Лучший педагог года

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» для детей 5–6 лет

Бузало Любовь
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» для детей 5–6 лет

П Р О Е К Т

Хлеб – всему голова

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта групповой

Время реализации краткосрочный

Тип проекта познавательно-исследовательский

Участники проекта дети старшей группы, воспитатели,

родители, музыкальный работник

Целевая аудитория дети 5-6 лет

Ресурсы проекта методическая литература, дидактический и

Публикация «Краткосрочный познавательно-исследовательский проект „Хлеб — всему голова“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

иллюстрационный материал, аудио и

видео материалы по теме проекта

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. С хлебом провожали на фронт, с хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. Изменяется жизнь, а хлеб остается самой большой ценностью. Хлеб - это жизнь!

О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети наши не росли невеждами, чтобы для них, как и для нас, отцов и матерей, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб.

Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь и в семье, и в детском саду. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом–солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что принимая хлеб на рушнике, хлеб следует поцеловать. Как же научить уважать хлеб?

О хлебе и отношении к нему этот проект.

ПРОБЛЕМА:

Хлеб - это символ благополучия, достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Этот продукт сопровождает нас всю жизнь. Ценность хлеба ничем нельзя измерить.

Наблюдая за детьми, делаешь выводы, что не в каждой семье им прививают бережное отношение к хлебу, а иногда и сами показывают неуважительное отношение к нему. Дети недостаточно знают о тружениках – хлеборобах, о значении хлеба в жизни человека.

Данной работой хотелось показать и рассказать детям, как тяжёл труд хлебороба и какой долгий путь проходит зёрнышко, прежде чем станет ароматным хлебушком.

ЦЕЛЬ:

расширение знаний детей о хлебе, формирование у детей представления о ценности хлеба, о последовательности этапов его получения и уважительного отношения к людям, вырастившим хлеб, приобщение детей к истории и фольклору русского народа.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

• изучить историю возникновения хлеба;

познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;

• выяснить, откуда берётся хлеб.

• расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении;

познакомить с профессиями людей, связанных с получением хлеба;

познакомить с этапами выпекания хлеба (экскурсия на пищеблок д/с);

• узнать, зачем нужен хлеб, можно ли без него обойтись;

• понять и оценить роль хлеба в годы Великой Отечественной войны.

Развивающие:

• развивать познавательноисследовательскую деятельность;

• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

• Развивать воображение, любознательность, способность сравнивать, обобщать, развивать творческие способности, совершенствовать трудовые навыки.

• способствовать обогащению активного словаря, развивать умение общаться со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы, вести диалог

• развивать память, воображение, фантазию.

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых;

• воспитывать желание делиться полученными знаниями

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• у детей будут сформированы представления о ценности хлеба;

• будут получены знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, будет донесено до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

• будет вызван интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

• дети будут бережно относиться к хлебу.

• дети будут уметь в сюжетно-ролевых играх находить выход из затруднительного положения самостоятельно

• будут сформированы у родителей и детей способности применять знания по экологии на практике

• детьми будут усвоены этапы выращивания хлеба

• будет появление интереса у родителей к проблемам ДОУ

• у детей будет развиваться потребность к участию в совместном воспитательно-образовательном процессе.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1 этап Подготовительный

• Подбор семян злаков.

• Подбор объектов изучения.

• Занятия, беседы, наблюдения, исследовательская деятельность.

• *Подвижные, пальчиковые, сюжетно- ролевые игры, физкультминутки.

• Чтение и обсуждение, заучивание, рассказывание.

• Выставки в книжном уголке.

• Экскурсия.

• Конструирование, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Обогащение среды: подбор дидактических игр и художественной литературы по теме «Хлеб»;

• Подбор репродукций на заданную тему;

• Подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

• Подбор компьютерных презентаций «От зёрнышка к хлебушку», «Зерновые культуры».

Взаимодействие с родителями:

• совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе;

• сбор материала для поделок на выставку композиций «Прекрасный мир хлеба»;

• подбор материала по истории возникновения хлеба и рецептов выпечки для кулинарной книги.

2 этап Практический:

Интеграция образовательных областей в ходе выполнения проекта.

ОО Познавательное развитие

Беседы:

«Как хлеб на стол пришел»;

«Какой бывает хлеб»;

«Как испечь хлеб дома»;

«Берегите хлеб».

Опытно-исследовательская деятельность

«Где лучше хранить хлеб»

• Посадка семян пшеницы и овса, наблюдение за их ростом.

• Составление мерной таблицы для приготовления соленого теста

• Экскурсия на пищеблок детского сада

• Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

• Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).

• Замешивание теста и выпечка хлеба (при помощи родителей).

Наблюдения и рассматривание альбомов:

• подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

• репродукций картин русских художников на заданную тему.

Просмотр фильмов:

«История про хлеб»;

• «По секрету всему свету. Как получается хлеб».

Просмотр мультимедийной презентации:

«От зернышка до хлеба».

Знакомство с профессиями:

• Агроном;

• Комбайнёр;

• Пекарь.

ОО Социально-коммуникативное развитие

Беседы по темам:

«Можно ли обойтись без хлеба»;

«Военный хлеб»;

«Бережем хлеб»;

«Мой любимый хлеб»;

«Профессии людей, вырастившие хлеб»;

«Какие машины помогают людям растить хлеб;

«Как растет пшеница и рожь?».

Дидактические игры:

«Что сначала, что потом»

«Что из какой муки испекли»

«Разрезные картинки»;

«Назови хлебобулочные изделия»,

«Разложи блинчики»

«Как пекут хлеб»

«Назови профессию»;

«Что где растет»;

«Что из какой муки испекли»;

«От зерна до каравая»;

«Что сначала, что потом»;

«Превращения»;

«А какой он, хлеб»;

«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

«Подбери признак»

«Что лишнее?»

«Что сделано из муки?».

Сюжетно-ролевые игры:

«Булочная»;

«Пекарня»;

«На мельнице»;

«Семья»;

«Магазин»;

«Кулинария»;

• «Встречаем гостей блинами и пирогами;

• Подкормка птиц хлебными крошками.

ОО Речевое развитие

Чтение художественной литературы о хлебе :

Сказки: М. Пришвин «Легкий хлеб», белорусская сказка «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Путилина «Теплый хлеб», В. Крупин «Нынешний хлеб».

Стихи: Я. Аким «Пшеница», Я. Дягутите «Руки человека», Ольга Стратонович «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», И. Токмакова «Что такое хлеб».

Инсценировка сказки:

«Курочка хохлатка и пшеничное зернышко».

Проговаривание скороговорок о хлебе :

• Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

• Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

• Хорош пирожок - внутри творожок

• Саша любит сушки, Соня – ватрушки.

• Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе :

• Будет хлеб, будет и обед

• Пот на спине, так и хлеб на столе.

• Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Хлеб- дар божий, отец, кормилец.

• Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.

• Покуда есть хлеб, да вода- все не беда.

• Без хлеба всё приестся.

• Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки.

• Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

• Без хлеба и мёдом сыт не будешь.

• Без хлеба и у воды жить худо.

Приметы:

• Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

• Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

• Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

• Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

• Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

• Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Составление рассказов на тему «Хлеб» и отгадывание загадок по мнемотаблицам, рассуждения о пословицах и поговорках,

заучивание стихотворений на праздник Е. Кравченко, В. Воронько.

С. Погореловского, В. Орлова,

ОО Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность:

• Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.

• Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевых игр.

• Составление узоров и рисунков из круп.

Образовательная деятельность:

• Аппликация «Мельница»;

• Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий;

• Рисование на тему «Любимое блюдо из теста»;

• Аппликация на тему «Грузовая машина с зерном».

ОО Физическое развитие

• Утренняя гимнастика «Мы маленькие зерна»;

• пальчиковая гимнастика «Хлеб», «Каша», «Месим тесто»;

• подвижные игры «Каравай», «Золотая рожь»;

• Игра-эстафета «Разгрузи машину с мукой»;

• подвижные игры «Найди свой калач», «Колобок»;

• Игры на масленичной неделе «Блины», «Сладкие булочки», «Тесто поднимается»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

• Поиск материала по истории возникновения хлеба в разных странах;

• Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе;

• Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам». Составление книги «Рецепты выпечки»;

• Совместное занятие. (Мама - повар) Изготовление вместе с детьми хлебобулочных изделий из соленого теста;

• Чаепитие с родителями хлебобулочными изделиями);

• Театрализация русской народной сказки «Колосок»;

• Участие в создании в группе «Музея хлеба».

3 этап Заключительный

• Выставка хлебобулочных изделий на Масленичной неделе.

• Создание в группе уголка «Музей хлеба

• Совместно с родителями изготовление книги «Рецепты выпечки»

• Совместно с детьми изготовление сказки «Курочка-хохлатка и пшеничное зернышко»

•. Праздник на тему «Хлеб- всему голова».

Список используемой литературы:

1. Емельянова Э. Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет

2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт. -сост. Натарова В. И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 205 с.

3. Рыжова Н. А. Почва — живая земля. М. : Карапуз-Дидактика, 2005.

4. Т. А. Шорыгина. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2012. – 41 с.

Интернет ресурсы: 1. https://www.youtube.com/watch?v=BUh0q8z5Pbs 2. https://www.youtube.com/watch?v=oeWNlZRSgNM

Публикации по теме:

Фотоотчет познавательно-исследовательского проекта «Хлеб-всему голова»Фотоотчет познавательно-исследовательского проекта «Хлеб-всему голова» 16 октября отмечается всемирный День Хлеба. Хлеб - один из самых любимых и популярных продуктов в мире. Поэтому у него есть свой праздник,.

Фотоотчёт о реализации познавательно-исследовательского проекта «Хлеб — всему голова» в старшей группеФотоотчёт о реализации познавательно-исследовательского проекта «Хлеб — всему голова» в старшей группе Всем известна замечательная пословица – «Хлеб всему голова». Она придумана русским народом, и в ней отражается его вековая мудрость. Русский.

Краткосрочный проект в средней группе «Хлеб-всему голова»Краткосрочный проект в средней группе «Хлеб-всему голова» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Островок» КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:.

Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста Матрица проекта. 1. Название проекта:«Хлеб- всему голова». 2. Тематическое поле: познание, нравственность. 3. Проблема: Низкий уровень знаний.

Проект «Хлеб всему голова» для дошкольниковПроект «Хлеб всему голова» для дошкольников Задачи проекта: Обучающие задачи: Формировать у детей представление о том, что хлеб – это итог большой работы многих людей. Расширять.

Проект «Хлеб всему голова»Проект «Хлеб всему голова» 4 декабря в нашем детском саду прошел семинар по проектной деятельности. Наш сад представила наша группа "Сказка" с проектом "Хлеб всему.

Проект «Хлеб всему голова» для детей 5–6 летПроект «Хлеб всему голова» для детей 5–6 лет Продолжительность проекта – 2 недели (краткосрочный) Возраст воспитанников: 5-6 лет Участники проекта: воспитанники, воспитатели дошкольного.

Проект «Хлеб всему голова» (подготовительная группа)Проект «Хлеб всему голова» (подготовительная группа) Проект «Хлеб всему голова» в подготовительной группе 1. Тип проекта: познавательно-исследовательский. 2. Продолжительность проекта: краткосрочный.

Проект в разновозрастной группе «Хлеб — всему голова» Проект в разновозрастной группе «Хлеб - всему голова». Вид проекта: информационно-исследовательский. Участники: Дети разновозрастной группы,.

Проект «Хлеб — всему голова!»Проект «Хлеб — всему голова!» Среднесрочный проект для подготовительной группы. Тип проекта: информационно – познавательный, творческий. Участники проекта: дети подготовительной.

Библиотека изображений:

Публикация Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» для детей 5–6 лет (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Бузало Любовь на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 4 мая 2023 в 07:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД