Получи документы

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения

Ирина Кольцова
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения

При работе с детьми, имеющими нарушения зрения, должно быть организовано комплексное многостороннее воздействие, осуществляемое силами дошкольного образовательного учреждения. Комплексное многостороннее воздействие означает проведение наряду с лечебно-восстановительными мероприятиями (медицинская коррекция) педагогической коррекции

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения

Публикация «Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения» размещена в разделах

При работе с детьми, имеющими нарушения зрения, должно быть организовано комплексное многостороннее воздействие, осуществляемое силами дошкольного образовательного учреждения. Комплексное многостороннее воздействие означает проведение наряду с лечебно-восстановительными мероприятиями (медицинская коррекция) педагогической коррекции

Медицинская коррекция - исправление нарушений зрения, включающее в себя повышение остроты зрения, развитие бинокулярного зрения, фиксации взора и др.

Педагогическая коррекция - система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей, имеющих нарушения зрения.

Проведение коррекционной работы в равной степени осуществляется медицинской и дефектологической службами детского сада, музыкальными работниками, воспитателем по физическому воспитанию, воспитателями.

Непосредственное лечение детей проходит в тесном контакте с тифлопедагогом. Основой работы тифлопедагога является развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки (в микро- и макро пространстве).

Основной формой работы является проведение индивидуальных и мало подгрупповых занятий. Для большей заинтересованности детей и для повышения эффективности обучающего процесса тифлопедагоги используют нетрадиционные формы работы.

Целью работы логопедов является коррекция нарушений устной речи детей. Нарушения речи при зрительном дефекте свидетельствуют о том, что в большинстве случаев оказываются нарушенными не только отдельные компоненты речи (например, звукопроизношение, а все: фонетические, лексические, грамматические, т. е. речь оказывается нарушенной как целостная система. Это происходит в силу того, что в условиях - недостаточной компенсации зрения создаются препятствия для нормального речевого развития.

Коррекция речи проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях с учетом как речевого, так и зрительного диагноза каждого ребенка.

В коррекционной логопедической работе наряду с общепринятой системой используются альтернативные (например, при обучении детей чтению, а также нетрадиционные формы работы.

Физическое воспитание осуществляется воспитателем по физо. При нарушении зрения у детей отмечается недостатки и физического развития. Это нарушение координации движений, чувства ритма, устойчивости тела, скорости двигательных реакций, слабость мышечной системы.

Обязанности коррекционного педагога (тифлопедагога) при работе с детьми с нарушениями зрения

Коррекционный педагог организует, возглавляет и непосредственно осуществляет проведение коррекционно-педагогической работы (коррекционной развивающей, коррекционно-воспитательной и психокоррекционной) в группе детей с нарушениями зрения.

Участвует (по необходимости) в работе психолого-медико-педагогической консультации (в психолого-педагогическом исследовании зрительных особенностей ребенка и составлении заключения, отражающего педагогический аспект состояния ребенка с точки зрения имеющихся у него зрительных возможностей).

Проводит психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями зрения (в начале учебного года - исходного уровня развития, в конце - динамики развития) и на его основе составляет характеристику и индивидуальную программу коррекционно-развивающего обучения и воспитания для каждого ребенка группы, обеспечивающую адекватное взаимосвязанное развитие отдельных сторон познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

Комплектует группы и подгруппы детей для организации коррекционной работы. Планирует проводит подгрупповые, мало групповые и индивидуальные занятия с детьми (с косоглазием и амблиопией, слабовидением. слепотой, сложной структурой дефекта) по развитию зрительного восприятия, развитию осязания мелкой моторики, ориентировке в пространстве и мобильности, социально-бытовой ориентировке, тифлографике, развитию невербальных средств обаяния. Осуществляет подбор и использование разнообразного наглядно-дидактического материала, специальных тифло технических и вспомогательных оптических средств в соответствии с этапами лечения, рекомендациями врача-офтальмолога, индивидуальными возможностями у детей и программным содержанием занятий.

Обеспечивает взаимосвязь и преемственность в коррекционной работе с воспитателем группы, логопедом, психологом, музыкальным работником, инструктором по лечебной физкультуре и медицинским персоналом (врачом-офтальмологом, психиатром, медсестрами - ортоптистками). Учитывает рекомендации специалистов при индивидуально-дифференцированном подходе в процессе коррекционной работы с детьми.

Совместно с другими специалистами проводит работу с родителями (индивидуальные консультирования; индивидуальные практикумы по поучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящим коррекционную направленность; открытые индивидуальные и подгрупповые занятия, участия в родительских собраниях с докладами по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с нарушениями зрения).

Ведет документацию (карту обследования на каждого ребенка, индивидуальные планы работы, перспективный и календарный планы и др.); для обмена опытом и повышения квалификации принимает участие в работе педагогических советов и методического кабинета ДОУ, методических объединений округа и города.

Публикации по теме:

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Конспект интегрированной НОД воспитателя с детьми раннего возраста с нарушением зрения «Вот какие разные у нас дорожки»Конспект интегрированной НОД воспитателя с детьми раннего возраста с нарушением зрения «Вот какие разные у нас дорожки» Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста с нарушением зрения. Тема: «Вот.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Осеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зренияОсеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Правила пользования очками для детей с нарушением зрения второй младшей группыПравила пользования очками для детей с нарушением зрения второй младшей группы Цель: обучение правилам пользования очками. Задачи: • способствовать получению опыта познания возможностей глаз и знаний о функциональном.

Предметно-коррекционно-развивающая среда в подготовительной группе №21 для детей с нарушением зрения Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения
Опубликовано: 24 января 2023 в 19:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД