Лучший педагог года

Кружковая программа «Мы — исследователи» на учебный год

Ольга Гусева
Кружковая программа «Мы — исследователи» на учебный год

Содержание:

I. Целевой раздел

1.1Направленность, актуальность программы

1.2. Цели и задачи реализации программы

1.3. Принципы работы по организации опытно-экспериментальной деятельности

1.4. Ожидаемые результаты.

II. Содержательный раздел

2.1Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми.

2.2Организация развивающей предметно – пространственной среды для опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

2.3. Структура программы

2.4Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей:

Публикация «Кружковая программа „Мы — исследователи“ на учебный год» размещена в разделах

-средней группы

- старшей группы

-подготовительной группы III.

IV. Организационный раздел

3.1Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности :

- для средней группы

- для старшей группы

- для подготовительной группы.

3.2Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей

3.2.1Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью в средней группе.

3.2.2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью в старшей группе.

3.2.3. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью в подготовительной группе.

3.3. Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной активности ребенка.

3.3.1Формы работы с родителями дошкольного возраста

Методическое обеспечение Программы

I. Целевой раздел

1.1 Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно- экспериментальной деятельности.

Актуальность:

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности,проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков,А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основнуюособенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходепрактической деятельности с ним. А овладение способами практическоговзаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка».Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования впрактику работы с дошкольниками.

1.2. Цель программы :Способствовать развитию у детей познавательной активности,любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей,стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде,удовлетворять детскую любознательность.

Развивать у детей познавательные способности: анализ, синтез,классификация, сравнение, обобщение.

Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно– исследовательской деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации иприменение в деятельности.

Активизировать речь и обогащать словарь детей.

Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегатьприродный мир, видеть его красоту, следовать доступнымэкологическим правилам в деятельности и поведении.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности, припроведение опытов и экспериментов.

Весь курс программы ориентирован на получение детьми дополнительных знаний и приобретение определенных умений и навыков при проведении опытов и экспериментов. В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

1. В характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

2. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

3. Опыты и эксперименты практически безопасны.

4. В работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски. Педагогическая целесообразность объясняется тем, что комплексы занятий, включающие в себя игры, опыты,эксперименты, приближенные к реальной обстановке.

1.3. Принципы работы по организации опытно-экспериментальной

деятельности:

Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастнойпсихологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможностьреализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения инепрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместнойдеятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах ипозволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этаперазвития; ---формирует у детей динамические стереотипы в результатемногократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональныйкомфорт, создание условий для самореализации с опорой, на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

- предусматривает решение программных задач, в совместнойдеятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельностивоспитанников.

Принцип активного обучения:

- обеспечивает использование активных форм и методов обучениядошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности,инициативы, творчества.

Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способностипереносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельнойдеятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельнонаходить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимойработы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

1.4. Ожидаемые результаты:

Вывести детей на более высокий уровень познавательной, исследовательской активности.

Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития

мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,

развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.

Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.

Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.

Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т. п.

Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.

Развитые навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств, при нагревании, охлаждении и механических воздействии)

II. Содержательный раздел

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательнойпрограммы – 4–7 лет – воспитанники средней, старшей и подготовительной групп.

Срок реализации программы 3 года.

Формы работы с детьми:фронтальные, групповые, индивидуальные.

«Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.

«Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мирвещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию входе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.

• Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основноедействие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнкасопровождаются словами – «найди» и «угадай».

• Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектовдругими (реальных – условными).

«Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, котораяосуществляется детьми совместно с педагогом.

• Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, вкоторой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решениепроблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскуюсамостоятельность.

Формы организации образовательного процесса:

• фронтальный, групповой, микрогрупповой, индивидуальный.

Приемы и методы организации образовательного процесса:

При реализации программы применяются исследовательские методы обучения :

Репродуктивные методы:

объяснительно-иллюстративный ( сообщение педагогомготовой информации разными средствами: показ, объяснение, просмотр учебныхкинофильмов и мультфильмов, беседы познавательного характера, наблюдение)

репродуктивный ( создание педагогом условий для формирования умений и навыков путемупражнений: проведение простых опытов и экспериментов).

Продуктивные методы:

частично-поисковый или эвристический (дроблениебольшой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы)

исследовательский (путь к знанию через собственный, творческий поиск).

Формы работы с детьми:

Формыреализации дополнительной образовательной программы :

• целевые экскурсии;

• тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;

• чтение художественной литературы;

• конкурсы и викторины;

• сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;

• открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными

• персонажами.

Организация предметно-пространственной развивающей среды,по

опытно-экспериментальной деятельности.

- зоны и уголки для детской экспериментальной и опытнической

деятельности в группах;

- уголки природы, «огород на окне» в группах; огород, цветники.

- библиотека детской познавательной и художественной литературы, в соответствии с возрастными особенностями детей;

- мини-кабинет методической и педагогической литературы по опытно-экспериментальной деятельности

- коллекция детских дидактических мультимедийных презентаций;

- коллекция детских дидактических игр.

Основное оборудование:

Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема иформы.

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена и т. д.

Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки т. д.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сито, сахар и

т. д.

Дополнительное оборудование:

Детские фартуки или халаты, салфетки, контейнеры для хранения

сыпучих и мелких предметов.

Карточки - схемы проведения экспериментов.

Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:

1. Постановка, формирование проблемы (познавательная задача);

2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

3. Проверка гипотез;

4. Подведение итогов, вывод;

5. Фиксация результатов (если это необходимо);

6. Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы:

внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

тайна, сюрприз;

мотив помощи;

познавательный мотив (почему так);

ситуация выбора.

Возраст обучающихся: с 4 до 7 лет.

Срок усвоения – долговременный.

в средней группе – 16 занятий в год,

в старшей и подготовительной группах – 32 занятия в год.

Продолжительность одного занятия:

в средней группе – 20 минут,

в старшей группе – 25 минут,

в подготовительной к школе группе – 30 минут.

Структура программы

Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется познавательно-исследовательская деятельность. Каждый последующий год усложняется по содержанию, по объему знаний, задачам и способам реализации.

Диагностика усвоения рабочей программы по «Экспериментальной и опытнической деятельности» проводится один раз в год, в мае. По ее результатам составляется план индивидуальной работы с детьми.

Перспективные планы составлены, с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей:

1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;

2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.

3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.

4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижение предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по впечатлениям от занятий, закрепление пройденного материала.

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы:

Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.

Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе. Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.

Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.

Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.

Перспективное планирование работы

по экспериментально – исследовательской деятельности

с детьми подготовительной группы.

Месяц Тема, задачи Деятельность

сентябрь «Солнце - звезда»

-углубить представление о солнце, его параметрах.

«Почва – живое, неживое»

-Сформировать представления о почве, ее строении, значении Познавательная беседа: «День - ночь»;

Эксперимент

«Далеко - близко»; «Чемближе, тем быстрее»;

Дидактическая игра «День - ночь».

Беседа «Что такое почва?»

Чтение: «Сказки о волшебной кладовой»;

Эксперимент

«Такая разная земля»;

«Земля после дождя»

октябрь «Воздух – необходимое условие для жизни на земле»

-Сформировать представление о воздухе, как компоненте неживой природы.

-Его значение для живых организмов.

-Развивать умение определять наличие воздуха на практике.

«Полезные ископаемые»

-Формировать представления о некоторых полезных ископаемых (уголь, ракушечник)

Опыт «Как увидеть воздух?»;

Опыт «Как услышать воздух?»;

Эксперимент «Движение воздуха».

«Почему мы дышим»

«Рассматривание материала с помощью лупы»;

Получение сведений о полезных ископаемых из энциклопедии.

ноябрь «Мир ткани»

-Познакомить с различными видами тканей;

-помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

«Отражения» Беседа: «Одежда для куклы»

Дидактическая игра «Мы - модельеры»

Сюрпризный момент «Необычное письмо»

«Как поднять единицу?

декабрь «Вода в жизни человека»

-воспитывать бережное отношение к окружающему миру

«Мир пластмасс»

-закрепить представления у детей о видах и свойствах пластмасс. Беседа «Для чего нужна вода»

«Напоим Иванушку чистой водой»

«Как убрать воду со стола»

Рассматривание иллюстраций очистных сооружений

Поисковый метод определения свойств и качества пластмасса.

январь «Земля-магнит»

- познакомить с действием магнитных сил Земли.

-развивать умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдений.

-учить соблюдать меры безопасности. Эксперимент «как увидеть притяжение»

Игры с магнитами:

«Выбери скрепки из крупы»

«Рыбалка»

февраль «Электричество»

-дать детям представление об электричестве,

-закрепить понятия о неживой природе.

Опытническим путем помочь детям понять интересное явление – гром и молния.

Учить строить гипотезы,

делать выводы

«Камни»

-развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый).

-дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Опыт «Ожившие волосы»

Беседа: «Электроприборы»

Игровая ситуация «Покупаем бытовой прибор»

«Камень, рожденный деревом. Каменный уголь и мел»

«История электрической лампочки»

Беседа: «Кладовая Земли»

«Почему разрушаются горы?»

Опыт «Вулкан»

март

«Мир металлов»

-познакомить со свойствами металлов;использование металлов.

«Увидеть мир через увеличительное стекло»

-продолжать знакомить детей с увеличительными стёклами. Рассматривание металлических предметов, выявление их свойств.

Дидактическая игра «Из чего сделано?»

«Необычное письмо»

Игровая ситуация «Найди предмет»

апрель

«Растительность – значение в жизни людей и животных»

-сформировать представления о растительности, о ее пользе,

-познакомить со значением растений для человека. Эксперимент «Чем дышит растение?»

Беседа: «Лес-защитник»

Проращивание семян гороха, фасоли и злаковых культур;

Рассматривание листьев ( виды жилкования: пальчатое, параллельное)

«Такое нужное слово - кислород»

май Мониторинг Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Юные исследователи»Фотоотчёт «Юные исследователи» Фотоотчёт «Юные исследователи» В нашей группе прошло интересное занятие по развитию речи. На занятии дети были исследователями: каждый.

Кружковая работа: «Волшебный мир Оригами»Кружковая работа: «Волшебный мир Оригами» Кружок: "Волшебный мир Оригами". Цель: развитие творческих способностей у дошкольников в процессе приобщения к искусству оригами. Задачи:.

Кружковая деятельность «Играем с мамой»Кружковая деятельность «Играем с мамой» Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на шестом занятии кружка "Играем с мамой". Так же как и на других наших занятиях вы.

Консультация «Кружковая работа в МБДОУ»Консультация «Кружковая работа в МБДОУ» Тема: «Дон Тихий, а берега песенные» (старший возраст) (доминантное занятие по пению) Разработала музыкальный руководитель: Галактионова.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (1 часть) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе:"Юный краевед" на 2018 -2019 учебный год(1 часть)Пояснительная запискаПравовой основой.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)Первая часть здесьПланируемые.

Библиотека изображений:

Публикация Кружковая программа «Мы — исследователи» на учебный год (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Гусева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Кружковая программа «Мы — исследователи» на учебный год
Опубликовано: 29 ноября 2023 в 18:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД