Получи документы

Коррекционная программа «Письмо с Удовольствием» для детей 7–9 лет по устранению признаков смешанной дисграфии

Петрова Олеся Петровна
Коррекционная программа «Письмо с Удовольствием» для детей 7–9 лет по устранению признаков смешанной дисграфии

Пояснительная записка

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств языка, навыков свободного и адекватного пользования этими средствами в целях общения.

Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует полноценному усвоению школьной программы. Чаще всего при обследовании речи детей логопеды школ констатируют нарушение письменной речи – дисграфию. Помимо классических вариантов дисграфии (акустическая, артикуляторно-акустическая и др.) отмечается еще один вид нарушений письма, так называемая смешанная или сложная дисграфия.

Публикация «Коррекционная программа „Письмо с Удовольствием“ для детей 7–9 лет по устранению признаков смешанной дисграфии» размещена в разделах

Проявления смешанной дисграфии разнообразны. Дети этой группы испытывают затруднения в усвоении программы по родному языку, имеют нарушения в произношении звуков, недоразвитие фонематического восприятия, звукового и речевого анализа, зрительно-пространственных представлений, мелкой моторики, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Диагностические исследования свидетельствуют о том, что «смешанная» дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка (ОНР). Нарушения письма носят системный характер.

При «смешанной» дисграфии наблюдается большое количество разных ошибок: пропуски или замены букв (как гласных, так и согласных) в словах, слогов; добавление лишних букв, слогов; недописывание слов или искажение их окончаний; слияние нескольких соседних слов (как правило, слитно записываются предлоги с последующими значимыми словами); разрывы слов (чаще всего на письме отделяются приставки от остальных морфем слов); пропуски слов, словосочетаний в предложениях; нарушения в обозначении на письме границ предложений (отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точки в конце). У учащихся-логопатов в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность высших психических функций: внимания, памяти различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере. Сложность нарушения обусловливает системный подход к коррекции «смешанной» дисграфии, причем не только со стороны логопеда, но и учителей, и родителей.

В силу объективных и субъективных причин в последнее время снизилась мотивация к обучению, познавательная активность детей, что приводит к нежеланию работать на уроке, запоминать материал, требующий активизации произвольной памяти, к отсутствию стремления быть первым в учебе.

Программа направлена на коррекцию «смешанной» дисграфии, обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи у детей 7-9 лет.

Цель программы : коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях.

Задачи программы :

• развивать слуховую дифференциацию фонем;

• актуализировать связь звука и буквы;

• развивать слогоритмическую структуру слов;

• уточнять и развивать пространственно-временные представления;

• развивать функции фонематического анализа и синтеза; звукослоговой структуры слова, языкового анализа и синтеза;

коррегировать нарушения лексико-грамматического строя речи;

• формировать и развивать связную выразительную речь;

• закреплять полученные навыки в письменных упражнениях;

• развивать мелкую ручную моторику;

• развивать навыки само- и взаимоконтроля, умения работать в коллективе;

• развивать устойчивый интерес к урокам русского языка.

Особенности реализации программы :

Программа предназначена для детей младшего школьного возраста, обучающихся по общеобразовательной базовой программе, имеющих нарушения звукопроизношения, чтения и письма.

Сроки коррекционной работы определяется степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием и согласовывается с родителями и педагога. Дети зачисляются на занятия по заявлению родителей.

С учащимися, зачисленными на логопедические занятия, проводятся групповые (3-6 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность коррекционных занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность группового занятия – 40 минут, индивидуального – 20 минут. В структуру каждого занятия включаются упражнения на развитие неречевых психических функций, а также слухового восприятия и расширение активного словаря, грамматического строя речи.

Срок обучения: 72 часа.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 2 занятия в неделю.

Целевые группы: учащиеся 7- 9 лет со «смешанной» формой дисграфии обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Условия реализации программы : МОУ ЦПМСС детей г. Ростова

Результаты реализации программы :

К концу курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

• узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;

• понимать условно-графические схемы звукового состава слова;

• проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без опоры на нее;

• дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики;

• уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;

• узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

• правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;

• правильно употреблять предложно-падежные конструкции;

• уметь распространять предложения.

Мониторинг эффективности программы осуществляется с помощью:

• диагностического обследования устной и письменной речи на первичном и заключительном этапе реализации программы;

• отзывов родителей;

• успеваемости детей на занятиях в школе со слов родителей и педагога.

Структура программы

Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях:

• комплексное взаимодействие анализаторов (И. П. Павлов);

• компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (П. К. Анохин, Л. С. Выготский, В. В. Лебединский, А. Р. Лурия, С. С. Ляпидевский);

• поэтапное формирование умственных действий (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин).

При составлении программы использованы системы и методы коррекционной работы, предложенные Л. Н. Ефименковой, Л. Г. Парамоновой, И. Н. Садовниковой, Т. А. Ткаченко.

Содержание и структурирование программы опирается на дидактические принципы: научности, доступности, последовательности и систематичности, индивидуального подхода, сознательности и активности, наглядности.

Содержание работы по данной программе тесно связанно с программой по русскому языку и чтению. Программа рассчитана на 72 часа в течение одного учебного года, с периодичностью занятий 2 раза в неделю. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько разделов. Учитель-логопед вправе менять разделы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для данной группы учащихся.

I этап. Диагностический

На этом этапе учитель-логопед проводит обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в индивидуальных речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

II этап. Коррекционный

Раздел 1. Звукослоговой состав слов

Развитие слогоритмической структуры слова, слогового анализа и синтеза, звукобуквенного анализа и синтеза.

Раздел 2. Дифференциация твердых и мягких согласных

Образование гласных II ряда; гласные первого и второго ряда;

Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, и, ю; дифференциация твердых и мягких согласных.

Две функции разделительного мягкого знака (показатель мягкости и разделительная).

Раздел 3. Дифференциация гласных звуков и букв

Звук и буква о; звук и буква а; дифференциация о - а; звук и буква у; дифференциация о - у; звук и буква и; дифференциация и - у; буква е, звуки j, э; буква ю, звуки j, у; дифференциация и -у.

Раздел 4. Дифференциация согласных звуков и букв, сходных по акустическим и артикуляционным признакам

Основной задачей этого этапа является развитие умения дифференцировать согласные звуки и буквы в устной и письменной речи :

• дифференциация звонких и глухих согласных;

• дифференциация твердых и мягких согласных;

• дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим признакам;

• дифференциация согласных звуков, сходных по артикуляционным признакам;

Раздел 5. Дифференциация согласных звуков и букв, сходных по графическим и оптическим признакам

Основной задачей этого этапа является дифференциация согласных букв, сходных по графическим и оптическим признакам.

III этап. Диагностика (итоговая)

Основной задачей этого этапа является оценка эффективности использования программы. Предусматривает проведение проверочных работ:

• диктантов;

• индивидуальных заданий;

• работы с дидактическим материалом;

Методические рекомендации

Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

• Каждый из смешиваемых звуков, «отрабатывается» изолированно (уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение (графема, фонематический анализ, синтез слов с заданным звуком);

• Затем оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.

В работе можно по необходимости добавлять или убирать дифференцируемые звуки и буквы. Количество часов варьируется.

Учебно-тематический план

№№ п/п Тема Количество часов

Iэтап. Диагностический 4

1 Обследование состояния звукопроизношения. Обследование зрительно-пространственных и моторных функций 1

2 Слуховой диктант. Исследование состояния словарного запаса и грамматического строя речи 1

3 Обследование фонематического восприятия, анализа и синтеза 1

4 Обследование процесса чтения 1

IIэтап. Коррекционный

Раздел 1. Звукослоговой состав слов

10

1 Звуки ибуквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Путешествие в город «Веселой азбуки» 1

2 Гласные звуки и буквы 1

3 Согласные звуки и буквы 1

4 Слог. Слогообразующая роль гласного 1

5 Слоговой анализ и синтез слов (вычленение слога из слова, определение количества слогов в слове, последовательность слогов в слове, позиционный анализ) 2

6 Фонематический анализ и синтез слов (выделение звука на фоне слова, позиционный анализ, определение количества звуков в слове, последовательность, количество звуков в слове) 2

7 Ударение. Смыслоразличительная роль ударения 2

Раздел 2. Дифференциация твердых и мягких согласных 10

1 Гласные первого ряда. 1

2 Практическое усвоение гласных второго ряда 1

3 Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, ю, и 2

4 Обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слова 1

5 Обозначение мягкости согласных мягким знаком в середине слова. Перенос слов с мягким знаком в середине слова 1

6 Обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце и в середине слова 1

7 Разделительный мягкий знак. Фонематическое восприятие 1

8 Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю, и 1

9 Две функции разделительного мягкого знака. Перенос слов с разделительным мягким знаком 1

Раздел 3. Дифференциация гласных звуков и букв 4

1

Буква ю. Фонетический анализ буквы ю. Фонематический анализ слов с буквой ю 1

2 Дифференциация у– ю 1

3 Буква ё. Фонетический анализ буквы ё. Фонематический анализ слов с буквой ё 1

4 Дифференциация ё – ю 1

Раздел 4. Дифференциация согласных звуков и букв,

сходных по акустическим и артикуляционным признакам 30

1 Звук и буква п 1

2 Звук и буква б 1

3 Дифференциация звуков п –б 1

4 Звук и буква ф 1

5 Звук и буква в 1

6 Дифференциация звуков ф – в 1

7 Звук и буква к 1

8 Звук и буква г 1

9 Дифференциация звуков к –г 1

10 Дифференциация звуков к –г –х 1

11 Звук и буква т 1

12 Звук и буква д 1

13 Дифференциация звуков т –д 1

14 Звук и буква с 1

15 Звук и буква з 1

16 Дифференциация звуков с –з 1

17 Звук и буква ш 1

18 Звук и буква ж 1

19 Дифференциация звуков ш –ж, правило жи-ши. 1

20 Звук и буква ц 1

21 Дифференциация звуков с –ц 1

22 Звук и буква ч 1

23 Дифференциация звуков ть –ч 1

24 Дифференциация звуков ч –ц 1

25 Дифференциация звуков ч –щ, правило ча-ща. 1

26 Дифференциация звуков ш –щ 1

27 Звук и буква й 1

28 Дифференциация звуков ль –й –рь 1

29 Дифференциация звуков л –в 1

30 Дифференциация звуков л –р 1

Раздел 5. Дифференциация согласных звуков и букв,

сходных по графическим и оптическим признакам 12

1 Дифференциация графически сходных букв о–а 2

2 Дифференциация графически сходных букв и –у 2

3 Дифференциация графически сходных букв п –т 2

4 Дифференциация графически сходных букв б –д 2

5 Дифференциация графически сходных букв л –м 2

6 Дифференциация графически сходных букв х–ж 2

IIIэтап. Итоговая диагностика 2

1 Обследование состояния устной речи 1

2 Обследование состояния письменной речи 1

Всего: 72

Список использованной литературы

• Выготский Л. С. Мышление и речь. - М, 1996.

• Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М, 1996.

• Ефименкова Л. К, Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М, 1991.

• Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М, 1991.

• Ильина М. Н. Подготовка к школе. - СПб, 1995.

• Каше Г. А. Подготовка детей к школе с недостатками речи. -р., 1985.

• Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб, 1995.

• Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М, 1998.

• Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шехавской. - М, 2003.

• Львов М. Р. Правописание в начальных классах. - М, 1990.

• Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. - М, 1990.

• Милоствиненко Л. Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. - СПб, 1995.

• Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфий у детей. - СПб, 1994.

• Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М, 1995.

• Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: методическое пособие. - М, 2007.

• Хватцев М. Е. Логопедия. - М, 1995.

• Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. - М, 1997.

Публикации по теме:

Дидактическая игра-книжка из ткани «Играем и учимся с удовольствием»Дидактическая игра-книжка из ткани «Играем и учимся с удовольствием» Яркая книжка малышка. является неизменным спутником ребенка практически с момента его рождения. с помощью разнообразных картинок малыш все.

Игры по профилактике дисграфии у старших дошкольниковИгры по профилактике дисграфии у старших дошкольников Игротека для дошкольников. Авторские игры учителя – логопеда Гончаренко О. Н. Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Конспект игры-занятия по развитию речи с использованием имен-признаков «В гости к Маше» Цель: Создать условия для использования имён признаков и их значений в образовательной деятельности. Задачи: • Учить детей выделять имена.

Библиотека изображений:

Публикация Коррекционная программа «Письмо с Удовольствием» для детей 7–9 лет по устранению признаков смешанной дисграфии (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Петрова Олеся Петровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Коррекционная программа «Письмо с Удовольствием» для детей 7–9 лет по устранению признаков смешанной дисграфии
Опубликовано: 11 апреля 2024 в 23:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД