Папки-передвижки

Конспект занятия «Краешек земли — Ямал!»

Мария Сищук
Конспект занятия «Краешек земли — Ямал!»

Программное содержание:

Расширять знания детей о своей стране – России.

Продолжать знакомить детей с природой Крайнего Севера, с жизнью народов Севера, основных видах занятий (оленеводство, рыболовство, сбор ягод, быте, домашнем укладе, народных праздниках.

Развивать диалогическую, монологическую речь детей.

Активизировать словарь новыми словами: нарты, каюр, ягель, стойбище, колодки, аркан.

Продолжать учить давать полные ответы на вопросы, отгадывать загадки.

Воспитывать уважение к коренным народам Севера, чувство любви и бережного отношения к природе Севера.

Предварительная работа:

Публикация «Конспект занятия „Краешек земли — Ямал!“» размещена в разделах

Экскурсия в краеведческий музей города; чтение произведений о жизни коренных народов Севера; знакомство с картой России и ЯНАО; рассматривание иллюстраций и фотоальбомов о животном и растительном мире природы Севера.

Материал:

Физическая карта России; физическая карта ЯНАО; иллюстрации с изображением животного и растительного мира Севера; картинки с изображением повседневной жизни коренных жителей ЯНАО; фотографии праздника «День оленевода».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, Россия! Вам уже знакома эта карта, кто покажет границы России?

Воспитатель вызывает к доске желающих и помогает провести указкой вдоль границы России.

Воспитатель: В России живут народы разных национальностей, назовите, какие национальности вы знаете.

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить с вами о Севере. Север – это царство трескучих морозов, короткого лета и бескрайних просторов тундры. Скажите, как называется наш округ?

Ответы детей.

Воспитатель: Кто покажет на карте, где находится ЯНАО?

Ребенок показывает на карте границы ЯНАО.

Воспитатель: Мы живем с вами на Крайнем Севере. Природа Севера своеобразна и загадочна. Именно у нас, на Севере, есть восьмое чудо света, что это, назовите?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это северное сияние. Кто из вас наблюдал северное сияние, поделитесь с нами своими впечатлениями.

Рассказ 1 -2 детей из личного опыта.

Воспитатель: Северное сияние – праздник красок изумительной красоты. Зеленые, малиновые, желтые переливы спускаются вниз извивающимися лентами. Северное сияние, как бриллиантовое ожерелье, украшает северное небо.

Воспитатель сопровождает свой рассказ показом иллюстраций.

Воспитатель: Природа на Ямале, действительно разнообразна: то леса непроходимые, то– голая, безлесая равнина.

Воспитатель сопровождает свой рассказ показом иллюстраций.

Воспитатель: Ребята, а какая растительность есть в тундре? Отгадайте загадку:

Хоть не очень он красив,

Но зато не прихотлив,

Он на Севере растет,

Среди снега круглый год. (Лишайник).

Ответы детей.

Воспитатель: Тундра покрыта лишайником – ягелем, мхом. Какие еще растения встречаются в тундре?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно – же, это карликовая березка – совсем крохотное деревце. А как вы думаете, почему эти березки такие маленькие?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы. Здесь им не хватает тепла и света, здесь всегда сильные ветра. Высокое дерево сломалось бы от ветра, а карликовой березке не так страшно.

Несмотря на суровый климат, Север богат грибами и ягодами.

Педагог предлагает отгадать загадки:

В тундре, на кочке,

Посреди болот,

В аленьком платочке

Ягодка растет,

Хоть на вкус она кисла,

Детям ягодка мила. (Клюква).

Что за ягодка такая,

Будто небо голубая. (Голубика).

Ягодка алая,

В туесок попала.

Ее едят моченой

И с сахаром, толченой. (Морошка).

Ответы детей.

Воспитатель выставляет на фланелеграф картинки с изображением северных ягод.

Воспитатель: Молодцы! А вы знаете, что эти ягоды выдерживают самые сильные морозы и собирать их можно до самых заморозков, от этого ягода только слаще становится. А какие грибы растут у нас на севере, назовите.

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, это подосиновики, белые, грузди, маслята. Грибы любят животные севера. А у меня есть еще для вас загадка, угадайте:

Он и сильный, он и быстрый,

У него рога ветвисты,

Среди тундровых болот

Он лишайник-ягель рвет. (Олень).

Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы, это северный олень.

Воспитатель: Чем питается северный олень?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, в теплое время года олени едят зелень, ягоды грибы, не прочь полакомиться пойманной человеком рыбой, особенно мороженой. Зимой этим животным приходится нелегко: они питаются ягелем, откапывая его из-под снега копытами. Много лет назад люди приручили оленей, подкармливая их соленой рыбой. А чтобы олени далеко не ушли от стойбищ, им надевали специальные колодки на ноги.

Воспитатель сопровождает свой рассказ показом иллюстраций.

Воспитатель: Ребята, почему северный олень является самым главным животным для северных народов?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно. Олень, запряженный в нарты, служит средством передвижения по тундре. Мясо оленя идет в пищу. Из шкуры оленя шьют одежду и обувь (женская одежда называется – ягушка, а мужская – малица, шкурами накрывают чум.

Воспитатель: На бескрайних просторах Севера живут малочисленные коренные народы, назовите их.

Ответы детей.

Воспитатель: Это ханты, ненцы, селькупы, манси. Сурова природа севера, но она может дать людям все, что нужно для жизни. Давайте подумаем, что же нужно коренным жителям севера, чтобы выжить здесь?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, им нужна теплая одежда, сытная пища, жилище.

Воспитатель: Подумайте и скажите, какой можно назвать жизнь коренных жителей?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, чтобы выжить в таких условиях, нужно быть сильными и смелыми людьми, много трудиться. Давайте повторим, какие основные виды занятий коренных жителей.

Ответы детей.

Воспитатель: Мужчины ходят на охоту и ловят рыбу, занимаются оленеводством. Женщины поддерживают огонь в чуме, готовят еду, занимаются рукоделием и сбором ягод. Шьют обувь и одежду из оленьих шкур: ягушку и малицу, украшают бисером, вышивают замысловатые узоры.

Воспитатель показывает детям изделия из меха, расшитые бисером.

Воспитатель: Какая - бы не была сложна и тяжела жизнь коренных народов севера, они умеют отдыхать и веселиться, у них есть традиционные народные праздники. Назовите их.

Ответы детей.

Педагог выставляет фотографии с праздника «День оленевода».

Воспитатель: Один из главных праздников у коренных народов севера - «День оленевода». Кто из вас был на этом празднике, расскажите о своих впечатлениях.

Рассказы из личного опыта 1 – 2 детей.

Воспитатель: Очень интересно! На день оленевода проходят народные состязания- гонки на оленьих упряжках, метание аркана, метание топора, прыжки через нарты, перетягивание палки. Есть и такое соревнование – кто быстрее влезет на обледенелый столб. Женщины поют песни на родном языке, танцуют в праздничных одеждах - ягушках, украшенных узорами из бисера и меха.

Свой рассказ воспитатель сопровождает показом иллюстраций и фотографий.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы узнали много нового о суровом и прекрасном Севере. Коренные жители Севера, давно живущие на этой земле, будь они ненцы, ханты или селькупы, несмотря на тяжелую и трудную жизнь, - люди добрые и берегут свою природу, потому что она является их неотъемлемой частью. Северная земля хранит в себе бесчисленные природные богатства – нефть, газ, ягоду, рыбу, пушнину. Наше небо радует нас северным сиянием – восьмым чудом света. Мы с вами тоже должны беречь и охранять все, что нас окружает: природу и людей. Заканчивая наше занятие, мне хочется сказать, об этом прекрасном уголке земли, такие слова: «Если ты увидел Север – не забудешь никогда!»

Публикации по теме:

Конспект занятия в формате научного форума «День Земли»Конспект занятия в формате научного форума «День Земли» Никитина Светлана Викторовна, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №40 «Русалочка»,.

Конспект занятия «22 апреля — Международный день Земли»Конспект занятия «22 апреля — Международный день Земли» Задачи: -Знакомить детей с праздником – Днем Земли; -Расширить представление детей об охране природы. -Закрепление знание правил поведения.

Конспект занятия «День рождения Земли» во второй младшей группеКонспект занятия «День рождения Земли» во второй младшей группе Программное содержание: 1. Расширить представление о Земле. 2. Рассказать, что Земля - общий дом для людей, животных, насекомых, рыб, растений.

Конспект занятия «День Земли» с детьми подготовительной к школе группыКонспект занятия «День Земли» с детьми подготовительной к школе группы .

Конспект занятия «Луна-спутник Земли» Цель. Уточнить и закрепить представления детей о расположении планет в Солнечной системе. Формировать представления о луне, как спутнике.

Конспект занятия по экологии «Животные Земли» в подготовительной группе Цель. Углубить и обобщить представления детей о разнообразие животного мира (насекомые, птицы, звери, рыбы). Задачи. Способствовать развитию.

Конспект занятия «Растения Земли» Цель. Дать детям представления о растениях Земли, их взаимосвязи с окружающей средой и между собой, показать этажность леса. Познакомить.

Конспект занятия в средней группе «22 апреля — Международный день Земли»Конспект занятия в средней группе «22 апреля — Международный день Земли» Задачи: Познакомить детей с праздником – Днем Земли; Расширять представление детей об охране природы. Закрепить знание правил поведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Краешек земли — Ямал!»
Опубликовано: 9 октября 2023 в 11:37
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД