Лучший педагог года

Краткосрочный проект в младшей группе «Фольклорные произведения как средство речевого и познавательного развития»

Немченко Виктория
Краткосрочный проект в младшей группе «Фольклорные произведения как средство речевого и познавательного развития»

Актуальность:

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей, т. к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребёнка необходимо использовать различные игры, занятия, сказки. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло.

Публикация «Краткосрочный проект в младшей группе „Фольклорные произведения как средство речевого и познавательного развития“» размещена в разделах

Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями чувства, оказывающие влияние на всю последующую жизнь. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Благодаря сказке, ребенок познает мир не только словами, но и сердцем. Вместе с тем дети знакомятся с народным бытом, традициями, художественно-прикладным искусством своего народа. В процессе приобщения детей к традициям и ценностям народной культуры, создаются условия для художественно-эстетического развития, формируется эмоционально-ценностное отношение к своей семье, родному дому, народной культуре (сказкам, промыслам).

Таким образом, произведения народного фольклора бесценны. Ознакомление с детским фольклором развивает интерес к окружающему миру, народному слову, является прекрасным средством для развития речевых навыков.

Проблема:

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомлённость родителей в вопросах речевого развития детей. А ведь участие родителей в речевом развитии ребёнка играет колоссальную роль.

Цель:

1. Развитие познавательных, творческих и коммуникативных способностей детей посредством использования произведений устного народного творчества.

2. Формирование понятие необходимости тёплых вещей зимой

Задачи проекта :

1. Приобщать детей к народной культуре; формировать интерес к устному народному творчеству;

2. Учить внимательно слушать сказку;

3. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас;

4. Расширить представление детей о рукавичках и вязании как способе их изготовления;

5. Формировать умение сматывать нитки в клубочки; развивать восприятие, координацию «глаз-рука»;

6. Формировать навык рисования карандашом (фломастером) по спирали – «клубочки»;

7. Закреплять знание детьми диких животных;

8. Развивать художественное восприятие;

9. Дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребёнка (папки-передвижки, информация в группе);

10 Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.

Этапы реализации проекта :

Подготовительный этап.

Выбор темы.

Планирование реализации проекта.

Подготовительные работы.

Основной этап.

Взаимодействие педагогов, детей и родителей.

Итоговый этап.

Итоговое мероприятие–«Украшаем рукавичку узором», используя разные, уже знакомые, техники рисования («тычок», рисование кистью коротких и длинных линий).

Выставка для родителей «Наши рукавички».

Участники проекта

Дети 2-3 лет.

Воспитатели.

Родители.

Ожидаемые результаты.

Дети хорошо знают народные сказки «Теремок» и «Рукавичка».

Дети с интересом участвуют в пальчиковой игре «Маша варежку надела»

В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, развивается связная речь.

Ознакомление со сказками способствует развитию продуктивной деятельности.

Развивается познавательная деятельность, у детей обогащаются знания об окружающих их вещах.

Дети знакомятся со способом изготовления тёплых вещей – вязанием.

Родители ознакомлены с влиянием сказок на речь ребёнка.

Тип проекта.

Познавательно-речевой.

Продолжительность проекта.

Краткосрочный – пять дней.

Предмет исследования.

Народный фольклор-сказки.

Формы реализации.

Беседы с детьми и родителями;

Консультации для родителей через папки-передвижки;

Игровая деятельность;

Исследовательская деятельность;

Чтение, прослушивание и просмотр сказок;

Выполнение работ по изобразительной деятельности;

Совместная деятельность в подготовке к выставке;

Организация физических досугов.

Предметно-развивающая среда

Игрушки и декорации к настольному театру по народной сказке «Рукавичка».

Корзинка с клубочками пряжи разных цветов, спицы.

Несколько пар рукавичек для рассматривания.

Большая декоративная рукавичка.

Цветные карандаши (фломастеры).

Пособия к Д/игре «Найди пару».

Материалы к проведению ХПД по украшению рукавички.

Этапы осуществления проекта.

I Подготовительный

Изучение литературы по теме.

Уточнение формулировки проблемы, темы, целей и задач.

Консультация родителей через папки-передвижки.

Подбор наглядно-дидактических пособий.

II. Основной

Формы работы

Раздел программы Формы и методы Цель

Работа с родителями: 1. Консультация «Значение фольклора в жизни детей»

2. Консультация «Задержка речевого развития»

Рекомендация совместного просмотра (чтения) сказки «Рукавичка»

Беседа дома с детьми о зимней одежде, рассматривание шерстяных вещей

Способствовать активному участию родителей в проектной деятельности. Знакомить с информацией о значении влияния устного народного творчества на ребёнка

Познавательно-исследовательская деятельность Рассматривание и обследование клубочков шерстяных ниток, катание в ладошках, на столе.

Игра «Смотай клубок»

Рассматривание рукавичек, сравнение их между собой по цвету, орнаменту, мягкости

Воспитывать интерес к знакомству с народными промыслами. Развивать художественное восприятие. Развивать исследовательские способности у детей

Речевая деятельность Вовлечение детей в обыгрывание сказки с помощью подобранных театральных игрушек.

Проговаривание детьми текста к пальчиковой игре «Маша варежку надела».

Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя.

Вводить в речь детей новые слова: клубок, нитки, вязать, узоры, зимняя одежда.

Рисование НОД «Разноцветные клубочки»

НОД «Узоры на рукавичке» Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук. Формировать умение правильно держать карандаш/кисть в руке.

Воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, аккуратность. Обогащать художественные впечатления и развивать эстетическое восприятие.

Аппликация СД «Озорные рукавички» Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

Познакомить детей с новым способом декоративного украшения наклейками.

Физическое развитие Пальчиковая игра «Маша варежку надела»

Народная игра

«Смотай клубок»

Подвижная игра «Догони клубочек»

Совершенствовать навыки совместных игр. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

Совместная деятельность Чтение, прослушивание и просмотр сказок «Теремок», «Рукавичка».

Чтение и прослушивание фольклорных произведений.

Беседы с детьми: «Очень разные рукавички», «О бабушках и внуках».

Индивидуальная работа: «Рисование узоров».

Разучивание пальчиковой гимнастики «Маша варежку надела».

Игры на крупную моторику:

«Смотай клубочек», «Намотай на трубку».

Рассматривание иллюстраций по сказке «Рукавичка».

Театрализованные игры: кукольный и пальчиковый театр.

Дидактические игры: «Герои сказок», «Найди по описанию», «Чей подарок в мешке у Деда Мороза», «Найди пару».

Подвижные игры: «Серый волк сидел под ёлкой…», «Зайка беленький сидит».

Хороводные игры: «Заинька, попляши…».

Конструирование: «Домик для зверят по сказке «Теремок».

Закрепить знания детей о содержании русских народных сказок. Развивать умение вариатировать художественную трактовку образов героев сказок, других фольклорных произведений. Учить делать выводы о необходимости жилья для всех живых существ.

Создать игровую ситуацию, способствующую формированию эмоциональной отзывчивости, активизировать речь, способствовать раскрепощённости.

Итоговое мероприятие Изготовление домиков-рукавичек для лесных животных. Создать игровую ситуацию, способствующую формированию эмоциональной отзывчивости.

III. Заключительный

Итоговое мероприятие: ХПД «Подарим лесным жителям домики-рукавички».

Результаты проекта :

Дети познакомились с русскими народными сказками;

Научились узнавать и называть сказочных героев по иллюстрациям;

Обогатился речевой словарь детей.

Список литературы:

1. «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» № 5/2016

Издательство «Творческий Центр «Сфера»

2. «Хрестоматия для детей 1-5 лет» Автор-составитель И. М. Стремок

Минск ООО «Юнипресс» 2002

3. «Хрестоматия по детской литературе» Составители:

М. К. Боголюбская, А. П. Табенкина

Издательство Москва «Просвещение» 1979

4. Сборник «Любимые потешки малышам» ИД «Проф-Пресс» 2007

5. Сборник русских народных песенок, потешек, сказок «Жили- были»

Издатель: «Русич» Смоленск 2001

6. «Тематические фольклорные вечера для дошкольников»

Автор Н. В. Бабинова Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2014

7. «Приобщаем малышей к народной культуре. Третий год жизни» Образовательная программа «Теремок» для детей раннего возраста Автор И. А. Лыкова Издательский Дом «Цветной мир» Москва 2019

8. «Колыбельные песенки и потешки» Составитель С. Ю. Куликова Издательство «Паритет» Санкт-Петербург 2016

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Проект во второй младшей группе «Дидактические игры как средство развития речи» МБДОУ ДС «Звездочка» Интегративно – коммуникационный проект Во 2 младшей группе Проект: «Дидактические игры как средство развития речи».

Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.

Консультация «Игра как средство познавательно-речевого развития воспитанников младшего возраста»Консультация «Игра как средство познавательно-речевого развития воспитанников младшего возраста» Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим.

Дидактические игры на липучках как средство познавательного развития дошкольников «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий, знаний, мышлений,.

Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей»Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей» Лэпбук, для меня, самое удобное и любимое пособие для занятий с детьми. При всей своей компактности, оно включает в себя богатый развивающий.

Библиотека изображений:

Публикация Краткосрочный проект в младшей группе «Фольклорные произведения как средство речевого и познавательного развития» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Немченко Виктория на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Краткосрочный проект в младшей группе «Фольклорные произведения как средство речевого и познавательного развития»
Опубликовано: 12 декабря 2023 в 13:36
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД