Лучший педагог года

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Арт-творения» по обучению детей декоративно-прикладному искусству

Варламова Светлана
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Арт-творения» по обучению детей декоративно-прикладному искусству

Министерство образования и науки Республики Адыгея

Комитет по образованию Администрации МО «Город Майкоп»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Майкопский центр развития творчества детей и взрослых»

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Арт-творениЯ»

по обучению детей декоративно-прикладному искусству

Направленность: художественная

Вид программы : модифицированный

Срок реализации: месяц

Возраст обучающихся : 5-7 лет

Публикация «Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа „Арт-творения“ по обучению детей декоративно-прикладному искусству» размещена в разделах

Уровень программы : ознакомительный

Автор: Варламова Светлана Юрьевна,

педагог дополнительного образования

г. Майкоп, 2022г.

Структура программы :

I. Пояснительная записка 3

• Направленность дополнительной образовательной программы

• Концептуальные основы программы

• Актуальность и новизна программы

• Отличительные особенности программы

• Педагогическая целесообразность программы

• Цель программы

• Задачи программы

• Педагогические принципы

• Уровень освоения программы

• Возрастные особенности обучающихся

• Форма проведения занятий

• Режим занятий и формы работы

• Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Прогнозируемый результат

II. Учебный план программы 6

III. Содержание программы 6

IV. Комплекс организационно-педагогических условий 8

• Методы и приемы образовательной деятельности

• Типы занятий

• Виды деятельности

• Структура занятий

• Материально – техническое обеспечение

• Методическое и дидактическое обеспечение

• Оценочные материалы

V. Используемая литература 10

VI. Приложение 11

I. Пояснительная записка

Самые распространенные виды творчества у детей дошкольного возраста – игровая и изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).

Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащения их представлений об окружающем мире. Форма занятий по изобразительной деятельности позволяет видеть взаимосвязь аппликации со всеми сторонами воспитательной работы: чтением, рассказыванием, знакомством с окружающим миром, природой и др.

Направленность дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Арт-творениЯ» - модифицированная, по своей направленности художественная, по функциональному предназначению - учебно - познавательная, по форме организации - кружковая. Программа предназначена для работы с обучающимися 5-7 лет.

Концептуальные основы программы

Дополнительная образовательная программа «Арт-творениЯ» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018г. № 16)

• Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019г. № 467)

• Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

• Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»

Актуальность программы базируется на приобщение обучающихся к прикладному творчеству, развитии их способностей, воспитании чувства коллективизма. Позволяет обучающимся попробовать нетрадиционные виды творческой деятельности и многообразие художественных материалов.

Новизна состоит в использовании в процессе обучения широкий диапазон развития творческих способностей дошкольников, знакомит их с различными материалами: красками акриловыми, бумагой для рисования, трубочками, картоном, гуашью, губками, природным материалом. В детском саду у детей нет возможности познакомиться и поработать с таким разнообразием материалов.

Отличительная особенность программы

Работа по дополнительной образовательной программе «Арт-творениЯ» направлена на всестороннее развитие обучающихся. Методика позволяет детям с раннего возраста гармонично развивать эмоциональное и творческое начала. Организации учебно-воспитательного процесса, позволяет включить дидактические игры и различные виды нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Так как программа является краткосрочной, её отличительной особенностью является практическая направленность. Полученные знания сразу же проверяются, закрепляются, используются обучающимися в практической работе, самостоятельном творчестве, при решении задач различной сложности.

Педагогическая целесообразность программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к художественному творчеству, но и раскрытию лучших человеческих качеств, воспитанию бережного отношения к произведениям изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.

Цель программы - создание благоприятных условий для творческого развития детей посредством формирование основ изобразительных умений и лепки из пластилина.

Задачи программы :

Образовательные:

- знакомство с нетрадиционными видами творческой деятельности и многообразием художественных материалов;

- обучение различным техникам изобразительной деятельности и лепки из пластилина.

Развивающие:

- развитие художественного вкуса и эстетического мышления;

Воспитательные:

- воспитание коммуникативной культуры: умения слушать взрослого и друг друга, договариваться между собой в процессе творческой деятельности;

- воспитание интереса к самостоятельному творчеству.

Педагогические принципы

• Создание ситуаций успеха для каждого ребёнка.

• Осознание и признание права личности быть не похожей на других.

• Оценка не личности ребёнка, а его деятельности, поступков.

• Учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).

Уровень освоения программы и возрастные особенности обучающихся

Программа рассчитана на детей - 5-7 лет. Общее количество часов - 12 часов. Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю. Нормы наполнения групп - 12-15 человек. Форма организации образовательного процесса – по группам. Набор обучающихся осуществляется на добровольной основе.

Форма проведения занятий

Программа предусматривает две основные формы организации работы - теоретическая и практическая. Теоретическая часть - комплекс объяснительно-иллюстративных методов, в ходе которых обучающиеся получают необходимые знания для выполнения работы. Практическая часть - комплекс репродуктивных методов, в ходе использования которых идет обработка материалов, создание новых форм. Данный курс предполагает использование традиционных форм проведения занятий, таких как:

• объяснение и закрепление материала;

• устный опрос;

• демонстрация видеоматериалов;

• практическая работа.

Также используются:

• творческие задания;

• обсуждения;

• выставки.

Режим занятий и формы работы

Программа «Арт-творениЯ» ознакомительного уровня носит выраженный деятельностный характер, создающий возможность активного практического погружения детей в предметную деятельность на уровне первичного знакомства с ней. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1часу продолжительностью по 25 минут с 10 минутным перерывом. Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса. Форма обучения групповая с ярко выраженным индивидуальным подходом, обучение в малых группах. Виды проведения занятий: рассказ, беседа, практическое занятие. Программой предусмотрена индивидуально-групповая форма организации деятельности учащихся на занятиях. Занятия и виды занятия определяются содержанием программы и могут проводиться в форме игры, практических занятий, выполнения самостоятельной работы, выставки.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Программой «Арт-творениЯ» предусматривается текущий вид контроля.

Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся расширять круг знаний, приумножать умения и практические навыки. Форма и методы контроля и оценки результатов усвоения программы предполагает при текущем контроле:

• педагогическое наблюдение за процессом выполнения заданий,

• ежедневное краткое подведение итогов,

• опрос,

• самостоятельная работа,

• педагогический мониторинг – ведение журнала посещаемости.

Из- за ограниченного по времени срока реализации программы итоговая аттестация не предусматривается.

Прогнозируемый результат

Предметные:

- учащиеся познакомятся с основными понятиями в области прикладного творчества аппликации и лепке;

- сформируются первоначальные умения по выполнению работ по объемной и простой аппликации, лепке по образцу.

Личностные:

– сформируется потребность в творческой реализации.

Метапредметные:

- разовьется мотивация к обучению, наблюдательность, память, коммуникативные навыки.

В конце обучения у учащихся появится интерес к изобразительной деятельности.

II. Учебный план программы

№ Название раздела, темы Количество часов Формы проведения

Всего Теория Практика

1. Введение. 1 1 - Беседа. Просмотр видео материала, обсуждение.

2. Лепка 4 1 3 Наблюдение. Просмотр видео материала, практическая работа.

3 Аппликация 3 1 2 Наблюдение. Просмотр видео материала, практическая работа.

4. Рисование 3 1 2 Наблюдение. Просмотр видео материала, практическая работа.

5. Подведение итогов 1 1 Выставка.

Итого 12 4 8

III. Содержание программы

1. Введение-1ч.

Введение в предмет. Правила техники безопасности при работе с: ножницами, цветными карандашами, клеем, красками, кисточками, пластилином, цветной бумагой. Правила ТБ нахождения в ЦТ «Пирамида».

2. Лепка-4ч.

- синхронизировать работу обеих рук;

-координировать работу глаз и рук,

-учить соизмерять силу нажима ладонью, создавать простейшие формы (шар, цилиндр, овал) и видоизменять их, создавая при этом выразительные образы; - учить лепить пальцами;

- вытягивать или оттягивать небольшое количество пластилина для формирования деталей; создавать образы из 2-3 деталей.

3. Аппликация-3ч.

Усвоить основные приемы наклеивания: пользование кистью, клеем, салфеткой. Умение последовательно наклеивать формы.

-Развить навыки вырезывания: разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз; вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой; вырезывание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей; вырезывание по контуру; создавать формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.

-Развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм.

-Строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге. Учить составлять изображение предмета из отдельных частей, располагать предметы в сюжетной аппликации.

4. Рисование-3ч

Познакомить детей с различными техниками рисования;

-изучить способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).

-совершенствовать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

-учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью).

5. Итоговое занятие-1ч.

Оформление работ работ к итоговой выставке.

IV. Комплекс организационно-педагогических условий

Методы и приемы образовательной деятельности:

Обучение по данной программе предполагает использование различных методов и приемов обучения.

• Объяснительно – иллюстративный метод (беседа, рассказ, практическая работа (групповая и индивидуальная, самостоятельная работа обучающихся).

• Репродуктивный метод (повторение, коллективное творчество, замедленный показ).

• Эвристический метод (творческие находки, копилка идей, творческие проекты).

• Игровой.

Дискуссионный.

• Проектный.

Выбор методов обучения зависит от темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшем взаимодействии при создании положительной мотивации, актуализации интереса.

Типы занятий:

- комплексное;

- занятие – беседа;

- самостоятельная работа.

Занятия по дополнительной образовательной программе предполагают обязательное включение различных видов деятельности:

- теоретическая подготовка: беседы, объяснения, просмотра видеоматериалов;

- практическая работа;

- итоговый этап в виде круглого стола и выставки работ.

При проведении занятий соблюдаются санитарно – гигиенические нормы. На каждом занятии проводятся динамические паузы, дыхательные упражнения, упражнения для пальцев, и глаз. На каждом занятии проводится инструктаж по технике безопасности и строго контролируется выполнение всех правил.

Материально – техническое обеспечение

Помещение для занятий соответствует требованиям СанПиН2.4.3172 – 14, в помещении находятся стандартные учебные столы и стулья, соответствующие ростовой группе, стол и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

Материалы:

-клей ПВА;

- клей-карандаш;

- картон цветной (белый);

-цветная бумага;

- альбом для рисования;

- пластилин.

Инструменты:

-ножницы;

-гуашь;

- акварель;

- кисть №4 №8;

- непроливайка;

-доска для лепки.

Информационное обеспечение:

-видео;

-интернет источники;

-схемы;

-готовые изделия;

-книги;

-журналы;

-альбомы с образцами;

-подборки рисунков;

-фотографий различных изделий и описания их изготовления.

VI. Используемая литература

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2015.

2. Интернет-Ресурсы:

-Загадки про овощи и фрукты-https://other-year.narod.ru/holiday/competition/fruit.html;

-Загадки о диких живoтныx-https://docflsh.ru/documents/zagadki-dikie-lesnye-

zhivotnye-zveri-otvet-deti-riddle-kid-chid-wild-animal

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Майкопский центр развития творчества детей и взрослых»

«Согласовано» «Утверждаю»

Методист Директор

МБУДО «МЦРТДВ» МБУДО «МЦРТДВ»

___ Снахо А. З___

Календарно-тематический план

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программе «Арт-творениЯ»

на 2021 – 2022 учебный год

Варламова Светлана Юрьевна,

педагог дополнительного образования

г. Майкоп, 2022г.

Календарно-тематический план

Дата

Наименование темы Количество часов Средства обучения

теория практика всего

1. Введение. ТБ. Знакомство с планом работы.

2 Аппликация :

выполнение аппликации

«Букет цветов» 1 1 2 Проектор, экран, клей –карандаш, цветная бумага, ножницы

1. Лепка :

выполнение фигурки

«Овощи, ягоды»

2. Аппликация:

выполнение аппликации

«Веселый львенок» 0,5 1,5 2 Пластилин, доска, клей –карандаш, цветная бумага, ножницы, овощи, ягоды

1. Рисование:

выполнение рисунка

«Усатый, полосатый (кот)»

2. Лепка:

выполнение фигурки

«На дне морском»

0,5 1,5 2 Пластилин, доска, цветные карандаши, альбом, непроливайка

1. Аппликация:

выполнение аппликации

«Рыбки играют, рыбки сверкают»

2. Лепка:

выполнение фигурки

«На полянке» (по замыслу) 1 1 2 Пластилин, доска, клей –карандаш, цветная бумага, проектор, экран

1. Рисование:

выполнение рисунка

«Черепашки на песке»

2. Лепка: коллективная работа «Картина – лето».

0,5 0,5 1 Цветные карандаши, альбом

Пластилин, доска

Лепка: коллективная работа «Картина – лето».

0,25 1,75 2 Проектор, экран, пластилин, доска

Анализ педагогом работы обучающихся. Выставка работ

0,25 0,75 1 Проектор, экран, эскизы, творческие работы

Всего 4 8 12

Публикации по теме:

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству на тему «Украшение джурабов» в средней группеКонспект занятия по декоративно-прикладному искусству на тему «Украшение джурабов» в средней группе Цель: Учить приклеивать на шаблон картона короткие отрезки шерстяных, цветных ниток, тем самым изготавливая джурабы-носки. Развивать композиционные.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Фотоотчёт о работе по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе.Фотоотчёт о работе по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе. Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость,.

Фотоотчёт о проведении мастер-класса по декоративно-прикладному искусству «Городецкие цветы небывалой красоты!»Фотоотчёт о проведении мастер-класса по декоративно-прикладному искусству «Городецкие цветы небывалой красоты!» Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания. Оно помогает формировать и развивать художественный.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Гжель. Сине-голубое чудо» в старшей группе Цель: 1. Продолжать знакомить с гжельскими изделиями. 2. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла (детали узора, колорит.

Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа «Наши руки не знают скуки» Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа Тема: «Наши руки не знают скуки».В старшей группе № 10. Выполнила:.

Рабочая программа по народному декоративно-прикладному искусству «Русский сувенир» Программа предназначена для детей 4-5 летСрок реализации программы 1 годПояснительная записка Программа дополнительного образования для.

Творческая работа по декоративно-прикладному искусству в технике оригами «В гости сказка к нам пришла»Творческая работа по декоративно-прикладному искусству в технике оригами «В гости сказка к нам пришла» В начале учебного года во Дворце детского юношеского творчества Кировского района Санкт-Петербурга прошел районный конкурс изобразительного.

Библиотека изображений:

Публикация Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Арт-творения» по обучению детей декоративно-прикладному искусству (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Варламова Светлана на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Арт-творения» по обучению детей декоративно-прикладному искусству
Опубликовано: 23 января 2023 в 09:54
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД