Папки-передвижки

Кроссенс «Эмоции» в коррекционной деятельности педагога-психолога ДОО

Нина Васильевна Шефер
Кроссенс «Эмоции» в коррекционной деятельности педагога-психолога ДОО

Актуальность

Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО направлено на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум и устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками.

Общие принципы и правила работы с детьми с ОВЗ:

Публикация «Кроссенс „Эмоции“ в коррекционной деятельности педагога-психолога ДОО» размещена в разделах

1. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактичная помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

4. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность детей.

Как развивать логическое мышление ребенка и его мыслительную деятельность интересно, творчески, нестандартно, но в то же время эффективно?

Использование нетрадиционных методов и приемов обучения дают положительный результат. Их использование способствует повышению мотивации к познавательной деятельности, развивает наглядно образное мышление, вербальные коммуникативные навыки детей. Одним из методов развивающей технологии является метод Кроссенс, который я считаю возможным использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми с ментальными нарушениями.

Ментальные нарушения – это нарушение психического развития, при котором, прежде всего у ребенка страдает способность к социальному взаимодействию и поведению. У детей с ОВЗ психические нарушения проявляются в отставании развития, инертности, в существенном недоразвитии моторных и речевых функций, в примитивности интересов, нарушении эмоционально-волевой сферы.

У некоторых детей (РАС) нет эмоционального отклика на боль друга, на прочитанный рассказ, рисунок и т. д. Таким детям свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, поэтому эмоциональный контакт с окружающими, потребность в общении у ребенка часто совсем не возникает.

Содержательная часть

Кроссенс это новый метод, используемый в работе со старшими дошкольниками. Метод, разработанный нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов». Кроссенс – головоломка нового поколения. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом кроссворд. Идея технологии - объединить понятия, слова и образы воедино.

Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратов. Он похож на кроссворд, но в отличие от кроссворда, где все клетки пусты, в Кроссенсе они заполнены картинками. Разгадать Кроссенс, значит составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Кроссенс читается сверху вниз и слева направо. Можно начать с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат в центре, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в Кроссенсе.

Использование в работе нетрадиционной технологии Кроссенс способствует :

• развитию познавательной активности, любознательности, заинтересованности, повышению внимания у дошкольников;

• помогает создать ситуацию успеха, т. к. ребенок может начать расшифровывать Кроссенс с любой картинки, которая ему знакома, и каждый сможет рассказать о своей картинке;

• способствует познавательному развитию детей посредством занимательных творческих игровых заданий, направленных на индивидуализацию и развитие словесно-логического мышления;

• направлено на развитие сформированности у детей обобщений и ассоциативных связей, соответствующих возрасту;

• способствует развитию умения правильно употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы, предложно-падежные окончания:

• направлено на развитие восприятия зрительно - пространственных отношений соответствующих возрасту.

Кроссенс «Эмоции».

Дошкольник, взаимодействуя с окружающим миром, постоянно испытывает определенные эмоции по отношению к происходящему. Вся жизнь маленького человека проходит окрашенная эмоциями, эмоциональными переживаниями и чувствами. Эмоции оказывают большое влияние на особенности общения и деятельности дошкольника, развитие межличностных взаимопониманий.

Детская эмоция – это особый класс психических процессов и состояний, отражающих отношение маленького человека к миру, окружающим его людям, самому себе и связанных с удовлетворением потребностей. При кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций детьми — достаточно сложное задание. Чем лучше ребёнок знает, какие бывают эмоции, умеет их распознавать и передавать, тем точнее он поймёт состояние другого человека и отреагирует на него. К старшему дошкольному возрасту у ребенка уже сформировано представление о человеческих эмоциях, к которым относятся: радость, грусть, страх, гнев, обида, удивление. Картинки для детей с изображением эмоций учат ребенка рассуждать, описывать причинно-следственные связи, анализировать собственный жизненный опыт. Дети должны уметь узнавать и назвать чувство персонажа на рисунке, подбирать антонимы к определению. Упражнения в такой форме позволяют прочнее закрепить характеристики эмоций. Дети должны знать, что о психологическом состоянии человека мы можем узнать, как из слов, так и наблюдая за поступками, поведением. Каждой эмоции соответствует как словарь, так и набор: жестов, мимики, действий. Важно предварительно хорошо изучить с детьми не только названия разных эмоций, но и те художественные приемы, которые позволяют точно передать то или иное психологическое состояние человека. В этом очень большую помощь может оказать использование пиктограмм.

Целью Кроссенса «Эмоции» является: расширение представлений детей о роли эмоций в жизни людей, создание условий для максимального развития логического и неординарного творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.

Задача: исследовать и оценить отношение ребенка к эмоциональным проявлениям героев, изображенных на картинках.

Я изготовила несколько наборов карточек по теме «Эмоции» и использую их для различных занятий, самостоятельных упражнений детей, совместных игр, а также индивидуальной работы на развитие эмоциональной сферы ребенка. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать Кроссенсы сами, и составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки. Такие творческие задания, повышают инициативность, креативность, развивают воображение, фантазию, логическое и творческое мышление у дошкольников.

Адаптацию развивающей технологии Кроссенс для дошкольников, возможно осуществлять начиная с определения темы. Педагог создает и решает с детьми Кроссенс только в рамках одной определенной темы, постепенно расширяя ассоциативный ряд у детей.

На начальном этапе применения технологии, возможно, составлять Кроссенс из -2, -3, -4 ячеек, проговаривая с детьми возможные варианты взаимосвязи предметов и явлений, связанных определенным смыслом. У дошкольников наблюдается недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений, поэтому возникают трудности восприятия материала. На начальных этапах использования технологии можно рисовать стрелочки, или просто показывать направление от одной картинки в таблице к другой по часовой стрелке.

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле. Задача разгадывающего кроссенс, найти ассоциативную связь между соседними, то есть имеющими общую сторону, картинками. Связи в головоломке могут быть как поверхностными, так и глубинными.

Вывод

Кроссенс - хороший способ найти связи между объектами и явлениями, и углубить понимание детьми уже известных понятий. Ребенок, озвучивая всю цепочку, выложенную на поле, раскрывает новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминает материал, развивает логическое и творческое мышление. Дети с особыми образовательными потребностями, имеют возможность испытать ситуацию успеха, поверить в собственные силы. Дети учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать ее. Всё это помогает им самоутвердиться, а значит быть более подготовленными к будущей жизни.

Используемая литература

1. Атемаскина Ю. В., Богословец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ, - СПБ: ООО Издательство «Детство-пресс» 2012 г.

2. Подласый И. П. Педагогика, кн. 2. М. : Владос, 2004 г.

3. Интернет – ресурсы:

Сайт Инфоурок для воспитателей.

Сайт maam. ru. для воспитателей.

Cайтnsportal.ru. для воспитателей.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Игровые технологии в работе педагога-психолога ДОУИгровые технологии в работе педагога-психолога ДОУ По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается.

Интегрированное занятие по ИЗО-деятельности воспитателя и педагога-психолога в подготовительной группе «Эмоциональные облака»Интегрированное занятие по ИЗО-деятельности воспитателя и педагога-психолога в подготовительной группе «Эмоциональные облака» .

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиПрименение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениями Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиСегодня мы встречаем.

Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову - “деньги”. Однако.

Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива»Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива» Тренинг «Мастерская креатива» Цель: развитие креативности участников. Задачи: • расширить представление о понятии «креативность» как.

Участие педагога-психолога в Неделе экологии в ДОУУчастие педагога-психолога в Неделе экологии в ДОУ В нашем детском саду прошла неделя экологии, основными задачами которой являлись следующие: - формирование основ экологического мировоззрения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кроссенс «Эмоции» в коррекционной деятельности педагога-психолога ДОО
Опубликовано: 16 марта 2023 в 01:48
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кроссенс «Эмоции» в коррекционной деятельности педагога-психолога ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Нина Васильевна Шефер на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД