.

8 Рисование «Закладка в подарок» познакомить детей с мезенской росписью ее основными элементами, цветовой гаммой. (ленточный орнамент); элементы: бердо (символы поля, пашни, воды) развивать интерес к народному творчеству.

Январь 9 Аппликация «Узор на полосе» Познакомить детей с пермогорской росписью, ее основными элементами, цветовой гаммой. Закрепить знания о составлении узора. Воспитывать аккуратность в выполнении работы.

10 Рисование "Украшение тарелочки" Продолжить знакомство с пермогорской росписью. Учить правильно пользоваться кистью и красками. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Февраль 11 Рисование

«Поможем зверятам украсить их домик». Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов. Используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком».

12 Рисование

«Золотая хохлома»

(украшение посуды) Продолжать учить составлять узор из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать желание украшать элементами хохломской росписи посуду; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком». Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Март 13 Лепка «Гжельские фигурки». Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров. Закрепить умение лепить из глины разными способами (пластический, комбинированный, конструктивный, используя мотивы Гжели.

14 Рисование «Роспись фигурок». Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.

Апрель 15 Аппликация «Ах этот Городец» (украшение доски элементами городецкой росписи) Учить составлять узор из элементов городецкой росписи, чередуя их; закрепить знание цветов, используемых в городецкой росписи, и умение сочетать их; развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству; вызвать желание украшать элементами городецкой росписи доску. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

16 Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать для изображения одну из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи; познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.

Май 17 Декоративное рисование «Жостово». Дать детям представления об искусстве жостовских мастеров. Учить детей прорисовывать элементы жостовской росписи, размещать узор не только в центре листа, но и по углам и на сторонах. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

18 Декоративное рисование «Жостовские цветы». Закрепить умение детей расписывать «подносы» (вырезанные из цветной бумаги разной формы) по мотивам жостовской росписи. Учить размещать узор не только в центре, но по углам и на сторонах. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

5. Правила работы с художественными материалами и инструментами:

Правила рисования краской.

1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным, за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.

3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.

4. Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги только концом кисти.

5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда - обратно, как карандашом).

6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.

7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

Способы работы с кистью

1. Концом кисти;

2. Всем ворсом;

3. Постепенным переходом от рисования концом к рисованию всем ворсом;

4. Прикладывание;

5. Примакивание;

6. Гладью;

7. Нетрадиционные;

8. Тычок.

Правила рисования карандашом.

1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным, сильно не сжимая, не близко к отточенному концу.

2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.

3. линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

5. Предметы круглой формы надо рисовать одним движением руки туда- обратно.

6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда- обратно.

7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

9. Закрашивать рисунок без просветов.

10. закрашивая рисунок. Нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо нажать, если нужно закрасить посветлее.

6. Основные способы лепки.

1. Конструктивный способ – лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением.

2. Пластический способ – лепка из целевого куска глины.

3. Комбинированный способ – лепка с применением пластического и конструктивного способов.

4. Ленточный способ – служит для изготовления посуды (чашки, стаканы, кувшины, вазы и т. д.).

5. Способ кругового налепа (спирально-кольцевой налеп). Сосуды (способом кругового налепа) лепят с помощью жгутов, которые раскатывают из глины.

6. Способ выбирания глины стекой.

При присоединении частей изделия используются приё мы: прижать, примазать, вдавить, загладить.

Последовательность лепки народных глиняных игрушек

Последовательность лепки гжельской собачки.

1. Скатывание шарика.

2. Превращение шарика в толстую лепёшку.

3. Наметить головку путём легкого нажатия пальцами на глину.

4. С противоположной стороны намечаем туловище и хвост.

5. Под головкой одним движением пальца намечаем лапы.

6. С двух сторон головы вытягиваем ушки.

7. Вытягиваем нос собаки.

8. Формируем шею, поворачиваем фигурку.

9. Вытягиваем лапы сидящей собаки, формируем хвост и уши.

10. Осматриваем фигурку. Мокрыми пальцами сглаживаем неровности на поверхности фигурки

Последовательность лепки гжельской кошки.

1. Скатывание шарика.

2. Скатывание лепёшки с выделением головы.

3. Вытягивание лапок.

4. Вытягивание хвоста и ушей.

5. Подворачивание хвоста и его плотная примазка к туловищу.

6. Уточнение деталей.

Последовательность лепки Полкана - кентавра (каргопольская игрушка).

1. Выполнить верхнюю часть туловища (торс) и плоскую голову на толстой шее.

2. Лепить туловище коня.

3. Торс соединить с туловищем коня, а потом прилепить руки, головной убор и другие предметы, сопровождающие игрушку.

Последовательность лепки каргопольской барышни.

1. Сначала слепить туловище с головой (торс).

2. Насадить торс на юбку-колокол, слепленную отдельно.

3. Закрепить на заготовке руки, головной убор, придать положение рукам и дать ей в них чашку, коромысло, каравай хлеба. Фигурка барыни приземистая, крепкая.

4. Роспись. Кофта расписывается в яркий кирпично-красный, жёлтый цвет, передник обязательно белый, с узором, юбка -более тёмная (кирпичного, темно-зелёного, синего, чёрного цвета). Головной убор - в тон кофты или юбки.

Последовательность лепки дымковской барышни.

1. Приступая к выполнению барышни или кормилицы, прежде всего, лепят юбку или ступку (широкий у основания пустотелый корпус, всё время, вертя её в руках для выравнивания стенок.

2. Затем на ступу, смоченную водой, насаживают торс и оттягивают шею.

3. На шее укрепляют шарик - голову.

4. К плечам прикрепляют, сначала торчком в стороны, руки - колбаски, потом их осторожно сгибают и складывают на талии.

Последовательность лепки дымковского индюка.

1. Основу игрушки лепим в форме овала, формируем ноги.

2. Выполняем хвост. Из большого комка глины катаем шар и затем расплющиваем его в лепёшку, толщина которой около 1 см. Примазываем хвост-лепёшку к туловищу.

3. Из двух овальных лепёшек делаем крылья, тщательно примазываем их к туловищу сначала снизу, затем сверху (как делали руки барышне).

4. Делаем детали: гребень, бородку из «капелек» глины, начиная с нижнего ряда, постепенно подходя к клюву.

5. Оформляем оборками крылья и хвост.

Конструирование дымковской барышни-франтихи.

1. Сначала надо намазать клеем незакрашенную половину круга и свернуть его так, чтобы закрыть её узорчатой половиной. Обжать верхушку конуса.

2. Затем намазать клеем верхнюю часть игрушки и приклеить её (от талии) на обжатую часть конуса.

Список литературы:

1. Алексахин Н. Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996

2. Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно – прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация. Москва. МИПКРО, 1999

3. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998

4. Жалова С. Дошкольникам об искусстве. Москва. Детская литература, 1991

5. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Москва. Педагогическое общество России, 2005

6. Коромыслов Б. И. Жостовская роспись. Москва. Изобразительное искусство, 1997 год

Публикации по теме:

Фотоотчет о кружковой работе по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возрастаФотоотчет о кружковой работе по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста Фотоотчет. Кружковая работа по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста по теме "Дикие животные". Воспитатель:.

Фотоотчет о детских творческих работах «Веселая полянка» по художественно-эстетическому развитиюФотоотчет о детских творческих работах «Веселая полянка» по художественно-эстетическому развитию Тема. «Веселая полянка». Нетрадиционная техника Зимой, во второй половине дня, мы с детьми осваиваем нетрадиционную технику. Дети с большим.

Комплексно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию в старшей группе на год Календарно – тематический план организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию Рисование 1. Весёлое.

Отчет о кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию «Бумажные фантазии»Отчет о кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию «Бумажные фантазии» Как хочется каждому ребенку быть успешным, чтобы любое начатое дело завершилось победой, и любимый взрослый сказал бы: «Какой ты молодец!».

Перспективное планирование кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе (1 часть) 1.«Солнышко лучистое» Цель: Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики.

Перспективное планирование кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе (2 часть)Перспективное планирование кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе (2 часть) Здравствуйте, дорогие коллеги! Я 4 год веду кружковую работу по художественно-эстетическому развитию. Так у меня оформлены планы: Если.

Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию (младшая группа)Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию (младшая группа) Сентябрь № 1-2 стр 10 Тема: Что за палочки такие? Цель: Вызвать интерес к рисованию карандашами. Побуждать правильно держать карандаш.

Перспективный план кружковой деятельности по художественно — эстетическому развитию «Бумажные фантазии» (для детей 3–4 лет)Перспективный план кружковой деятельности по художественно — эстетическому развитию «Бумажные фантазии» (для детей 3–4 лет) Сентябрь. Тема: «Разная бумага» Задачи. Рассматривание бумаги разной фактуры. Развивать познавательный интерес. Воспитывать уважение к труду.

Перспективный план занятий кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию «Бумажные фантазии»Перспективный план занятий кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию «Бумажные фантазии» Возраст: средняя группа (4 - 5 лет) Сентябрь Перспективный план на 2018 - 2019 учебный год «Удивительная бумага». Расширить знания детей.

План занятий кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию «Бумажные фантазии» в старшей группеПлан занятий кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию «Бумажные фантазии» в старшей группе Сентябрь. 1. Тема: «Удивительная бумага». Задачи: продолжать знакомить тетей с бумагой различной фактуры, ее свойствами. Развивать познавательный.

Публикация Планирование кружковой работы по художественно-эстетическому развитию «Веселая ярмарка» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мария Иванова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Планирование кружковой работы по художественно-эстетическому развитию «Веселая ярмарка»
Опубликовано: 2 мая 2020 в 11:17
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД