МААМ-картинки

Коррекция агрессивного поведения методикой арт-терапии у детей дошкольного возраста

Кристина Березина
Коррекция агрессивного поведения методикой арт-терапии у детей дошкольного возраста

Агрессия – один из распространённых способов разрешения проблемных вопросов, возникших в сложных ситуациях, что является причиной психической напряженности. Агрессивное поведение, относительно свойственно всем, оно является интуитивной формой человеческих поступков, ключевой целью которого изначально является существованием в окружающем мире, однако, человек в отличие от животных, с накоплением опыта учится видоизменять свои инстинкты, иначе говоря, у большинства людей происходит социализация агрессии.

Публикация «Коррекция агрессивного поведения методикой арт-терапии у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Девиантное поведение у дошкольников может принимать различные формы, принято различать вербальную и физическую агрессию, каждая из которой может быть прямой или косвенной.

Вербальная агрессия проявляется в виде жалоб, гневного крика, оскорблений с целью унижения объекта агрессии.

Физическая же агрессия направлена на причинение материального ущерба объекту путём непосредственных физических действий и может проявляться в виде непосредственного нападения на жертву и причинения ей физической боли или унижения.

При деструктивном поведении выделяют три основных источника это:

- недоверие и чувство страха к окружающему миру, угрожающие ребенку;

- столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;

- отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.

Основная цель родителя – это учить ребенка контролировать агрессивные эмоции и пользоваться ими лишь в мирных намерениях. Коррекция поведения несет особую форму психолого-педагогической деятельности, она направлена на создание выигрышных условий для упорядочного психического развития личности дошкольника, и оказание ему специальной помощи.

В настоящее время детские психологи и педагоги используют самые различные средства коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей : изотерапия, игротерапия, сказкотерапия, и т. п., мы рассмотрим подробнее изотерапию.

Арт - терапия считается одним из новых методов психотерапии — это терапевтический подход, основанный на общении в сочетании с творчеством. Стратегической целью данной терапии является гармонизация развития личного самовыражения и самопознания в искусстве, а также развитие способностей к упорядоченным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда следует важнейший принцип художественной терапии – признание и принятие всех продуктов творчества ребенка не смотря на их содержание, форму и качество. Поскольку арт - терапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются прежде всего на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия; изобразительное искусство – изотерапия; литература, книга – библиотерапия).

Одним из распространенных видов арт-терапии является изотерапия (лепка, рисование)корректировка с помощью изобразительной деятельности. В современной зарубежной и отечественной изотерапии (В. Е. Фолке, Т. В. Келлер; Р. Б. Хайкин, 1977, М. Е. Бурно) выделяют направления этого метода :

— использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации;

— побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.

Изотерапия положительно сказывается в работе с детьми с разными отклонениями — задержкой психического и вербального развития, нарушение слуха, аутизме, где речевой контакт затруднен. В большинстве случаев арт-терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими внутренними проблемами. Рисуночная терапия в данном случае рассматривается, в первую очередь, как проекция своего «я» ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. В работе с дошкольниками важно использовать гибкие формы работы, и арт - терапия предоставляет эту возможность.

При рисовании дошкольник выдает все свои чувства, переживания и мечты, он представляет, что строит свои отношения в различных ситуациях и во время этого с легкостью соприкасается с некоторыми неприятными и травмирующими его образами.

На занятиях арт - терапией основной целью является коррекционная работа в сочетании с косвенной диагностикой и решением некоторых воспитательных задач. Арт - терапия предоставляет участникам высокую степень свободы и самостоятельности, поощряет характер творческой деятельности.

При реализации арт - терапии необходимо придерживаться определенных правил. Так, в художественном процессе неприемлемы действия повелительного характера. Ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также темп работы.

Арт-терапевтический подход к интерпретации детских рисунков не сводится только к количественному и качественному анализу формальных признаков, хотя, несомненно, элементы такого анализа присутствуют. Изучая непринужденные рисунки, как средство выражения стоит:

1. Рассмотреть изображение с точки зрения недостающих или пропущенных предметов. Недостающие элементы могут сыграть важное значение, они с большой долей вероятности символизируют то, чего не хватает этому человеку в реальной жизни;

2. Проанализировать то, что нарисовано в центровой части рисунка, часто именно эта деталь указывает на всю суть проблем или на то, что для этого человека является важным и на что стоит обратить внимание;

3. Важное значение имеют размеры и соотношения изображенных предметов, животных или людей. Большие фигуры вызывают усилительные действия, а маленькие — принижающие;

4. Горизонтальная линия, изображающая небо, или просто нарисованная линия, может обозначать то, что психологически доставляет дискомфорт, в большинстве случаев это груз, из-за которого человек испытывает различные страхи;

5. Написанные слова на рисунке должны быть под особым вниманием, так как в редких случаях ребенок испуган тем, что не смог выразить всю суть рисунка, поэтому слова призывают к ясности в нем.

Одно из достоинств метода - рисование, оно заключается не только в том, чтобы максимально выразить себя и отыграть психотравмирующую ситуацию, но и в том, чтобы оно требовало согласованного участия многих психических функций: мышление, способность выразить себя в речи, представление, память, воображение, зрительно-моторная координация.

Арт – терапия помогает ребенку пережить события и ситуации, которые его травмируют, восстанавливает эмоциональное равновесие, формирует психологическую защиту и дает возможность взросления. Арт-терапевтический подход является одним из наиболее успешных способов коррекции негативных эмоциональных состояний. Через рисунок можно проследить динамику изменений и осуществить диагностику актуальных эмоционально личностных проблем, но и с большим успехом провести работу над их коррекцией. Работа с дошкольником — это процесс, который требует внимательности, деликатности и осторожности, следует понимать, что в рисунке изображено восприятие ситуации, переживания, и следует обязательно провести беседу о том, что изображал на рисунке ребенок.

Таким образом мы видим, что арт-терапевтический подход приносит положительные результаты в коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников, он без трудностей помогает отреагировать на негативные эмоции, помогает прививать навыки приемлемого избавления от злости, гнева, агрессии и тренировать внутренний контроль. В арт-терапии каждый участник может оставаться самим собой, не испытывать чувства тревоги, неловкости, стыда или обиды, когда его сравнивают с более лучшими, по его мнению, детьми. При этом личностный подход не заявляют, а воплощают на практике.

Публикации по теме:

Индивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведенияИндивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведения Цель: развитие произвольного поведения и самоконтроля, обучение навыкам контроля негативных эмоций. Задачи: 1. Снятие психоэмоционального.

Консультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» ВидеоКонсультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» Видео Предлагаю вашему вниманию упражнения для игры в песочном ящике с детьми дошкольного возраста. Игры направлены на развитие творческого мышления,.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:

Публикация Коррекция агрессивного поведения методикой арт-терапии у детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Кристина Березина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Коррекция агрессивного поведения методикой арт-терапии у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 марта 2023 в 18:39
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД