Зиминова Людмила
Краткосрочный проект в старшей группе «Волшебный мир соли»
Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №109 «Букварёнок»
Воспитатель: Зиминова Л. А.
2016 г.
Название проекта Неизведанное рядом : соль.
Гипотеза «Есть продукты, которые мы едим часто, редко или вообще не едим. Но лишь без соли не обходится никто!»
«Если солью посыпают скользкую дорогу, значит, лед от соли тает».
Публикация «Краткосрочный проект в старшей группе „Волшебный мир соли“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Проблема «Соль – незаменимый продукт питания, который есть в любом доме, но дети почти ничего не знают о ней».
Предмет исследования Соль, хлорид натрия.
Тип проекта Исследовательский, краткосрочный, групповой
Цель Расширение и углубление представлений детей о полезном ископаемом, минерале - соли, её свойствах, применении.
Задачи Образовательные области
Познавательное развитие Расширить и углубить представления детей о соли, её свойствах. Сформировать представления детей о значении соли в жизни человека и всего живого на Земле. Развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей. Обобщить сведения детей о природных ископаемых, о минералах. Познакомить с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов.
Социально-коммуникативное развитие Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща. Формировать трудовые навыки в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее место.
Речевое развитие Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные, диалоги (вопросно-ответные, полилоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов).
Художественно-эстетическое развитие Познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, загадками по теме “Соль”. Выполнить индивидуальные, коллективные творческие работы.
Методы исследования Сбор и анализ информации, полученной из различных источников: литературы, интернета.
Подбор материалов и оборудования для исследований.
Проведение опытов, анализ их результатов.
Просмотр презентации.
Беседа.
Обобщение полученной информации.
Участники проекта Дети, воспитатель, родители.
Руководитель проекта Зиминова Л. А.
Сроки выполнения 17.01.2022 г. – 22.01.2016 г.
План подготовки и реализации проекта
Деятельность педагога 1. Изучить уровень знаний детей о соли и её свойствах.
2. Составить план работы по реализации проекта.
3. Пополнить уголок экспериментирования материалами и оборудованием.
4. Разработать картотеку наблюдений, опытов.
5. Разработать цикл занятий по теме с использованием опытно-экспериментальной деятельности.
6. Создать наглядный материал «Соль в фольклоре», «Солёные советы».
7. Провести просветительскую работу с родителями по организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников.
8. Провести совместный для родителей и детей творческий вечер. Организовать выставку совместных творческих работ родителей и детей «Солёные превращения».
9. Систематизировать методическую деятельность по разработке и реализации проекта и представить данный опыт коллегам в ДОУ.
Создать информационный материал:
• Для родителей: памятки и консультация, презентация «Соль в творчестве детей, опыты с солью дома».
• Для родителей: стендовый доклад по организации в ДОУ познавательно - исследовательской деятельности дошкольников.
• Для детей: презентация «Удивительная соль», наглядно-иллюстративный материал, дидактические игры: лабиринты «Помоги геологу выйти из пещеры»; «Собери картинку»
Деятельность детей Рассматривание иллюстраций по теме «Соль».
Знакомство с содержанием презентации Power Point «Удивительная соль»
Знакомство с пословицами, сказками, поговорками, отгадывание загадок о соли.
Выполнение детских творческих работ по теме проекта.
Наблюдения за явлениями, связанными с экспериментами.
Опыты с солью. Фиксирование результатов.
Деятельность родителей Знакомство с содержанием стендовой информации.
Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования.
Проведение опытов и творческих работ с детьми дома.
Совместно с воспитателями – создание фотоматериалов.
Помощь воспитателю в оформлении выставки творческих работ.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап:
Определение актуальности темы, предложение идеи детям о предстоящем проекте, формулировка проблемы, анкетирование родителей, обозначение цели и задач, обзор методической литературы, поиск пособий для детей, определение предполагаемых результатов проекта.
Основной этап: Реализация проекта в различных формах, методах и приемах совместной взросло-детской деятельности.
Изготовление пособий, оформление развивающей среды группы, создание коллекции, проведение занятий с опытами.
Заключительный этап: Организация выставки совместного творчества воспитателя, родителей с детьми.
Материал, оборудование Дидактический: иллюстрации, презентации Power Point, индивидуальные наборы материалов и инструментов для опытно-экспериментальной деятельности детей.
Экспериментальный: разные виды соли, стаканчики одноразовые, 2 яйца, пищевые красители, синельная проволока, мука, баночки необычной формы, фасоль, пластиковые бутылочки.
Форма презентации проекта Презентация.
Планируемый результат реализации проекта Дети имеют представление о соли, её видах, свойствах. Знают о значении соли в жизни человека и всего живого на Земле. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения соли и её свойств.
Практический результат Практические разработки материала по теме проекта, пополнение уголка по познавательно-исследовательской деятельности: картотека с опытами, коллекция с разными видами соли. Выставка совместных творческих работ воспитателя, родителей и детей
Выводы:
В ходе исследовательской работы мы выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели интересные опыты с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. На время работы мы превратились в исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!
Литература
1. И. Э. Куликовская Н. Н. Совгир – Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст : М – педагогическое общество России, 2003.
2. Г. П. Тугушева А. Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2013.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/под ред. Прохоровой Л. Н. – М. : Аркти, 2004.