Папки-передвижки

Крупа как один из эффективных способов развития мелкой моторики

Наталья Дмитриевна
Крупа как один из эффективных способов развития мелкой моторики

Актуальность проекта. Проблема нарушения речи остается актуальной во все времена. В современное время эта проблема никуда не ушла, а скорее усугубилась. Не однократно доказанным фактом остается то, что с развитие речи ребенка, его мышления тесно связано с развитием мелкой моторики его рук.

Публикация «Крупа как один из эффективных способов развития мелкой моторики» размещена в разделах

Идея данного проекта заключается в том, чтобы разнообразить занятия с учителем-логопедом, используя подручные средства – крупы. Крупы – это то, что есть в каждом доме, это недорогое доступное средство. Но с ними можно придумать столько разных вариантов, как их использовать. В идее данного проекта лежит проведение серии игр с крупами с детьми на индивидуальных занятиях с детьми среднего дошкольного возраста.

Крупа – очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того, они способствуют развитию мелкой моторики. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, семечки, горох, макароны, манка, пшено, кукурузная и пшеничная крупы, чечевица.

Это самое простое, универсальное средство развития мелкой моторики, а в следствии, развития речи и мышления.

Цель проекта: обогащение игрового опыта детей дошкольного возраста на логопедических занятиях с помощью игр и игровых упражнений с крупами.

Задачи:

Познакомить детей с видами круп;

Организовать проведение логопедических игр с крупами;

Вызвать интерес дошкольников к логопедическим играм с крупой, сформировать потребность в них;

Развивать слуховое восприятие, мелкую моторику рук, память, мышление;

Активизировать активный словарный запас;

Воспитывать усидчивость.

Образовательный продукт: презентация проведенных мероприятий.

Предполагаемый результат:

У детей повысится интерес к логопедическим занятиям, обогатится игровой опыт, повысится эффективность коррекционной работы.

Этапы реализации проекта:

Предварительный: изучение методической литературы, подбор материалов, планирование основных направлений проекта.

Организационный: разработка плана мероприятий, объявление о проекте.

Практический: реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Итоговый: представление и анализ результатов проекта.

Общий замысел проекта заключается в проведении цикла игровых логопедических занятий с целью развития мелкой моторики рук, которая в свою очередь влияет на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие связной речи и подводит их к успешному овладению письмом в будущем. На основе использования игр, заданий, упражнений у дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.

В ходе данного проекта реализуются следующие виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Основная форма работы над проектом – игра.

Занятия будут проходить в виде цикла логопедических игр с крупотерапией в индивидуальной форме во время занятий с логопедом.

В приложении 1 можно ознакомиться с первым занятием, на котором ребенок познакомится с крупами, научиться их различать.

В приложении 2 содержатся все игры, которые включены в данный проект.

План мероприятий

День Мероприятие Участники Ответственный

Понедельник День 1. Первое знакомство с крупами : игра «Прячем ручки», «Пересыпаем крупы». Воспитанники старшей группы Учитель-логопед

Вторник День 2. Творчество: «Рыбалка», «Рисование» Воспитанники старшей группы Учитель-логопед

Среда День 3. Познавательное развитие :

Игры «Найди такой же», «Сортируем, перекладываем, собираем», «Какой крупы след

Воспитанники старшей группы Учитель-логопед

Четверг День 4. Мастер-класс «Макаронные бусы для мамы» Воспитанники старшей группы Учитель-логопед

Пятница День 5. Закрепление «Тактильные мешочки», «Повтори последовательность» Воспитанники старшей группы Учитель-логопед

Приложение 1.

Конспект занятия «Первое знакомство с крупой»

Ход занятия

Организационный момент.

Сегодня к нам придет необычная гостья, догадайся, из какой она сказки? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок?” (Золушка).

Овладение навыками релаксации

Когда Золушка шла к нам в садик, она замерзла. Покажи, как она замерзла – (съежится, напрячься). Отогрелась в садике – расслабилась.

Мимическая гимнастика

Вспомни сказку и покажи, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, а теперь покажи, как она обрадовалась, когда крестная подарила ей платье и туфельки.

Знакомство с крупами

Сегодня мы с тобой поиграем в очень интересные игры с необычным предметом, а с каким, ты отгадаешь с помощью загадки:

Я бываю манною

гречневой, овсяною,

рисовой и пшённой,

в варке очень скорой.

Насыпайте осторожно,

ведь просыпать меня можно.

-Что это? (Крупа)

-Верно, это крупа. Перед нами лежат три тарелки с гречневой, рисовой, пшенной крупой. Потрогай каждую крупу, возьми ее в ладошки, пересыпай с ручки на ручку.

Беседа о применении круп в жизни человека.

Игра «Прячем ручки»

В мисках насыпаны крупы – гречка, рис, пшено.

Опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем!».

-Молодец!

Сейчас мы с тобой пойдем в гости к Золушке, и поможем ей выполнить задания злой мачехи, чтобы золушка смогла попасть на бал. Поможем ей?

-Злые сестры перемешали всю крупу, и злая мачеха очень рассердилась и не отпускает Золушку на бал. Чтобы пойти на бал, Золушка должна рассортировать крупу на три части. Начинаем?

-Ребенок сортирует крупы на три блюдца.

-Молодец! Ты справился, и помог Золушке успеть выполнить задание злой мачехи.

Итог занятия

Золушка появляется в красивом платье, благодарит за то, что помогли ей и она может отправляться на бал.

Покажи, какое настроение у Золушки сейчас.

Приложение 2.

«Пересыпаем крупу»

Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манку. Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха – звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.

Возьмите небольшое количество фасоли и гороха, перемешайте их в тарелочке и предложите ребенку разделить горох и фасоль и разложить их в свои тарелочки: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки – на эту».

Перемешать можно манку и фасоль, тогда разделить их можно с помощью сита, предварительно продемонстрируйте этот способ ребёнку!

Высыпьте крупу на поднос и предложите ребёнку собрать все в банку. Сначала банку можно взять с широким горлышком, затем со временем поменять ее на банку с более узким горлышком. Такое занятие позволяет овладеть таким важным движением, как «щепотка». Предварительно покажите, как соединять три пальца и как ими брать крупу.

«Рыбалка»

Заройте в крупу несколько магнитов (рыбок, но неглубоко. Пусть ребёнок с помощью ложки (удочки) из нержавейки или другого магнита «вылавливает» рыбу. Такое задание очень часто увлекает ребят разных возрастов. А отцепляя «рыбку» от «удочки», тоже приходится поработать пальчиками.

«Рисование»

Возьмите поднос и крупу, на которой будите рисовать (для рисования хорошо подойдет манка, кукурузная крупа, соль, но так, же можно взять рис и гречку, равномерным слоем рассыпьте крупу по подносу. Можно рисовать! Покажите, как действовать (проведите несколько линий, предложите то же самое сделать ребенку.

Покажите малышу, как брать крупу – тремя пальцами, щепоткой!

На подносе можно рисовать дорожки, предложите малышу пройти пальчиками по этой дорожке. Для детей постарше можно рисовать лабиринты, придумывать к ним сюжеты.

Нарисуйте основные фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал!

Ну и конечно, все, что придет в голову. Фантазируйте!

«Найди такой же»

Для этой игры понадобятся некоторые дополнительные приготовления.

Идея в том, чтобы найти пару предмету либо по звуку, либо по ощущениям.

Для первого варианта необходимо четное количество пластиковых контейнеров от киндер-сюрпризов, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые, макароны, аккуратно заклеить их лентой или клеем (внутри по стыку). В начале игры предложить ребенку изучить шарики – шумелки, а затем обратить внимания, что здесь имеются одинаковые по звучанию шарики, взять один шарик и предложить : «Давай найдем такой же!».

Для второго варианта необходимо сшить четное количество мешочков, но обязательно одинаковых по цвету и фактуре, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые или макароны, затем каждый мешочек закрыть (запечатать/ запаковать). Далее алгоритм тот же, что и с шариками: дать освоиться и предложить найти такой же.

«Сортируем, перекладываем, собираем»

Возьмите небольшое количество фасоли и гороха, перемешайте их в тарелочке и предложите ребенку разделить горох и фасоль и разложить их в свои тарелочки: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки – на эту».

Перемешать можно манку и фасоль, тогда разделить их можно с помощью сита, предварительно продемонстрируйте этот способ малышу!

Высыпьте крупу на поднос и предложите ребенку собрать все в банку. Сначала банку можно взять с широким горлышком, затем со временем поменять ее на банку с более узким горлышком. Такое занятие позволяет овладеть таким важным движением, как «щепотка». Предварительно покажите, как соединять три пальца и как ими брать крупу.

«Какой крупы след

Материал: пластилин, любые крупы.

Сплющиваем шарики пластилина между ладоней до получения плоской формы-диска. Теперь на каждую пластилиновую форму накладываем разные крупы (греча, макароны, геркулес, фасоль, рис, убираем крупу и предлагаем ребенку по отпечаткам догадаться, какой крупы след? Также перед ним в хаотичном порядке лежат кучки разных круп, чтобы ребенку было легче сопоставить крупу и след от нее.

Данная игра развивает мышление.

Сложный вариант:

На пластилиновом диске делаем узор отпечатками разных круп. Например: «горох, фасоль, горох, фасоль, горох» или «рис, греча, горох, рис, греча, горох».

Ребенок внимательно смотрит на отпечатки, ищет из предложенных круп те, что на узоре и повторяет этот узор (выкладывая крупу) на столе или тоже на пластилиновой плоской форме. Можно предложить ребенку продолжить узор. «Горох, фасоль, горох, фасоль, горох, а что потом? А теперь какую крупу положим

Благодаря этой игре у малыша разовьется чувство ритма.

«Макаронные бусы»

Макароны – отличный материал для изучения формы, длины, и, конечно, развития мелкой моторики и координации.

Предложите ребёнку сделать бусы для мамы или бабушки. Возьмите шнурок, и пусть малыш нанизывает макароны на него. Для первых раз предпочтительнее выбирать широкие макароны, которые будут легко нанизываться на шнурок, но со временем можно усложнить игру, выбрав более узкие макароны. Обязательно помогайте малышу поначалу! Можно добавить в игру цвета, покрасив макароны обычной гуашью.

«Тактильные мешочки»

Приготовьте несколько мешочков. Насыпьте в каждый разную крупу. Например, в один положите горох, в другой – пшено, в третий – семечки. Задача ребёнка – на ощупь определить, что в каком мешочке лежит.

«Повтори последовательность»

Разложите на столе последовательность из разных крупинок и попросите малыша повторить ее. Такая игра будет способствовать развитию мышления ребенка.

Публикации по теме:

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики В своей работе большое внимание я уделяю развитию мелкой ручной моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем.

«Волшебный куб» для развития мелкой моторики рук«Волшебный куб» для развития мелкой моторики рук Детям всегда интересно играть в то, что сделано своими руками. Для того, чтобы разнообразить коррекционный процесс для своих детей я связала.

Дидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторикиДидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторики Вязаные игрушки и пособия - это отличный тренажер для маленьких пальчиков. Поверхность вязаного пособия имеет ребристую структуру, которая.

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики Ёжики – застёжки Цель: Развития навыка ручной умелости. Тренировка тонких движений пальцев и кистей рук. Формирование координации движений,.

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики Добрый день!Хочу поделиться самодельными играми на развитие мелкой моторики. Для изготовления необходимо:рисунок животного,коробка от.

Картотека игр для развития мелкой моторики I. Игры с грецким орехом 1. Здороваемся с орешком – крепко сжимаем его в кулачке, дуем на кулачок и разжимаем его. 2. Побежал наш орешек.

Книга для развития мелкой моторикиКнига для развития мелкой моторики Здравствуйте уважаемые коллеги и друзья!Сегодня я хочу показать книгу, которую я сшила в прошлом году для своих малышей. Эта книга для.

Пособие для развития мелкой моторикиПособие для развития мелкой моторики Игры на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и.

Пособия для развития мелкой моторики рукПособия для развития мелкой моторики рук Катерина Кононова Пособия для развития мелкой моторики рук Мелкая моторика - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук.

Способы развития мелкой моторики у дошкольниковСпособы развития мелкой моторики у дошкольников «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский Мелкая моторика - совокупность скоординированных.

Библиотека изображений:

Публикация Крупа как один из эффективных способов развития мелкой моторики (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Дмитриевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Крупа как один из эффективных способов развития мелкой моторики
Опубликовано: 23 апреля 2023 в 13:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД