Получи документы

Коррекционное обучение как одна из технологий оздоровления ребёнка в целом

Марина Расимовна Ахмадеева
Коррекционное обучение как одна из технологий оздоровления ребёнка в целом

Выступление на Педагогическом Совете на тему

«Коррекционное обучение

как одна из технологий оздоровления ребёнка в целом».

Выполнила:

учитель-логопед Ахмадеева М. Р.

Тема: «Коррекционное обучение как одна из технологий оздоровления ребёнка в целом».

Цели: ознакомление сотрудников со здоровьесберегающими технологиями, используемыми в работе учителя-лопеда.

План:

1. Понятие о здоровье человека.

2. Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя-лопеда.

Публикация «Коррекционное обучение как одна из технологий оздоровления ребёнка в целом» размещена в разделах

Ход выступления:

1. Жизнь в XXI веке ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.

Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.

Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С. М. Громбахом определение здоровья как “степени приближения” к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.

Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

2. В связи с этим в нашем дошкольном образовательном учреждении получило широкое применение здоровье сберегающая практика. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

В логопедической работе можно использовать следующие здоровьесберегающие технологии :

1) неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение поможет:

улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

улучшить подвижность артикуляционных органов;

укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

В кабинете логопеда может располагаться фото-вариант артикуляционной гимнастики, «Сборник сказок» (по данной теме, консультации для родителей, а также солидная электронная база (видео-занятия, консультации и прочее).

2) Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика. Работа над дыханием является важной в логопедической работе, но и профилактика простудных заболеваний тоже важна, а тем более эти две задачи можно объединить в одну. Обучение детей правилам гигиены дыхания и навыкам его регуляции полезно и необходимо начинать с дошкольного возраста и продолжать в школе, так как с дыханием связаны: речь, движение, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной и иммунной систем, биологические ритмы организма. Детям следует предлагать те упражнения, которые он будет воспринимать как игру:

“Хомячок”. Пошмыгать носом (рот закрыт).

“Собачке жарко”. Часто подышать с высунутым языком.

При выполнении этих упражнений надо чувствовать движения стенки живота.

“Шарик”. Вдох носом, живот при этом выпячивается вперед (надуть животик, выдох ртом (живот вбираем в себя). Это так называемое нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать!

Рекомендуемые упражнения:

сдуй осенний листочек с ладошки;

сдуй снежинку с ладошки;п

подуй на ладошку;

помоги колобку убежать от лис (с использованием лёгкого мяча);

надуй воздушный шарик;

задуй свечу;

сдуй бабочку с цветка;

игры на муз. инструментах (губная гармошка, дудочка);

подуй в колпачок (бутылочку, так чтобы он запел;

надувание мыльных пузырей;

сделать «Бурю» в стакане с помощью коктейльных трубочек и пр.

3) В структуру занятий, проводимых с детьми, включаются и физкультурные минутки с речью и элементами зрительной гимнастики:

вертикальные движения глаз вверх-вниз, горизонтальные вправо-влево;

вращение глазами по часовой стрелке и против;

представление всех цветов радуги с закрытыми глазами;

мысленное рисование с движением глаз по спирали, окружности, ломаной.

4) В современных условиях возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного и оздоровительного процесса. Одним из таких эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму является самомассаж рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. Самомассаж кистей и пальцев рук с помощью колючих мячиков разного цвета и массажных пальчиковых колечек из серии «Суджок-терапия».

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко

Ежик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

Для самомассажа используются бельевые прищепки и щётки, массажёры, бусы и колечко по типу чёток, а также песок. Самые незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благоприятное влияние на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Так, что пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка в целом. Пальчиковую гимнастику можно делать также под музыку.

5) кинезиологические упражнения А. Л. Сиротюк. Развитие моторики, создаёт предпосылки для становления многих психических процессов (развитие межполушарного взаимодействия, самоконтроля, мыслительной деятельности, памяти и внимания). Данные методики позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Примерные упражнения:

«Кулак-ребро-ладошка» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Вверх ладошки,

Вниз ладошки,

А теперь их на бочок,

И зажали в кулачок.

«Колечко» - поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Ухо-нос» - ребенку предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

«Лягушка» - положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.

Гораздо интересней и продуктивнее становятся занятия, оформленные музыкой. Седативный или активизирующий эффект музыки достигается: в оформлении игр, слушании неречевых звуков, логоритмических упражнениях, релаксации.

Таким образом, приоритетным в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, являются здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, но и дают ребенку возможность обрести уверенность в себе, улучшить результаты коррекции речи.

Используемая литература

1. Белякова Л. Н., Гончарова Н. Н., Шинкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания дошкольников с нарушением речи. – М., 2004.

2. Климова Т. В. Здоровьесберегающий аспект воспитательно– образовательных программ для детей дошкольного возраста, НГПУ.

3. Синягина Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения. – М. : ВЛАДОС, 2004.

4. Торохова Е. И. Валеология: Словарь. М. : Флинта: Наука. 1999.

Публикации по теме:

Использование фитбол–гимнастики для оздоровления дошкольниковИспользование фитбол–гимнастики для оздоровления дошкольников h4]Любая физкультурно-оздоровительная работа строится на здоровьесберегающих технологиях. Здоровьесберегающая технология – это система.

Кинезиологические упражнения как одна из здоровьесберегающих технологий в детском садуКинезиологические упражнения как одна из здоровьесберегающих технологий в детском саду Хотелось бы обратить внимание на еще одну из здоровьесберегающих технологий - кинезиологические упражнения или «гимнастика мозга» Что такое.

«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Фотоотчет «ГТО-одна страна, одна команда!»Фотоотчет «ГТО-одна страна, одна команда!» По всей стране идет массовая сдача нормативов ГТО. Конечно каждый из нас помнит, как мы в школьные годы сдавали нормативы, и нам казалось,.

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей»Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей» Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».Лариса Гацко. Блог. Цель мастер-класса:.

Мнемотехника — одна из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ Мнемотехника - одно из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ. (Выступление на МО) В настоящее время проблема развития.

Нетрадиционные техники оздоровления — сказкотерапия «Организация деятельности ДОУ по профилактике заболеваемости и оздоровлению детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».Одной из.

Опыт работы «Ритмика — как средство оздоровления дошкольника»Опыт работы «Ритмика — как средство оздоровления дошкольника» Опыт работы «Ритмика - как средство оздоровления дошкольника» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна В последнее время большое распространение.

Сухой бассейн — простая технология оздоровления для всех детей.Сухой бассейн — простая технология оздоровления для всех детей. Сегодня придумано очень много интересных приспособлений для игр. Отличным местом развлечения, которое одновременно обладает оздоровительным.

Библиотека изображений:

Публикация Коррекционное обучение как одна из технологий оздоровления ребёнка в целом (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Расимовна Ахмадеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Коррекционное обучение как одна из технологий оздоровления ребёнка в целом
Опубликовано: 15 мая 2023 в 15:38
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД