Папки-передвижки

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Коренные народы Кузбасса»

Ольга Павлова
Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Коренные народы Кузбасса»

Конспект занятия в подготовительной группе

«Коренные народы Кузбасса» (краеведение)

Цель: Знакомство детей с историей коренных народов Кузбасса. Формирование интереса к культуре, традициям, фольклору народов родного края.

Задачи:

-Формировать у детей желание узнать больше о культуре, традициях своего народа, через игровую деятельность;

-Знакомство с фольклором родного края посредством театрализованной деятельности;

Публикация «Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе „Коренные народы Кузбасса“» размещена в разделах

-Развивать мышление, творческое воображение, интерес к познанию нового;

-Воспитывать у детей бережное отношение к культурному наследию родного края;

-Способствовать формированию патриотических чувств к родному краю.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Народы Кузбасса»

Оборудование: Доска, проектор, компьютер, настольная игра «Лото», художественная литература, ленты, музыкальное сопровождение, карта Кемеровской области, ветка дерева из бросового материала.

Ход занятия

Деятельность педагога Деятельность детей

1. Организационный этап:

Звучит отрывок песни «Родина моя» (гр. Непоседы) :Я, ты, он, она -Вместе целая страна, Вместе дружная семья, В слове «мы» - Сто тысяч «я»! Большеглазых, озорных, Черных, рыжих и льняных, Грустных и веселых, В городах и селах.

(Дети сидят на стульчиках в кругу на ковре)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы наше занятие начали с песни. О чем в ней поется, и как вы думаете?

О Родине….

-Чему будет посвящено наше занятие?

-Мы будем говорить о Родине.

-Ребята, кто знает, что значит выражение патриот своей Родины?

Это тот, кто любит свою Родину.

-Что нужно человеку, чтобы стать настоящим патриотом?

Любить родину.

-Правильно ребята, для этого нужно любить, уважать свою Родину, родной край, и знать о нем как можно больше.

-А сегодня мы будем говорить о разных народах, населяющих наш край, об их обычаях и традициях.

2. Основной этап:

-А знаете ли вы, как по- другому называют Кузбасс?

-Да, Кемеровская область, кузнецкий край, жемчужина Сибири.

(1 слайд -карта Кемеровской области). -Кемеровская область.

Рассматривание 1 слайда.

-Если посмотреть внимательно на карту Кемеровской области мы увидим много населенных пунктов: более 20 крупных городов, поселков, деревень. -Работа с картой (дети стоят у карты)

-А какой главный город в нашей области?

-Главный город нашей области?

-Правильно, город Кемерово (показ на карте город Кемерово) -Кемерово

Смотрят где находятся город Кемерово

-Кто проживает в этом городе? -Кемеровчане

-Да, в городе Кемерово проживают кемеровчане.

Давайте поиграем в игру

«Назови жителей»

Педагог на карте Кемеровской области показывает город, называет его, а ребёнок отвечает, кто проживает в нем.

В Прокопьевске….

в Осинниках…

в Белово…

в Мариинске….

в Таштаголе…. - Дети наблюдают за действиями педагога.

-прокопчане

-осинниковцы

-беловчане

-мариинцы

-таштогольцы

-Каждый город нашей области очень важен.

Например: Таштагол - это центр Горной Шории и именно оттуда начинается история рождения родного края.

-С давних пор на территории Кемеровской области, в Горной Шории живут такие народы - шорцы и телеуты.

Это первые жители нашего края, которые были охотниками и рыболовами, собирали плоды и коренья, занимались земледелием, пчеловодством.

-Русские люди называли шорцев «кузнецами» за их умение плавить железо и делать оружие и орудия труда. От них и пошло название - нашей малой родины -Кузнецкая земля.

-Коренные народы Кузбасса были очень трудолюбивые и для своей деятельности они придумали и изготовили различные предметы. Рассматривают 2 слайд- коренные народы

-Предлагаю вам поиграть в игру «Игра «Лото»

-А предметы изображены на карточках. И вы должны выбрать карточки с изображением предметов необходимых для того или иного вида деятельности коренного народа. (Скажите, чем занимался данный коренной житель, и что необходимо для его труда.)

Земледельцы – (пахали землю, а для работы нужна была лошадь, земля семена)

Рыболовы – (ловили рыбу, и для этого необходима удочка)

Охотники – (охотились на крупного зверя)

Кузнецы – (ковали железо)

Пчеловоды – (ухаживали и разводили пчел)

Животноводы –(разводили животных)

Рассматривают3 слайд-земледельцы, рыболовы, охотники, пчеловоды, животноводы, кузнецы

Пахали землю

Ловили рыбу

Охотились

Ковали железо

Разводили пчел

Разводили животных

-Ребята, как вы думаете, чем отличаются люди разных национальностей друг от друга?

-Люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком.

Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, характером. Рассматривают 4-5 слайды (одежда, праздники, музыкальные инструменты, кухня)

-А еще у разных народов и обычаи разные! Так у телеутов были куклы хранители.

-Кукол хранили в семьях, чтобы охранять беременных женщин и детей.

-А вот так выглядели эти куклы?

-А еще у каждого народа есть свои любимые сказки. Рассматривают 6 слайд-кукла хранитель

Рассматривают иллюстрации в книжках

Физминутка.

-А музыка у народов Кузбасса тоже очень разная. Давайте с вами послушаем телеутскую народную песню и русскую народную и даже станцуем!

-Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в русскую народную игру

Повторяют движения за воспитателем, под музыку.

Игра «Золотые ворота»

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами». Выполняют движение согласно словам воспитателя.

3. Заключительный этап:

-Вот сколько мы вспомнили и узнали о земле Кузнецкой, но на прощание ещё об одной традиции коренного шорского народа : для того, чтобы вернуться в какое-то место обратно, следует повязать ленточку на ветку дерева, т. е. оставить о себе память. (Дети повязывают на березку ленточку).

-Предлагаю вам ребята последовать этой доброй традиции, но выбрать яркую ленту если понравилось наша встреча, и темную ленту если было скучно. - Обратите внимание на наше дерево, каким нарядным оно стало и ни одной темной ленточки. Значит. Мы с вами сегодня прекрасно поиграли, пообщались.

- А на прощанье мы не станем говорить «До свиданья». А почему?

В языке телеутов, коренных жителей Земли Кузнецкой, нет слова «до свидания». Вместо этого они говорят: «Приходите в гости!». И мы вам говорим: «Приходите в гости!» чтобы поиграть, поговорить узнать новое о нашей малой родине. Рассматривают 7 слайд- ленточки на березе.

Повязывают ленты, в заранее подготовленную ветку березы (из бросового материала)

Рассматривают ветку и делают анализы занятия.

Повторяют вместе с воспитателем

«Приходите в гости!»

Публикации по теме:

«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе Задачи: Образовательные: -Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры и об особенностях северного оленя. -Формировать.

Фестиваль «Народы Поволжья» в старшей подготовительной группеФестиваль «Народы Поволжья» в старшей подготовительной группе Фестиваль "Народы Поволжья"в старшей-подготовительной группе Дети входят в зал под музыку «Я, ты, он, она»с флажками. Воспитатель 1: Здравствуйте,.

Фотоотчет с занятий по краеведению «Путешествие в мир растений Кузбасса»Фотоотчет с занятий по краеведению «Путешествие в мир растений Кузбасса» Мы живем в удивительном крае, имя которому Кузбасс. Природа нашего края уникальна, она имеет свои особенности: красоту, необычные явления,.

Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала»Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала» Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала»(воспитатель Федякова Л. И., детский сад № 329, г. Екатеринбург).

Конспект занятия по краеведению «Дмитров — главный город Подмосковья»Конспект занятия по краеведению «Дмитров — главный город Подмосковья» Конспект занятия по краеведению по теме: «Дмитров главный город Подмосковья» Пр. содержание: Дать детям представление о том, почему Дмитров.

Конспект занятия «Животные, растения и насекомые Кузбасса» в младшей разновозрастной группе к 300-летию КузбассаКонспект занятия «Животные, растения и насекомые Кузбасса» в младшей разновозрастной группе к 300-летию Кузбасса Цель: Воспитание патриотических чувств – любви к родному краю Кузбассу. Задачи: - продолжать закреплять знания о растениях, животных и.

План мероприятий в подготовительной группе по подготовке к празднованию 300-летия образования КузбассаПлан мероприятий в подготовительной группе по подготовке к празднованию 300-летия образования Кузбасса 27 августа президент Российской Федерации подписал Указ о праздновании 300-летия Кузбасса 6 июля 2021 года. 11 октября 2018 года дан старт.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Вместе мы — одна семья, все народы здесь — друзья»НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Вместе мы — одна семья, все народы здесь — друзья» НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Вместе мы – одна семья, все народы здесь – друзья». Интеграция образовательных.

Оформление зимнего участка в детском саду «Коренные народы севера»Оформление зимнего участка в детском саду «Коренные народы севера» Зима – волшебное, удивительное время года. Дети с нетерпением ждут снега, радуются ему. Как только выпадает снег, все вокруг становится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Коренные народы Кузбасса»
Опубликовано: 31 июля 2023 в 15:35
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД