Лучший педагог года

Кружковая работа в подготовительной группе «Моя Родина Хакасия»

Светлана Чучунова
Кружковая работа в подготовительной группе «Моя Родина Хакасия»

Содержание

1. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи программы…. 3

1.2. Принципы и подходы к формированию программы…. …. 4

1.3. Планируемые результаты освоения Программы….…4

2. Учебный план….5

3. Содержание

3.1. Основное содержание программы….…. ….5

3.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы….….…. 5

3.3. Календарно-тематический план…. …. …5

4. Материально-техническое обеспечение

4.1. Материально-техническое обеспечение программы…. 7

5. Список используемой литературы…. …. 8

1. Пояснительная записка

Актуальность программы

Публикация «Кружковая работа в подготовительной группе „Моя Родина Хакасия“» размещена в разделах

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям своего народа, к традициям семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека – дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурноисторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

1.1. Цели и задачи программы:

Цель:

Создание условий для развития интереса к изучению окружающего мира; воспитание чувства собственного достоинства, патриотических чувств через расширение представлений о социальной среде родного края, об истории и традициях Республики Хакасия

Задачи:

• Воспитывать уважения к историческому прошлому родного края, бережное отношение к памятникам истории и культуры.

• Расширять представления о природных богатствах Республики Хакасия, быте, традициях разных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

• Обогатить знания дошкольников о городе Абакане, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках.

• Способствовать развитию личности, социализации воспитанников, создать условия для проявления нравственно-патриотических качеств: гордость за родину, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства города, республики.

• Взаимодействовать с семьями воспитанников в гражданско-патриотическом воспитании детей, в культурно-досуговой деятельности.

Объем и реализация рабочей программы дополнительного образования

Рабочая программа дополнительного образования рассчитана на один год обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением двух занятий в месяц во второй половине дня продолжительностью не более 30 минут.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы воспитанником: 17.

Количественный состав членов кружка : 24 ребенка (на добровольной основе).

1.2. Принципы и подходы к формированию программы

Доступность.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность.

На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность.

Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

Системность.

Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность.

Проживая в Хакасии, все реже и реже встречаются семьи, владеющие родным языком. Родители не знают свой родной язык, теряется интерес к народной культуре. Маленькие дети еще не знают, к какой национальности принадлежат они и поэтому обучить к хакасскому языку легче. В процессе обучения дошкольников хакасскому языку усиливает обучающий эффект, повышает у них мотивацию изучения языка в увлекательной форме, способствует развитию речевых навыков и умений. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Культуросообразность.

Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

1.3. Планируемые результаты освоения Программы

Воспитанники будут знать:

- природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира;

- название улиц;

- архитектурные, скульптурные памятники города;

- имена и достижения знаменитых земляков;

-достопримечательности Республики Хакасия;

-традиции, обычаи хакасского народа.

Будут сформированы общие учебные умения и личностные качества:

- развитая зрительная, слуховая и моторная память;

- устойчивость внимания, наблюдательность;

- любознательность;

- дружелюбие.

Результаты освоения программы сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения программы.

2 Содержание программы кружка

Учебно – тематический план

Год обучения Кол-во занятий в неделю Кол-во занятий в месяц Кол-во занятий в год Продолжительность занятий, мин. Кол-во воспитанников

2022 - 2023 0,5 2 17 30 24

Календарно-тематический план

№ Наименование темы Количество

часов

1 «Моя родина Хакасия» 1

2 «Саяно-шушенская ГЭС» 1

3 «Хакасский краеведческий музей» 1

4 «Музей-заповедник Казановка» 1

5 КВН «Знатоки Хакасии» 1

6 Создание папки «Достопримечательности Хакасии» 1

7 «Заповедники Хакасии» : «Туимский провал» 1

8 «Заповедники Хакасии» : «Салбыкский курган» 1

9 «Заповедники Хакасии» : «Сундуки» 1

10 «Заповедники Хакасии» : «Хуртуйах Тас» 1

11 Создание папки «Заповедные зоны Хакасии» 1

12 «Обычаи хакасского народа» 1

13 «Традиционная одежда» 1

14 Праздники хакасского народа «Чыл Пазы» 1

15 Праздники хакасского народа «Тун Пайрам» 1

16 Праздники хакасского народа «Уртун той» 1

17 Создание лепбука «Национальная одежда хакасского народа» 1

Итого 17

3.1. Основное содержание программы

.

1. Растения Республики Хакасия. Растения луга, леса, водоемов. Что нам дает тайга. Лекарственные растения. Растения, которые надо охранять. Съедобные и несъедобные грибы. Посадка цветов, кустарников на территории детского сада.

2. Животные Республики Хакасия. Животные луга, леса, водоема. Редкие животные своего края. Виртуальные экскурсии.

3. Полезные ископаемые Республики Хакасия. Добыча каменного угля.

4. Воды Республики Хакасия. Знакомство с основными реками, озерами своей местности. Значение рек, водоемов в жизни людей.

5. Карта. Ориентирование на местности с картой. Условные знаки карт. Знакомство с картой Республики Хакасия, города Абакана. Путешествия по карте.

6. Охрана природы. Правила поведения в природе.

7. Прошлое своего края. Моя родословная, история моей семьи. Знакомство с историей города Абакан, Республики Хакасия. Памятники.

8. Народы Республики Хакасия. Знакомство с национальностями, проживающими на территории Республики Хакасия, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами. Фольклор. Народные праздники. Чтение легенд, сказок.

9. Искусство. Культура. Знакомство с художниками, композиторами, писателями, поэтами Республики Хакасия.

3.2. Календарно-тематический план деятельности кружка

Содержание

Срок проведения занятия Тема Содержание занятия (задачи)

сентябрь «Моя родина Хакасия» Создать условия для развития познавательного интереса о представлении истории родного края.

«Саяно-шушенская ГЭС» Развитие интереса о представлении достопримечательностях Хакасии.

октябрь «Хакасский краеведческий музей» Развитие интереса о представлении достопримечательностях Хакасии.

«Музей-заповедник Казановка» Развитие интереса о представлении достопримечательностях Хакасии.

ноябрь КВН «Знатоки Хакасии»

Закрепить знаний у детей по теме «Заповедники Хакасии»

Прививать навыки исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.

Создание папки «Достопримечательности Хакасии»

декабрь «Заповедники Хакасии» : «Туимский провал» Создание условий для знакомства с заповедником Хакасии : «Туимский провал»

«Заповедники Хакасии» : «Салбыкский курган» Создание условий для знакомства с заповедником Хакасии : «Салбыкский курган»

январь «Заповедники Хакасии» : «Сундуки» Создание условий для знакомства с заповедником Хакасии : «Сундуки»

февраль «Заповедники Хакасии» : «Хуртуйах Тас» Создание условий для знакомства с заповедником Хакасии : «Хуртуйах Тас»

Создание папки «Заповедные зоны Хакасии» Взаимодействовать с семьями воспитанников в гражданско-патриотическом воспитании детей

март «Обычаи хакасского народа» Расширение представлений о социальной среде родного края, об истории и традициях Республики Хакасия и месте человека в ней.

Праздники хакасского народа «Чыл Пазы» Создание условий для знакомства с хакасским национальным празднике «Чыл Пазы»

апрель «Традиционная одежда» Обогатить знания дошкольников о истории традиции хакасов.

Праздники хакасского народа «Тун Пайрам» Создание условий для знакомства с хакасским национальным празднике «Тун Пайрам»

май Праздники хакасского народа «Уртун той» Создание условий для знакомства с хакасским национальным празднике «Уртун той»

Создание лепбука «Национальная одежда хакасского народа» Прививать навыки исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.

4 Материально-техническое, методическое обеспечение

Материально-технические условия реализации Программы соответствуют требованиям:

- определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

- определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;

- к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

- оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой;

- к материально-техническому обеспечению программы: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.

Предметно-пространственная среда: создаются и пополняются центры активности детей

• Уголок «Город мой Абакан», в котором дети могут заниматься разными видами деятельности – смотреть книги о городе современном и старинном; решать познавательные задачи о городе; путешествовать по районам города (карта).

• Уголок «Моя семья», где дети могут не только показать свои семейные фотографии, но и составить семейное дерево; или наоборот уединится одному, рассматривая фото.

• Центр «Экологии и экспериментирования», где собраны коллекции полезных ископаемых, гербарии, макеты природных зон, растения и животные; здесь дети проводят опыты, ведут наблюдения, изучают свойства предметов и материалов.

• Библиотека – книги краеведческого содержания; картотеки: «Игры разных народов», «Загадки народов Сибири», «Пословицы, поговорки», произведения и стихи местных авторов.

5. Список используемой литературы

1. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. : Академия, 1998 – 160 с.

2. Маханева М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М. : АРКТИ, 2005 – 72 с.

3. Асочакова Л. В., Климова В. Д. и др. Программа Хакасия – земля родная.

4. Бутанаев В. Я., Верник А. А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии.

5. Кызласов А. С., Тугужекова В. Н. Писатели и художники Хакасии.

6. Кириченко И. И., Боргоякова Т. А. Приобщение детей к культуре хакасского народа.

7. Золотая чаша - хакасские народные сказки и предания

8. Трояков П. А. Мифы и легенды хакасов.

9. Пер. Козловского Я. Мудрое слово/ хакасские пословицы, поговорки, загадки

10. Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов.

11. Дошкольное воспитание. №2,5 - 2006 г.

12. Обруч. №6 - 2003 г, №5 – 2004 г.

13. Ребенок в детском саду. №3, 6 – 2004 г., №5 – 2005 г., №2, 3 – 2006 г.

14. Управление образования в ДОУ. №4 – 2004 г.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Мы танцуем и поём, очень весело живём!» — кружковая работа в ДОУФотоотчет «Мы танцуем и поём, очень весело живём!» — кружковая работа в ДОУ Уровень развития творческих способностей дошкольников неодинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие – менее.

Кружковая работа по аппликации для дошкольников «Ёлочка из перловки и риса»Кружковая работа по аппликации для дошкольников «Ёлочка из перловки и риса» Для изготовления такого рода поделки вы смело можете привлекать своих деток. Ведь для развития мелкой моторики рук лучшего занятия просто.

Кружковая работа по нетрадиционной технике рисования «Лев»Кружковая работа по нетрадиционной технике рисования «Лев» Тема: «Лев» (рисование пластиковой вилкой) Цель: 1. Продолжать знакомить с нетрадиционно техникой рисования. 2. Развивать мелкую моторику.

Кружковая работа «Умелые ручки» во второй младшей группеКружковая работа «Умелые ручки» во второй младшей группе В нашей второй младшей группе с детьми организована кружковая работа "Умелые ручки". Цели кружковой работы: развитие мелкой моторики рук;.

Кружковая работа по изодеятельности в старшей группе «Осенний листопад»Кружковая работа по изодеятельности в старшей группе «Осенний листопад» Кружковая работа в старшей группе. Нетрадиционная техника рисования «Осенний листопад» 16 сентября в группе «Барбарики» было проведено Кружковая.

Кружковая работа по пластилинографии в старшей группе «Солнышко лучистое»Кружковая работа по пластилинографии в старшей группе «Солнышко лучистое» Здравствуйте, уважаемые коллеги, родители и все посетители моей странички! В этом году в свой кружок "Маленькие волшебники" по лепке в.

Кружковая работа: «Волшебный мир Оригами»Кружковая работа: «Волшебный мир Оригами» Кружок: "Волшебный мир Оригами". Цель: развитие творческих способностей у дошкольников в процессе приобщения к искусству оригами. Задачи:.

Консультация «Кружковая работа в МБДОУ»Консультация «Кружковая работа в МБДОУ» Тема: «Дон Тихий, а берега песенные» (старший возраст) (доминантное занятие по пению) Разработала музыкальный руководитель: Галактионова.

Пальчиковый театр — развивает. Кружковая работаПальчиковый театр — развивает. Кружковая работа Пальчиковый театр – развивает. Кружковая работа. Развитие мелкой моторики у детей очень важно, особенно в раннем возрасте. В своей работе.

«Зимний пейзаж». Пейзажная монотипия в младшей группе (кружковая работа)«Зимний пейзаж». Пейзажная монотипия в младшей группе (кружковая работа) Тема: "Зимний пейзаж" Цели: Ознакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования - монотипия. Развивать у детей творческое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружковая работа в подготовительной группе «Моя Родина Хакасия»
Опубликовано: 18 января 2023 в 16:16
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружковая работа в подготовительной группе «Моя Родина Хакасия»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Чучунова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД