Лучший педагог года

Кружковая деятельность по экспериментированию во второй младшей группе «Почемучки»

Юлия Просцова
Кружковая деятельность по экспериментированию во второй младшей группе «Почемучки»

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.

Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Публикация «Кружковая деятельность по экспериментированию во второй младшей группе „Почемучки“» размещена в разделах

Роль опытно - экспериментальной деятельности в развитии детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий, активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?", удовлетворить присущее ему любопытство. Ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

У детей четвертого года жизни ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:

• у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);

• сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;

• появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.

Дети уже способны улавливать простейшие причинно – следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «почему и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них. Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.

Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которых, проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя - куклы.

Цель: создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

• формировать у детей знания о живой и неживой природе;

• развивать инициативу, активность, самостоятельность;

• воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой природе.

Организация работы идё т по следующим взаимосвязанным направлениям:

• О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

• О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром).

• О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

• О человеке.

• О предметном мире.

В процессе исследования – экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко – низко – далеко; мягкий – твердый – теплый и т. д.)

В работе программе используются следующие наглядные методы:

• экскурсии, целевые прогулки;

• наблюдения;

• показа сказок (педагогом, детьми);

• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

• проведение дидактических игр;

словесные методы:

• чтение литературных произведений;

• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

игровые методы:

• проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

• загадывание загадок;

• практические методы;

• организация продуктивной деятельности детей;

• оформление гербария растений, плодов;

• постановка сказок, отрывков литературных произведений;

• изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления:

• Познавательно – развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

• Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).

• Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки.

Занятия кружка проводятся I раз в неделю: вторник, среда во второй половине дня.

Время работы: 16.30 – 16.45 ч

Количество детей в подгруппе : 8 – 10 человек.

Перспективное планирование кружковой деятельности «Почемучки»

Месяц Тема занятия Целевые ориентиры Литература

Сентябрь «Почему осенью бывает грязь» Цель: Знакомство со свойствами почвы.

Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 17

«Играем с песком, глиной» Цель: Уточнение представлений о свойствах сухого и мокрого песка. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 19

«Солнечные лучики»

Цель: Формирование знаний о естественном источнике света – солнцем. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 35

«Что в коробке»

Цель: Знакомство со значением света и его источниками: солнце, фонарик, свеча. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 9

Октябрь «Каменная дорога»

Цель: Знакомство детей со свойствами камней: твердые, тяжелые, большие, маленькие, тонут в воде, могут вдавливаться в мокрый песок. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 16

«Кто живет в воде» Цель: Развитие познавательного интереса и воображения. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 26

«Вкусная водичка»

Цель: Пополнение знаний о свойствах воды: вода не имеет вкуса, но может его принимать и изменять. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятель ность детей дошкольного возраста» стр. 11

«Волшебная вода»

Цель: Выявление свойств воды и краски, способность красок растворятся в воде и изменять цвет воды. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 9

Ноябрь «Плыви, плыви кораблик» Цель: Знакомство со свойствами воды и бумаги.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 8

«Чудо бумага» Цель: Расширение знаний детей о различных видах бумаги Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 16

«Горячо – холодно» Цель: Определение температуры веществ и предметов. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 12

«Теремок» Цель: Знакомство детей с деревом. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 9

Декабрь «Льдинки разноцветные, яркие, приметные» Цель: Закрепление одного из свойств воды: замерзает при низких температурах.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 5, 28

«Мороз и солнце день чудесный» Цель: Закрепление знаний о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 21

«Ледовая фантазия»

Цель: Формирование представлений о свойствах льда (лед – это твердая вода, лед - тает в тепле). Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 20 – 21

«Ветер, ветер, ветерок»

Цель: Знакомство с таким природным явлением, как ветер, умение определять силу ветра. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 8

Январь «Да здравствует мыло душистое» Цель: Расширение знаний о свойствах мыла и его назначением, путем экспериментирования. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 7 – 8

«Снег – снежок»

Цель: Знакомство с элементарными свойствами снега: холодный, в тепле тает, превращается в воду. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 22

«Следы на снегу» Цель: Пополнение знаний детей о плотности снега. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 23

Февраль «Мои глаза»

Цель: Формирование представлений о глазах человека, о значении в нашей жизни. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 13

«Носики – курносики сопят» Цель: Формирование представлений детей о носе человека, о его функциях и значении в жизни человека. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятель ность детей дошкольного возраста» стр. 9

«Для чего мне нужен язычок?» Цель: Формирование представлений детей о языке человека, его значении. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 15

«Держим ушки на макушке» Цель: Формирование представлений об органе слуха – ухе. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 11

Март «Что лучше бумага или ткань» Цель: Знакомство с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 15

«Тарелочка из глины» Цель: Знакомство с глиной, ее качествами и свойствами. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 17

«Бантик из бумаги и ткани» Цель: Закрепление представления о свойствах бумаги (мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее можно стирать и гладить) Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 18

«В гостях у Красной Шапочки» Цель: Закрепление знаний о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве, из которых сделаны предметы. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 21

Апрель «Тонет – не тонет»

Цель: Закрепление знаний о легких и тяжелых предметах (одни остаются на поверхности воды, другие – тонут. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 28

«Витамины на окне»

Цель: Формирование представлений детей о том, что для роста растений нужны вода и свет. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 19

«Весенняя веточка» Цель: Наблюдение за появлением листочков на веточке. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 20

«Что в пакете?» Цель: Знакомство со свойствами воздуха.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 30

М а й «Мыльные пузыри» Цель: Закрепление представлений о свойствах воздуха. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 31

«Живое - не живое» Цель: Формирование представлений о понятии «живое» и «неживое», сравнение живого и неживого по характерным признакам. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 19

Итоговое занятие Цель: Определение эффективности занятий кружка в достижении поставленных задач Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 16 – 18

Методическая литература

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Рукотворный мир. Игры – занятия для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. ФГОС». – М. : «Детство – пресс», 2015

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности (ФЭМП (состав числа 5) в старшей группе «День рождения внучки Почемучки» Образовательная область «Познавательное развитие» по разделу «Формирование элементарных математических представлений». Конспект образовательной.

Конспект по ФЭМП в старшей группе «Друзья Незнайки и Почемучки» КОНСПЕКТ ПО ФЭМП В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Друзья Незнайки и Почемучки» Образовательная область-познавательное развитие Интеграция-социально-коммуникативное.

Кружковая деятельность «Азбука безопасности» Пояснительная записка Жизнь является самой дорогой ценностью, которой обладает человек. Он ищет смысл своего существования на протяжении.

Кружковая работа с детьми во 2 младшей группе «Разноцветные ладошки»Кружковая работа с детьми во 2 младшей группе «Разноцветные ладошки» b][/b] Дорогие коллеги! В том году набрала маленьких деток. Тему для кружка выбрали со 2 воспитателем "Разноцветные.

Кружковая работа во второй младшей группе по речевому развитию «Играй-ка» Актуальность. К трем годам завершается формирование ребенка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я.

Открытое музыкальное занятие в группе №4 «Почемучки» (возраст детей 3–4 года) Открытое музыкальное занятие для детей 3-4 лет. Тип занятия: Открытое занятие. Цель: Приучать детей вслушиваться в звучание мелодии, развивать.

Перспективный план работы по использованию национально-регионального компонента в старшей группе «Почемучки» Перспективный план работы по использованию национально – регионального компонента Месяц Сентябрь Продолжаем знакомиться с ближайшим.

Перспективный план работы с родителями в старшей группе Сентябрь 1. Анкетирование. Составление социально - демографического паспорта семей. 2. Консультация «Азбука дорожного движения». 3. Беседа.

Праздник «Святки» в старшей группе «Почемучки» Праздник «СВЯТКИ» в старшей группе «Почемучки» Цель: познакомить детей с праздником «Святки». Задачи: формировать у детей интерес к фольклору,.

Рабочая программа по организации поисково-исследовательской деятельности «Маленькие почемучки» в первой младшей группе Содержание - «Живая природа» - «Неживая природа» - «Физические явления» - «Человек» - «Рукотворный мир» Форма организации работы с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружковая деятельность по экспериментированию во второй младшей группе «Почемучки»
Опубликовано: 2 ноября 2015 в 21:24
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружковая деятельность по экспериментированию во второй младшей группе «Почемучки»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Просцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД