МААМ-картинки

Коррекционные возможности игры

Ирина Смирнова
Коррекционные возможности игры

Коррекционные возможности игры

Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвитием речи. В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Игра — это мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм, ребёнок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. Игру не зря называют королевой детства. Знаменитый ученый Э. Берн говорил, что весь процесс воспитания ребенка он рассматривает, как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть. В игре ребёнок развивается как личность. У него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре создаётся базис для новой ведущей деятельности — учебной. Удовлетворяя потребность ребёнка в игровой деятельности при помощи разнообразных игровых средств, педагог умело моделирует игровые ситуации, в процессе которых решаются важные развивающие и коррекционные задачи. Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения дошкольников, и формой обучения, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Публикация «Коррекционные возможности игры» размещена в разделах

Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Ослабленность условно-рефлекторной деятельности, медленное образование дифференцировок, нестойкость памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры. У детей с речевыми нарушениями, нарушение общей и речевой моторики, вызывает быстрое утомление ребенка в игре, поэтому в играх они не могут сразу переключиться с одного вида деятельности на другой.

Опыт работы с детьми, имеющими нарушение развития речи, показал, что у них наблюдается изменения в психической сфере (раздражительность, негативизм, возбудимость и т. д.) они стараются отстраниться от совместной деятельности, так как боятся показаться смешными, хотя им понятно, что надо сделать и как. Даже в игре они чаще всего выступают зрителями, или берут на себя “подчиненные” роли или уходят заниматься своими делами.

Для успешного преодоления отмеченных неблагоприятных моментов, большую помощь мне оказывает проведение занятий в игровой форме или с использованием различных игровых приемов. Игры способствуют развитию сенсорной (чувственной) ориентировки детей (на форму, величину, цвет, расположение предмета в пространстве и т. д., внимания, памяти, мышления, формированию представлений об окружающем мире. Кроме того, играя с детьми, можно решать и задачи нравственного воспитания детей, так как развивается целеустремленность, выдержка, самостоятельность, чувство коллективизма, вырабатывается умение действовать в соответствие с принятыми в обществе нормами поведения.

На начальном этапе работы над развитием артикуляционного аппарата, когда необходимо заинтересовать детей, разнообразить артикуляционные упражнения, внести в них положительную эмоциональную окраску мне помогают следующие игровые приемы:

1. Кукла-помощник «»Клоун».

Цель: развивать артикуляционную моторику и мелкую моторику рук.

Материал: кукла- клоун с тряпочным языком, плоскостное изображение губ при произнесении звуков [а], [о], [у], [и], [ы], [с], а также изображение сомкнутых губ.

2. Игра «Логокуб»

Цель: развитие артикуляционной моторики

Материал: кубик, на грани которого приклеены картинки-символы артикуляционных упражнений.

Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В процессе интересных игровых действий формирование у ребёнка знаний и умений осуществляется эффективнее, чем при прямом обучении. В условиях игры гораздо легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании, формировать интерес к занятиям, работе в условиях коллектива.

Знания об окружающей жизни даются детям по определенной системе. Многие дидактические игры направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. Такие игры как "Кто построил этот дом?". "От зёрнышка до булочки", "С какого дерева лист?". "Новосёлы" и др. содержат дидактические задачи, при решении которых дети должны проявить конкретные знания по лексическим темам "Профессии". "Деревья". "Мебель" и др. С помощью игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Наряду с умственным развитием, игры развивают сенсорные способности детей. Ознакомление дошкольника с цветом, формой, величиной предметов, свойствами материалов, из которых они изготовлены, позволило создать систему игр и упражнений по сенсорному воспитанию, на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Что касается детей с общим недоразвитием речи, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение ("Цветы и пчёлки", развивается фонематический слух ("Поймай рыбку", физиологическое и речевое дыхание ("Чья птичка дальше улетит", "Приятный запах",развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий ("Назови одним словом", "Назови три предмета"). Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача большинства словесных игр. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.

Постоянное побуждение к общению детей друг с другом и комментированию своих действий способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, – так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

Именно в игре и через игру речь проявляется наиболее ярко. Необходимость объясниться со сверстниками в ходе игры, стимулирует развитие словообразования у детей.

В развитии речи огромное значение имеют игры с дидактическими и образными игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая моторика, координация движений.

В словесных играх дети учатся описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, учатся мыслить о вещах, с которыми в данное время не действуют. Основные требования всех видов игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.

Словесные игры они облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, развитие памяти, воображения, внимания, коммуникативных навыков.

Игра в коррекционной работе - это не самоцель, а средство воздействия на ребёнка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Безграничные возможности фетра. Еда для кукольного кафе»Фотоотчет «Безграничные возможности фетра. Еда для кукольного кафе» Одна из любимых детских игр - "Кафе". Магазины детских товаров пестрят различными игрушками, посудкой, продуктами, наборами для изготовления.

Фотоотчет «Развиваем моторику и не только…» или безграничные возможности Тико конструктораФотоотчет «Развиваем моторику и не только…» или безграничные возможности Тико конструктора Как важно для каждого ребенка развивать моторику с самого рождения! С каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержкой речевого.

Инновационный опыт педагога-психолога ДОУ «Коррекционные занятия со старшими дошкольниками по подготовке к обучению в школе» Тема: «Коррекционно – развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению в школе» Актуальность и перспективность:.

Консультация для педагогов и родителей «Возможности развивающего конструктора «Тико» Среди развивающих игрушек конструкторы на сегодняшний день наиболее популярны. Использовать их можно начиная с раннего возраста, когда ребенок.

Структура занятия по математике для детей с ОВЗ, ее возможности и ограничения Уважаемые коллеги! Настоящее время предъявляет нам свои требования – курсы повышения квалификации, переподготовка, да и просто самообразование,.

Коррекционные игры в работе с агрессивными детьмиКоррекционные игры в работе с агрессивными детьми Данные игры можно организовать, как индивидуально, так и с группой детей-дошкольников. Они помогут детям выплеснуть в игровой форме агрессию,.

Мастер-класс «Возможности мультифункционального планшета в работе с дошкольниками всех возрастов»Мастер-класс «Возможности мультифункционального планшета в работе с дошкольниками всех возрастов» Мастер-класс «Возможности мультифункционального планшета в работе с дошкольниками всех возрастов» У каждого человека есть свой путь, который.

Скрытые возможности использования доминоСкрытые возможности использования домино Игра в домино расширяет кругозор ребенка, знакомит его с окружающим миром, развивает память, внимательность, быстроту реакции. Поэтому.

Возможности развития коммуникативных способностей детей со взрослыми Современный образовательный процесс в детском саду опирается на повышение коммуникативной, познавательной, исследовательской и творческой.

Выступление на родительском собрании «Роль и возможности игры в семейном воспитании» Что бы не говорилось о роли воспитания, никто не станет отрицать, что главная роль здесь принадлежит всё-таки семье. В семье ребёнок находится.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекционные возможности игры
Опубликовано: 26 декабря 2020 в 00:03
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционные возможности игры» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Смирнова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД