Папки-передвижки

Коррекционно-педагогические условия преодоления акустической дисграфии младших школьников

Назарова Александра
Коррекционно-педагогические условия преодоления акустической дисграфии младших школьников

На сегодняшний день одной из наиболее важных проблем, встающих перед общеобразовательной школой, является проблема нарушений письменной речи у учащихся начальной школы. Эта проблема также является актуальной и для логопедии. Актуальность ее вызвана тем, что ежегодно в начальном звене растет количество детей, страдающих разными видами нарушений письма. Данные нарушения начинают проявляться с самых первых дней обучения в школе и выражаются в затруднениях чтения и письма.

Публикация «Коррекционно-педагогические условия преодоления акустической дисграфии младших школьников» размещена в разделах

Состояние, при котором происходит нарушение навыков, выражающихся в графической символизации речи, основанных на фонетическом принципе написания слов в предложении с использованием грамматических правил согласования, у детей имеющих достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, называется дисграфией. Ее особенностью являются повторяющиеся ошибки письменной речи, совершаемые учащимися, которые не имеют отклонений в интеллектуальном развитии, а также в развитии анализаторов.

Все ошибки можно разделить на несколько групп: искажение букв при письме; замена букв из-за оптического и акустического сходства соответствующих им звуков; искажение звуко-слоговой структуры слова; нарушение слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы при письме.

По данным Т. Аристовой [2], в 1950-1960-е годы статистика дисграфий среди учащихся младших классов российских общеобразовательных школ не превышала 10%, а сегодня (2018 г.) дисграфия встречается у учащихся младших классов общеобразовательных школ уже в 50% случаев и более.

Проблема дисграфии у младших школьников изучена достаточно широко. Однако, и сегодня наблюдается ряд противоречивых споров между отечественными и зарубежными учеными в отношении сопоставления терминов «дисграфия» и «дислалия» [23].

Таким образом, все вышеуказанное позволило определить цель эмпирического исследования.

Цель нашего эмпирического исследования заключалась в определении уровня сформированности процесса письма у младших школьников, в выявлении у них характеристики и частоты дисгафических ошибок в письменных работах, с учетом овладения детьми моторными навыками, степени сформированности фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. При проведении исследования письменной речи младших школьников использовались задания на исследование навыков письма, чтения, знания основных терминов (звук, буква, слог, слово, предложение) и умение применять их в учебной практике.

Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня сформированности процессов письма и устной речи у младших школьников 3 класса.

Основные задачи эксперимента:

- исследование навыка письма у детей младшего школьного возраста;

- выяснение степени овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования;

- выявление нарушений письма (отсутствие или наличие специфических ошибок, их характер и степень выраженности);

- исследование устной речи.

МАОУ «Селенгинская гимназия» МО «Кабанский район» Республики Бурятия. Всего в исследовании приняло участие 16 учащихся 3-х классов.

В соответствии с общим замыслом исследования методики обследования были выбраны следующие методики: методика Р. И. Лалаевой и Л. В. Бенедиктовой, методика Фотековой Т. А. и Ахутиной Т. В.

Нами было выявлено 16 детей с нарущениями письменной речи. С учетом количества и характера ошибок, относящихся к каждому конкретному виду дисграфии, из 16 учащихся у 7 наблюдается акустическая дисграфия, что составляет 44% от общего количества детей, имеющих дисграфию; 5 человек имеют дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза - 31 %; 2 человека - оптическую (13%); 1 - аграмматическую (6%, 1 - артикуляторно-акустическую (6%).

Диаграмма 1 – Выявление специфических ошибок учащихся

Коррекционная работа при акустической дисграфии включает в себя следующие этапы: узнавание неречевых звуков; различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте и силе голоса;

различение слов, близких по звуковому сходству; дифференциация слогов; дифференциация фонем; развитие навыков элементарного звукобуквенного анализа и синтеза слов.

Поэтому далее наша работа была направлена на преодоление акустической дисграфии младших школьников. Для этого была организована своевременная комплексная педагогическая работа, включающая формирование слухового и зрительного внимания; развитие фонематического анализа и синтеза; разработка программы коррекции акустической дисграфии.

Логопед и учитель: формировании сложных форм фонематического анализа:

I этап - формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия. Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.

II этап - формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действия. Формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество.

III этап - формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух, не воспринимая его, т. е. на основе представлений.

Дети дописывают недостающую букву; диктуют слова без последнего согласного (логопед легким стуком карандаша обозначает отсутствующий звук, образуют новые слова, заменяя первый (или второй) согласный каким- либо другим согласным (кот вот; шары, дары, пары, из первых звуков названий картинок составляют слова.

После проведенной работы, нами был сделан контрольный срез, который проводился по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. Полученные данные позволяют сделать вывод, что создание специальных коррекционно-педагогических условий позволяет преодолевать акустическую дисграфию у младших школьников.

В процессе формирующего эксперимента были разработаны психолого-педагогические условия, способствующие преодолению нарушений письменной речи учащихся в процессе взаимодействия логопеда и учителя начальных классов.

Литература

1. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей / А. Н. Корнев. - 2-е изд. - СПб. : Гиппократ, 2008. - 224 с.

2. Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. - М. : Издательство ГНОМ, 2013. – 196 с.

Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб. : 2015. - 240 с.

Публикации по теме:

Педагогические условия гендерной социализации детей дошкольного возраста Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для младших школьников с ОВЗ «Эмоции» Автор: Черняк Алёна Владимировна, педагог-психолог Материалы: карточки с изображением эмоций, краски, бумага (формат А-4, кисти, цветные.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для младших школьников с ЗПР «Дни недели» Конспект коррекционно-развивающего занятия для младших школьников с ЗПР «Дни недели»[/b] Автор: Черняк Алёна Владимировна, педагог-психолог.

Научная статья «Коррекционно-педагогические условия профилактики нарушения голоса у лиц речевых профессий» Орлова Елена Александровна студентка 5 курса «Бурятский государственный университет» Педагогический институт Кафедра Психология детства.

Основные условия развития творческих способностей младших школьников Основные условия развития творческих способностей младших школьников Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании.

Педагогические условия развития детского коллектива в дошкольной образовательной организации Милютина Светлана Владимировна старший воспитатель МАДОУ МДС № 49 Педагогические условия развития детского коллектива в дошкольной образовательной.

Педагогические условия социализации дошкольников средствами социально-культурной деятельности Социализация детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО) рассматривается нами как процесс овладения.

Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями слуха Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями слуха В нашей стране детей с нарушениями слуха с каждым годом.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

Психолого-педагогические условия формирования субъектной позиции у дошкольника .

Библиотека изображений:

Публикация Коррекционно-педагогические условия преодоления акустической дисграфии младших школьников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Назарова Александра на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Коррекционно-педагогические условия преодоления акустической дисграфии младших школьников
Опубликовано: 1 декабря 2018 в 06:14
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД