Лучший педагог года

Краеведческий подход в экологическом воспитании дошкольников

Гулия Кадаева
Краеведческий подход в экологическом воспитании дошкольников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад «Бэпембэ» села Акъяр муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан

Краеведческое воспитание - новое направление экологического образования, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. Очень важно вести работу по экологическому воспитанию с учетом краеведческого аспекта, так как понимание связей, существующих в окружающем мире, доступно дошкольникам на материале, который их окружает: уголок природы детского сада, уголок природы на территории двора, в котором живет ребенок, природа родного края. В соответствии с ФГОС ДО знакомство с природными памятниками родного Хайбуллинского района отражено в вариативной части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса. В ней отражена специфика национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Дошкольники получают сведения о географических и климатических особенностях своей местности, где подробно рассматривается степная и лесная зона с распространенными и редкими растениями, лекарственными травами и полезными ископаемыми нашего района и животным миром, в доступной форме узнают о родной природе, о природных памятниках Хайбуллинского района: заказнике «Шайтантау», «Таштугайские горы», «Каин-Кабак», «Сукракские вишарники», «Великовозрастная лиственница», поймы реки Макан, пещера Кутур-батыра, столетней лиственнице вблизи деревни Юлбарсово и др. Это богатейшая эколого – образовательная среда для воспитания любви к природе, патриотизма, роста экологической культуры. Находясь на такой ценной территории, которая может служить экологической школой для детей всех возрастных категорий, немаловажно вести работу по формированию у ребенка любви к родной природе, воспитанию эмоционально – положительного отношения к местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающего мира, желания узнать больше об особенностях природы родного края. Эффективная работа ДОУ по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов детского сада. С этой целью в нашем детском саду разработан эколого – краеведческий путеводитель по природным памятникам Хайбуллинского района, дающая возможность познакомить дошкольников и их родителей с богатством природы родного края.

Публикация «Краеведческий подход в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Цель:

Формировать краеведческое мировоззрение, реальные представления у дошкольников об экологических системах края, осознанного отношения к своей малой Родине.

Задачи:

1. Углубить представления воспитанников о родном крае, о малой родине;

2. Развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе исследования, наблюдения, проектирования, экспериментальной работы;

3. Углубленное изучение природы, экологии края и использование полученных знаний и умений в повседневной жизни.

4. Привлечь внимание к природному, историческому и культурному наследию нашего района.

В работе использованы архивные материалы, ресурсы интернета, а также богатый материал районного историко-краеведческого музея.

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания, создание эколого - краеведческого путеводителя предусматривало современные подходы и технологии, которые помогают педагогам привлечь детей и родителей к вопросам охраны природы, знакомят с уникальными природными и культурными объектами Хайбуллинского района.

Для того, чтобы вовлечь детей в познавательную краеведческую деятельность по живописным местам района, совместно с родителями были организованы поездки на Таштугайские горы, в деревню Юлбарсово, к великовозрастной лиственнице. А также были организованы виртуальные экскурсии (фото и видео презентации) в Сукракские вишарники и заказник Шайтан - тау, разработанные педагогами ДОУ. Это вызвало у детей огромное восхищение и желание вернуться сюда вновь.

Посетив природные памятники, были организованы фотогалерии, выставки рисунков и поделок из природного материала, созданы макеты Таштугайских гор, заказника Шайтан – тау, Великовозрастной лиственницы.

В образовательной деятельности в игровой форме закрепили у детей представления о птицах, растениях и животных этих местностей, занесенных в Красную книгу Республики Башкортостан. Используя метод моделирования, на примере обитателей природных памятников и экологической пирамиды формировали умения устанавливать причинно – следственные связи в природе.

С увлечением дети играли в дидактические игры: «Грибы, ягоды», «Зеленая аптека», «От какого дерева лист», «С какого дерева плод», «Что сначала, что потом»; в подвижные игры «Найди кустарник», «В лесу-лесочке», «В поле выросли цветы»; в сюжетно-ролевые игры «Поход в лес» и другие.

Дети знакомились с легендами о происхождении Таштугайских гор, стихами, рассказами писателей, поэтов – земляков, таким образом, воспитывая в детях умения видеть красоту родной природы.

Формированию эстетического отношения окружающему миру, развитию художественно-эстетических навыков способствовали такие виды художественного творчества как пластинография «Какая бывает вишня?», «Вишенка», «Птицы» аппликация на тему «Птицы Сукракского вишарника», рисование на тему «Вишенки», «Звери в лесу», «Деревья и кустарники», «Таштугайские горы».

С целью формирования экологической культуры и познавательного интереса к природе в рамках экологопросветительской деятельности с родителями были организованы: экологический турнир с родителями «В союзе с природой», конкурс плакатов «Береги природу!» и экологические акции «Первоцветы», «Посади дерево».

В результате проделанной работы, создан эколого – краеведческий путеводитель, богатейший дидактический материал, Красная книга Хайбуллинского района, макеты памятников природы, разработана карта местности, педагогические проекты «Великовозрастная лиственница - уникальный памятник родного края», «Природный памятник Хайбуллинского района - заказник Шайтантау», «Путешествие по Таштугайским горам», «Сукракские вишарники», «Лесные жители Башкортостана».

При проведении итоговых мероприятий дети демонстрировали положительные результаты в изучении данного направления. Все формы работы (образовательная деятельность, экскурсии, экологические десанты, природоохранные мероприятия) способствовали совершенствованию экологической культуры детей, помогли формированию ответственного отношения к среде обитания и усвоению позитивного отношения человека к природе. При изучении природных памятников дети узнали интересные и познавательные факты о ее географии, флоре и об экологических проблемах и каждый ребенок почувствовал себя маленьким исследователем, с радостью и удивлением открыл для себя окружающий мир родного края!

Литература:

1. Научно – практический журнал «Управление ДОУ», 2014, № 9

2. Методика экологического воспитания дошкольников. С. Н. Николаева, 2001г

3. «Учитель Башкортостана» журнал, Уфа – 2006, № 8.

Публикации по теме:

Роль музыки в экологическом воспитании дошкольников В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Более двадцати парциальных программ.

Роль воспитателя в экологическом воспитании дошкольников Вступление. Задача воспитателя- воспитание у детей экологической культуры, фундаментом которой составляют достоверные знания, практические.

Презентация «Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников» Актуальность данной темы заключается в том, что экологическому воспитанию уделяется особое внимание, так как в дошкольном возрасте закладываются.

Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка, и не превратить.

Методическая разработка «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников» 1. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. Опыт показывает: если пытаться давать дошкольникам экологические знания в традиционной.

Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Китайская народная мудрость. Важнейший аспект в решении вопроса.

Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников из опыта работы воспитателя Шапошниковой В. Ю. «Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир» Сухомлинский Актуальность Веками.

Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников "Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников". Дошкольное детство – начальный этап формирования личности,.

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников Роль игры в экологическом воспитании дошкольниковПрирода – единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания. И. В. Гёте.

Взаимодействие семьи и ДОУ в экологическом воспитании дошкольников Экологическое воспитание – это, общение человека с природой, при котором человек находится в гармонии с природой, бережно и эмоционально.

Библиотека изображений:

Публикация Краеведческий подход в экологическом воспитании дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Гулия Кадаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Краеведческий подход в экологическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 15 января 2019 в 20:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД